Инновационная стратегия понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 10:36, реферат

Описание

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 42.50 Кб (Скачать документ)
 

 Инновации, их экономическая  сущность и значение

2 Структура инновационного  процесса

1 ИННОВАЦИИ, ИХ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ

Следует различать  термины «нововведения» и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение.

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Научно-техническое  нововведение необходимо рассматривать  как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

Первый подход отражает в основном продуктовую  ориентацию нововведения. Инновация  определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация  всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который  можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.

Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследоваемой и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновация может быть рассмотрена как:

- процесс;

- система;

- изменение;

- результат.

Инновация имеет  четкую ориентацию на конечный результат  прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный  процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

Инновация в  своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено  сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

- состояние внешней  среды (политическая и экономическая  ситуация, тип рынка, характер  конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

- состояние внутренней  среды данной хозяйственной системы  (наличие лидера-предпринимателя  и команды поддержки, финансовые  и материально-технические ресурсы,  применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

- специфика самого  инновационного процесса как  объекта управления.

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

Новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости.

2 СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

инновация жизненный  цикл

В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в  следующем виде:

1) выявление  проблемной ситуации (имитация инновации);

2) формулировка  целей инновации;

3) анализ существующего  положения (диагностика проблемы  организации или отдельного ее  элемента);

4) принятие решения  о целесообразности разработки  инновации определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование  и утверждение проекта инновации;

7) подготовка  объекта к инновации;

8) внедрение  инновации;

9) оценка фактической  эффективности инновации;

10) устаревание.

Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.

Вслед за экономическим  освоением инновации сначала  на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

Заключительная  фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.

Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих  признаков.

По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.

Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый  уровень конкурентоспособности  производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.

Стратегическая  формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.

По предмету и сфере приложения инноваций  происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования  товара, возможность реализации инноваций  на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).

По степени  новизны инноваций выделяют:

- нестандартные  группы инноваций, включающие  новый товар, произведенный на  основе впервые разработанного  технического решения, не имеющего аналога;

- улучшающие - новые  товары или технологические процессы, разработанные на основе использования  достижений научно-технического  процесса и обеспечивающие совершенные  технико-эксплуатационные характеристики  в сравнении с действующими  аналогами;

- модификационные  - нововведения, расширяющие эксплуатационные  возможности товара или технологического  процесса.

По характеру  удовлетворения потребностей инновационные  группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся  на рынке новые потребности.

Новшество - новое  явление, открытие, идея, метод и  т.д., в виде оформленного результата исследований, разработок или экспериментальных  работ по повышению эффективности  какой-либо сферы деятельности.

Ноу-хау (дословно «знаю как») - научные, технические, коммерческие, организационные знания и умения, владение которыми обеспечивает определенные преимущества предприятию или отдельному человеку.

Инновация - это  внедренное новшество, обладающее высокой  эффективностью. Является конечным результатом  интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов

Инновационная деятельность - деятельность субъектов  малого предпринимательства, направленная на использование научных знаний и новых технологий с целью производства нового или улучшения качества и снижения издержек производимого продукта, способов его производства;

Виды инновационной  деятельности. Инновационная деятельность предусматривает инвестирование научных исследований и разработок, направленных на осуществление качественных изменений в состоянии продуктивных сил и прогрессивных межотраслевых структурных сдвигов, разработки и внедрение новых видов продукции и технологий.

Инновационная деятельность осуществляется за такими направлениями:

- проведение  научных исследований и разработок, направленных на создание объектов  интеллектуальной собственности,  научно-технической продукции;

- разработка, освоение, выпуск и распространение принципиально  новых видов техники и технологии;

- разработка  и внедрение новых ресурсозберигаючих  технологий, предназначенных для  улучшения социального и экологического  положения;

- техническое  перевооружение, реконструкция, расширение, строительство новых предприятий,  которые осуществляются впервые как промышленное освоение производства новой продукции или внедрение новой технологии.

Инвестирование  воспроизведения основных фондов и  прироста материально-производственных запасов осуществляется как капитальные  вложения.

Информация о работе Инновационная стратегия понятие и виды