Инновации как способ преодоления кризисной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:26, реферат

Описание

Антикризисный маркетинг способствует к сохранению и укреплению конкурентного положения предприятия, предотвращая его от банкротства. Путем инноваций, можно воздействовать на развитие деятельности организации, находить новые пути в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах. Любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии в предприятии способствует во благо всей страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие кризиса, его причины и последствия………………………………4
2. Понятие инновации……………………………………………………………6
3. Способ преодоления кризисной ситуации с помощью инноваций………..10
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ АНТИКРИЗИСНЫЙ МАРКЕТИНГ.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

    • Министерство  образования и  науки Российской Федерации.

    Федеральное Агентство по образованию.

    «Государственное  образовательное  учреждение Санкт-Петербургский  Государственный  Университет Сервиса  и Экономики»

    _______________________________________________________________ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       РЕФЕРАТ

       По  дисциплине «Антикризисный маркетинг»

       На  тему «Инновации как способ преодоления кризисной ситуации» 
     
     
     
     

      •                                                              Выполнила:

                                                                                             Студентка 5  курса.

                                                                                             Группа: 080111 (0615)

                                                                                             Заочное

                                                                                             Меньшикова Екатерина Сергеевна

                                                                                             Проверила: Дьяконова И.В. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Санкт-Петербург

      2011 г. 
       

      Содержание.

      Введение…………………………………………………………………………..3

      1. Понятие кризиса, его причины и последствия………………………………4

      2. Понятие инновации……………………………………………………………6

      3. Способ преодоления кризисной ситуации с помощью инноваций………..10

      Заключение……………………………………………………………………….18

      Список  использованной литературы…………………………………………...20 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Введение.

           Инновации в антикризисном маркетинге все  больше и больше актуальны в наше время. Ведь сейчас, кризисное состояние  у предприятия можно встретить на каждом  шагу.

           Кризис  - это крайнее обострение противоречий в социально- экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

           Антикризисный маркетинг способствует к сохранению и укреплению конкурентного положения предприятия, предотвращая его от банкротства. Путем инноваций, можно воздействовать на развитие деятельности организации, находить новые пути в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах. Любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии в предприятии способствует во благо всей страны.

           В процессе формирования эффективной  системы в инновационном маркетинге от уровня инновационного потенциала предприятия – его возможности в достижении поставленных инновационных целей.

             Реализация этих целей в глобальных  масштабах выступает как средство  получения достаточно высокой  прибыли в долгосрочной перспективе,  упрочения, а затем и повышения  конкурентных возможностей на  рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом. 
       
       
       
       
       
       
       
       

          1. Понятие кризиса, его причины  и последствия.

           Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

           Данное  понятие тесно связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения.

           Основные  причины кризиса:

      • Объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации;
      • Субъективные, отражающие ошибки в управлении;
      • Природные, характеризующие явление климата, землетрясения и др.
      • Внешними, связанные с тенденциями и стратегией макроэкономичекого развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране;
      • Внутренние, связанные с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, инновационной и инвестиционной политикой.      Если понимать кризис, таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

             Также кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

             Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

             Разные  последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      1. Понятие инноваций.

           «Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления»1. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

           Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое  явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс  использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным шагом.

           Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

      1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
      2. внедрение продукции с новыми свойствами;
      3. использование нового сырья;
      4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
      5. появление новых рынков сбыта.

           Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков:

      1. По степени новизны:
      • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
      • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
      • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
      1. По объекту применения:
      • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
      • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
      • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
      • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
      1. По масштабам применения:
        • отраслевые;
        • межотраслевые;
        • региональные;
        • в рамках предприятия (фирмы).
      1. По причинам возникновения:
      • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
      • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
      1. По эффективности:
      • экономическая;
      • социальная;
      • экологическая;
      • интегральная.

           Инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

           В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

      1. инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
      2. пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
      3. маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
      4. приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
      5. приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
      6. производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

           Инновация не обязательно должна быть технической  и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут  соперничать в своем влиянии  с такой идеей, как продажа  в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. «Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей»2.

           Таким образом, непременными свойствами инновации  являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

          1. Способ  преодоления кризисной  ситуации с помощью  инноваций.

           Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития.

           Развитие — это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации (фирмы), ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить, новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.

           В нашей стране особенно актуальна  данная проблема. Сложившаяся в настоящее время ситуация в российской экономике характеризуется общим спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также практически полным отсутствием у государственных структур целостной инновационной политики.

           Кризис  в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов.

           С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисного управления, а также маркетинга.

           Вместе  с тем характер и особенности  развития инновационных процессов  определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории нововведений, начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности.

           Австрийский экономист Й.Шумпетер разработал собственную теорию экономического развития инноваций. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения.

           В соответствии с классификацией Й. Шумпетера  понятие «нововведения» рассматривается, как:

      1. изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
      2. внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
      3. освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;
      4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
      5. проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

           Современная концепция теории инновации включает такие понятия, как «жизненный цикл продукции» и «жизненный цикл технологии производства». В самом общем виде структуру жизненного цикла продукции, включая инновационный процесс, рассмотрим на рис. 1

           Рис.1 Классический вид кривой жизненного цикла.

           Инновационный процесс, является частью жизненного цикла  продукции, включает различные стадии — начиная от исследования и разработки новой технической идеи, технологии и кончая доведением ее до промышленного внедрения, получения нового продукта и его коммерциализации.

           Заключительный  этап инновационного процесса, связанный  с освоением масштабного производства новой продукции, требует реконструкции производственных мощностей, совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности и т. д. На финансирование работ на данном этапе потребуется значительно больше (примерно в 6—8 раз) затрат, чем на исследования и разработки. Величина этих затрат также зависит от объемов освоения новых видов продукции. Однако инвестиции продолжают носить рисковый характер, так как реакция рынка на этом этапе еще неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. Здесь важно помнить, что новый продукт, созданный с учетом всех достижений научно-технического прогресса, может быть не востребован на рынке. Поэтому очень важен этап коммерциализации, где через маркетинг формируется спрос на новую продукцию, осуществляется обратная связь с потребителями произведенного нового продукта и определяется дальнейший ход исследований и разработок.

           Данные  этапы инновационного процесса предполагают свои методы организации труда, управления, финансирования, кадрового обучения.  Предприятие для уменьшения риска и обеспечения полного успеха должно выполнить общую задачу в достижении общей цели – получения нововведения, а затем нового изделия или технологии.

           В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями — важнейшей задачей антикризисной политики предприятия.

            Рассмотрим  схему процесса принятия инновационных  решений на рис.2

                                       

           

             

                                                                                                               Источники идей

                                                                                                                                    Внешние и внутренние

       

       

       
       

      Рис.2 Схема  процесса принятия инновационных решений.   

           Для реализации всех целей поставленных руководителями перед организацией необходимо изучить – потенциальный  уровень данного предприятия.

           Инновационный потенциал любого предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими.

           К ним относятся:

        • сложившийся ранее уровень развития производства;
        • состояние механизма и системы управления;
        • тип и ориентация организационной структуры;
        • тенденции экономической и инновационной политики;
      • понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.

           Определяющие  факторы инновационного потенциала:

      1. факторы внутренней среды представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как:
        • постановка целей;
        • выработка инновационных решений;
        • разработка проектов и программ;
      1. факторы внешней среды, которые складываются из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных его аспектах:
        • финансово-хозяйственного положения,
        • состояния организационной структуры управления,
        • организационно-технического уровня коммуникационной системы и т.д.      

           Инновационный потенциал предприятия определяется также:  величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров.

           Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

      • организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;
      • поиск этой группой разнообразных источников информации, как внутри-, так и внефирменных;
      • использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;
      • поощрение и поддержка менеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;
      • поощрение принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;
      • четкая стратегия управления нововведениями.

           С принципами управления тесно связана  инновационная стратегия, которая  определяет способность в определении  приоритетов.

           Существует  два основных типа инновационной  стратегии:

      1. адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;
      2. конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

           Адаптивную  стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такая стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов.

             В практике было много примеров, когда  фирма относительно успешно функционировала, но не развивалась.

             Конкурентная  стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновации, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.

             Основу  его стратегии составляют интенсивные  инвестиции в исследования и разработки, развитие производства, подготовку кадров.

             Инновационная деятельность крупных компаний, успешно  действующих на рынке, развивается, как правило, широким фронтом  и распространяется на соответствующие  организационные подразделения.

           Организации, нацеленные на использование всех уровней  организационного опыта, отличаются способностью экспериментировать, анализировать успехи и неудачи, делать выводы из практики.

             В основе их деятельности — системное  мышление, открывающее возможности  для творчества.

             Творчество  имеет два важных аспекта. Один из них — личная гибкость, т. е. способность изменить собственное поведение под воздействием реальности. Менеджеры должны быть способны отказаться от укоренившихся привычек и рутины, расширять возможности своего поведения, проникая в неисследованные области. Другой аспект — желание принимать риск. Придать менеджменту творческий характер, значит освободить его от страха потерпеть неудачу.

             В этом контексте результаты действий, положительные или отрицательные, рассматриваются не как успех  или неудача, а как информация, используемая для выработки дальнейших действий.

             Таким образом, в общей сложности развития инновационного потенциала зависит  от уровня организационного сознания управленческого персонала. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

             Заключение.

             Проанализировав данную тему, можно сделать вывод, что в современных условиях любая социально-экономическая система достигает успеха, если она последовательно развивается.      Поиск возможных решений проблем в управлении организации инновациями становятся одной из важнейших задач антикризисного управления и маркетинга.  Многое зависит от качества принимаемых инновационных решений и возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели. Причем наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.

             Таким образом, основную роль в процессе антикризисного маркетинга играют не столько единичные инновации, сколько масштабные инновационные стратегии, призванные координировать направления развития предприятия на протяжении длительного периода времени.

             Изучив  основные механизмы антикризисных  инноваций, мы приходим к выводу, что  оно не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают.

               Более того, процесс развития  не завершается осуществлением  более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи, растет производительность труда и т.д. Все перечисленные последствия использования инновационных подходов в развитии организации, а также многие другие, закладывают основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Список  использованной литературы.

      1. Антикризисное управлении: Учебное пособие /Рук. авт. колл. проф. И.К. Ларионов. – 6-изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 292с.
      2. Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление / 2-у изд., перераб. и доп. ­ М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2009. ­ 311с.
      3. Гpибoв В.В., Гpyзинoв А.Д. Инновации в антикризисном управлении.- М: Экономика, 2006, С. 17.
      4. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. -Таганрог: ТРТУ, 2004.
      5. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. Учебное пособие. — М.: Финпресс, НГАЭиУ, 2007.
      6. Ф.Котлер. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. – Спб.: Питер, 2005.  – стр.375
      7. Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2008.

Информация о работе Инновации как способ преодоления кризисной ситуации