Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:52, реферат
Цель реферата – изучение регулирования инвестиционной деятельно-сти в Российской Федерации.
При выполнении реферата ставились следующие задачи:
- исследовать современную законодательную базу в области инвестицион-ной деятельности;
- изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
2. Государственное регулирование
инвестиционной деятельности
Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:
─ контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации, т.е. согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.
─ экспертиза инвестиционных проектов, т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.
Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:
• установления субъектами инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
• защиты интересов инвесторов;
• предоставление субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства объектов социально-культурного назначения;
• прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
─ разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
─ размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;
─ выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
─ вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
─ предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
─ проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики.
Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
1. установочную (целеполагающую);
2. мобилизующую;
3. стимулирующую;
4. контролирующую.
Установочная функция
государства заключается в
Мобилизирующая функция
государства заключается в
Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.
Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.
В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.
Стратегия – долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:
1) постановку долговременных
целей и задач, обоснование
принципов и приоритетов
2) определение основных источников и резервов долговременных вложений;
3) обоснование направлений
и способов использования
Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:
1. она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
2. ориентируется на поиск
специфических, наиболее
3. использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.
В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.
1.2. Порядок осуществления, прекращения и приостановления инвестиционной деятельности
Порядок осуществления инвестиционной деятельности в РФ (в том числе долевого инвестирования) урегулирован двумя основными актами. Во-первых, это Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 № 39-ФЗ (с изменениями от 02.01.2000).
Во-вторых, Закон "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26.06.91 (с изменениями от 19.06.95, 25.02.99). Однако нужно учитывать, что он действует только в части норм, не противоречащих Федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Кроме того, существует Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.99 № 160-ФЗ (с изменениями от 21.03.02).
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ.
Условия договоров и государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В случае нарушения требований законодательства РФ, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством РФ.
Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством РФ и заключенными договорами и государственными контрактами.
Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности производится в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством.
Инвесторы возмещают другим участникам инвестиционной деятельности убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения своих обязательств по договорам (контрактам) с ними.
Правомочные государственные
органы в установленном
- признания инвестора банкротом;
- стихийных и иных бедствий, катастроф;
- введения чрезвычайного положения;
- если продолжение
Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной деятельности в этих случаях определяется законодательством РФ и республик в составе РФ.
В соответствии со статьей 14 закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности» государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. Казалось бы, такая формулировка не должна вызывать разночтений и вызывать доверие инвесторов к государству. Т.е., согласно данной формулировке, права участника инвестиционной деятельности остаются неизменными в течение всего времени осуществления им инвестирования той или иной области экономики России. Но, как бы перестраховываясь от самого себя, законодатель формулирует другую часть статьи следующим образом: «..в случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования.» Принимая такие акты, законодатель допускает нарушение статьи 5 данного закона, в которой закреплены права участников инвестиционной деятельности. Таким образом, государство все-таки допускает принятие нормативных актов, противоречащих стабильности прав инвестора, а значит и первому предложению текста статьи 14. Срок, по прошествии которого такие нормативные акты могут вступать в законную силу, законодатель определяет продолжительностью в один год. Но инвестирование экономики, а особенно российской требует долгосрочных вложений средств. Результат от таких вложений может быть достигнут не через год, а через несколько лет. Следовательно, такая формулировка недопустима в качестве нормы, гарантирующей стабильность прав, а значит, подрывает доверие возможных инвесторов к государству.
В части 2 статьи 15 закона «Об
инвестиционной деятельности в РСФСР»
гарантируется невозможность
Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту инвестиций можно также считать частью процесса регулирования инвестиционной деятельности государством.
Ответственность субъектов инвестиционной деятельности предусмотрена в статье 16 закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Часть 1 данной статьи гласи: «При несоблюдении требований действующего законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах между субъектами инвестиционной деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном указанными актами.» В части второй говорится следующее: «Государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности». При сравнении этих норм на первый взгляд, кажется, что государственные органы несут ответственность только в том случае, если ими будут нарушены соглашения с другими субъектами инвестиционной деятельности, а при нарушении законодательства РФ ответственность для государственных органов не предусмотрена. Видимо, законодатель учитывает в части 1 статьи 16, что государственные органы также могут являться субъектами инвестиционной деятельности, а, следовательно, также несут ответственность за нарушение законодательства РФ. Но хотелось бы отметить, что часть 1 статьи 16 лучше бы звучала следующим образом: «Все субъекты инвестиционной деятельности, в том числе и государственные органы всех уровней, несут ответственность.….».
На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложных процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.
Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ