Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:16, контрольная работа
Эколого-экономический спрос как составная часть сбалансированного развития региональной и национальной экономик становится основой современного бизнеса. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1990 г. оценила мировой рынок экологических товаров и услуг в 200 млрд.долл., в 2008 г. - в 700 млрд.долл. К настоящему времени сформировалась постоянно развивающаяся сеть национальных и международных стандартов и требований, соответствие которым должны обеспечивать предприятия. В будущем предприятия не смогут экспортировать продукцию, которая будет признана опасной для окружающей среды. Во многих российских регионах прилагаются существенные усилия по сокращению выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ, постоянно расширяется список видов продукции и отходов, обращение с которыми регулируется специальным законодательством.
Контрольная № 2
на тему:
“Формы
взаимодействия государственных и рыночных
регуляторов в контексте формирования
эколого-экономической системы современного
государства.”
Выполнила:
Новикова Анастасия
гр. 9506
Эколого-экономический спрос как составная часть сбалансированного развития региональной и национальной экономик становится основой современного бизнеса. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1990 г. оценила мировой рынок экологических товаров и услуг в 200 млрд.долл., в 2008 г. - в 700 млрд.долл. К настоящему времени сформировалась постоянно развивающаяся сеть национальных и международных стандартов и требований, соответствие которым должны обеспечивать предприятия. В будущем предприятия не смогут экспортировать продукцию, которая будет признана опасной для окружающей среды. Во многих российских регионах прилагаются существенные усилия по сокращению выбросов, сбросов и размещения загрязняющих веществ, постоянно расширяется список видов продукции и отходов, обращение с которыми регулируется специальным законодательством.
Рынок экологических работ и услуг в России характеризуется неэффективной институциональной средой. Формирование эколого-экономической системы осуществляется стихийно, что находит отражение в активизации посреднических структур, связанных с добычей и экспортом природных ресурсов при отсутствии существенных инвестиционных проектов, направленных на сохранение и восстановление эколого-экономического равновесия, выполнение природоохранных задач и экологизацию производства. Отсутствует действенная система регионального регулирования процессов экологизации экономических отношений. Инвестиционные расходы предпринимательского сообщества на экологическую деятельность не играют существенной роли в общем объеме совокупных расходов и не могут рассматриваться в качестве фактора поступательной макроэкономической динамики. Экологическая отчетность корпораций, как форма реализации социально ответственного поведения предпринимательского сообщества, на получила широкого распространения.
Выявленные
негативные тенденции в состоянии
российской экономики объясняются
отсутствием эффективных
Противоречия между экономическими интересами и экологическим состоянием являются одной из первостепенных задач общества, решение которых даст возможность эффективного использования природных ресурсов и увеличения экономического роста. В этой связи особенно важно создание теоретико - методологического подхода к решению эколого -экономических проблем. С этой целью необходимо, в первую очередь, теоретическое осмысление явлений, процессов и противоречий на различных уровнях эколого - экономических отношений. Экономика и экология являются относительно самостоятельными науками, развивающимися по своим законам. Но в процессе их взаимодействия возникают взаимоотношения, отражающие тесную связь их развития.
Уже всем очевидно, что без продуманной экологической политики невозможен экономический рост. Динамика взаимодействия этих двух дисциплин настолько сильна, что в настоящее время эколого - экономические задачи являются приоритетными во всех странах мира. Создание эколого-экономического сбалансированного общества является идеальной и трудноразрешимой задачей. В настоящее время, на данном этапе, общество развивается по несбалансированной, неуравновешенной, диспропорциональной направленности, решая, в первую очередь, экономические задачи в ущерб экологическим.
Такой подход привел к кризису эколого - экономической системы в целом и созданию зон экологических катастроф.
Понятие и современный взгляд, которые характеризуют взаимодействие экономики и окружающей среды, происходят из классической экономической науки прошлого века.
В настоящее время существуют как микро- , так и макроэкономические подходы к решению задач охраны окружающей среды с позиции экономики. С этой целью создаются экономические модели, широко применяемые в экономике природопользования. В моей работе рассматриваются линейная, циркуляционная и объединенная экономические модели, учитывающие состояние окружающей среды. С помощью построенных экономических моделей можно не только проиллюстрировать взаимовлияние экономики и окружающей среды, но и исследовать другие аспекты данной темы.
Для достижения конкретных положительных результатов признано наиболее эффективным применение экономического механизма регулирования природопользования и природоохранной деятельности. Под экономическим механизмом необходимо понимать следующее: внедрение в практику эколого - экономической политики финансового стимулирования; предоставление большей свободы действий природопользователям; вовлечение государственных и местных органов власти в процесс осуществления эколого - экономической политики; целенаправленное, прямое или косвенное, улучшение экологической обстановки; экологизация сознания населения.
Одним из основных экономических инструментов является применение рыночного механизма к решению экономических задач. Законы рынка диктуют более высокий уровень цен на природные ресурсы относительно цен конечной продукции. Рыночный механизм расширяет границы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов с ростом и дефицитностью.
Проблема совершенствования отношений по природопользованию в России и странах СНГ в переходный период обусловлена трудностями экономического роста, а также ухудшением условий производства. Причина в том, что в середине 80-х годов: увеличиваются затраты совокупного труда- на получение элементов природной среды, используемых в производстве; происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; возрастает дефицит условий производства. Специфические особенности качества окружающей среды как общественного, коллективного продукта и блага, потребность учета самых отдаленных последствий воздействия человека на природу, возрастания степени и «цены» (значимости) экологического риска объективно обуславливают необходимость продуманного использования методов и средств целенаправленного контроля, прогнозирования и планирования как важных инструментов реализации социально — экологической политики.
Наряду с экономическими методами регулирования охраны окружающей среды применяются и административные методы, которые в связи с переходом к рыночным экологическим отношениям используются в значительно меньшем объеме, чем раньше.
Экономическое регулирование охраны окружающей среды осуществляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства Российской Федерации.
Задачами этого регулирования являются следующие: -планирование, финансирование природоохранных мероприятий; - предоставление экологопользователям налоговых и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране окружающей среды;
•предоставление части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы субъектами хозяйственной и иной деятельности для реализации природоохранных проектов и мероприятий;
•установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов;
•применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги);
•введение
специального налогообложения экологически
опасной продукции, а также продукции,
выпускаемой с применением
• применение льготного кредитования эколо го пользователей независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды;
•применение
льготного налогообложения
• формирование
рынка работ (услуг) природоохранного
назначения; -частичное или полное
лишение премий или иных средств
поощрения руководителей
•возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.
Законодательством Российской Федерации, законами и правовыми актами субъектов Российской Федерации. Могут быть установлены и другие механизмы регулирования охраны окружающей среды.
Основным экономическим результатом и следствием правильного решения задачи рационального сочетания административно — правовых и рыночных, централизованных и децентрализованных, методов и механизмов управления природоохранной деятельностью является создание в стране таких условий, при которых нерациональное природопользование станет невыгодным, разорительным и непрестижным.
В условиях переходного периода перед экономистами возникает ряд проблем, связанных с управлением процессами взаимодействия природы и общества. Как показывает практика, от эффективности этого взаимодействия зависит выбор административно — правовых инструментов и механизмов управления. Среди подобных инструментов и механизмов также особое место занимают платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, налоги за экологически «грязную» продукцию, льготное кредитование, дотации и субсидии на осуществление природоохранных мероприятий и т.д.
Особое место занимает организация благоприятных условий для развития эколого — ориентированных предприятий. Такие предприятия решают 2 задачи: с одной стороны, природоохранные задачи, с другой -привлечение малого бизнеса в сферу природопользования.
Дело в том, что развитие малого бизнеса способствует решению многих экологических задач. Для этого необходимо учитывать специфику развития экологически — ориентированных производств, которые должны проходить в жестких схемах организации труда с использованием основных рычагов экономического регулирования, с инициативной поддержкой государственных органов.
Эти и другие задачи, как уже указывалось выше, экономика природопользования может успешно решить только во взаимодействии и кооперации с другими гуманитарными и естественными науками. Их решение затрагивают интересы всех слоев и групп населения, поэтому широкое и активное участие в планировании и управлении природоохранной деятельностью является важнейшим условием обеспечения необходимого качества природной среды.
В настоящее время в России отсутствует экономическая база, позволяющая решить природоохранные задачи. Экономическая и политическая нестабильность страны вытеснила экологические проблемы из повседневной жизни. В связи с этим возникла потребность создания нового вида производств, способных решить экологические задачи — экологическое предпринимательство.
Экологическое предпринимательство представляет собой самостоятельную отрасль индустрии, включающую в себя широкий спектр товарной продукции - промышленные установки, приборы, технологии, включая информационные технологии, а также работы и услуги.
В отличие от других производств экологическое предпринимательство относится к производствам, имеющим низкий прибыльный коэффициент. В настоящее время ценообразование происходит в большей степени за счет фактора спроса, чем предложение. Эта ситуация вынуждает экологического предпринимателя назначить минимально допустимую цену, влекущую минимальную прибыль. Единственным на сей день рентабельным является экологическое предпринимательство, связанное с переработкой и захоронением отходов ядерной промышленности и атомных электростанций. Оно способно финансировать, в основном, только научно исследовательские учреждения и организации, следящие за состоянием и функционированием экосистем. Государство должно создать правовые нормативы, стимулирующие развитие экологического предпринимательства. В частности, необходимо провести новую налоговую политику относительно экологических производств. Налоги от продаж продукции должны быть достаточно мизерны, а в редких случаях даже отсутствовать. Целесообразно распространить режим льготного кредитования не только на предприятиях, связанных с производством экологической продукции, но финансирование мероприятий на техногенных производствах, связанных с закупкой экологического оборудования и организацией охраны окружающей среды. Развитие экологического предпринимательства возможно лишь в том случае, когда оно экономически эффективно.