Инновационый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:15, реферат

Описание

Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.

Работа состоит из  1 файл

иновац менедж.docx

— 46.39 Кб (Скачать документ)

13.Основные  направления государственного  регулирования инновационной  деятельности.

     Основной  правовой формой государственного регулирования  являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения  инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной  инфраструктуры.

   К основным направлениям государственного регулирования данного вида предпринимательской  деятельности относятся следующие.

  1. Создание специальных структур, проводящих политику в данной сфере. Это, например, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Министерство науки и технологий РФ.
  2. Создание специальных фондов, образуемых за счет налоговых отчислений и бюджетных ассигнований. Можно назвать Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.
  3. Разработка, реализация, финансирование целевых инновационных программ. Например, Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения (1996-2000 годы)".
  4. Финансирование на возвратной основе, инвестирование бюджетных средств в инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор, через Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития.
  5. Установление правил учета, оценки инноваций. Так, п. 55-57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определены правила учета и погашения стоимости нематериальных активов организации.
  6. Определение порядка ускоренной амортизации отдельных видов имущества. Ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных начислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что стимулирует вложение средств в инновации.
  7. Проведение налоговой политики, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Данное направление стимулирования инновационной деятельности касается как определения налогооблагаемой базы, так и предоставления льгот при уплате налогов. Так, в соответствии со ст. 262 НК РФ в расходы организаций, связанные с производством и реализацией, разрешено включать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство. Указанные расходы признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Они равномерно включаются в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг). Расходы на исследования, не давшие положительного результата, подлежат включению в состав расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов.
  8. Страхование финансовых рисков с постепенным расширением перечня страховых рисков, с включением в него технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов.
  9. Информационное обеспечение инновационной деятельности.
  10. Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства, в частности через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

   Инновационная политика государства является составной  частью государственной социально-экономической  политики и регулируется Федеральным  законом от 23 августа 1996 г. "О науке  и государственной научно-технической  политике". Концепция инновационной  политики РФ на 1998- 2000 годы была одобрена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. Данным актом определены направления инновационной политики, методы ее реализации, институциональные  и законодательно-правовые условия  реализации инновационной политики, экономические и финансовые основы активизации инновационной деятельности.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды регулирования Способы регулирования
Организационное регулирование инновационной деятельности ·  развитие инновационной инфраструктуры,

·  обеспечение приоритета инновационной деятельности,

·  моральное поощрение авторов инноваций,

·  содействие модернизации,

·  развитие интеграционных процессов,

·  развитие международных связей

Экономическое и финансовое регулирование инновационной  деятельности ·  развитие предложения инноваций,

·  расширение спроса на инновации,

·  содействие конкуренции в инновационной сфере,

·  развитие предпринимательства,

·  обеспечение занятости в инновационной сфере,

·  развитие лизинга наукоемкой продукции

·  инвестиции в инновации, повышение их эффективности,

·  создание благоприятного инвестиционного климата

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности ·  охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности,

·  охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями,

·  защита промышленной, интеллектуальной собственности,

·  развитие договорных отношений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     

Государство осуществляет все виды регулирования  инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.     

Высшая  форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной  политики, управление инновационной  деятельностью. Такая политика разрабатывается  на основе утверждения приоритетного  значения инновационной деятельности для современного общественного  развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия  для инновационной деятельности.     

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
  • расширение спроса на инновации,
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
  • содействие модернизации техники,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции,
  • активизация предпринимательства,
  • пресечение недобросовестной конкуренции,
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
  • развитие экспортного потенциала страны,
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.
 

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
  • кадровая поддержка инновационной деятельности,
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
 

    ФИНАНСОВЫЕ  ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.
 

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.
 

     Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции  РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых  в соответствии с ними законов  и иных нормативных правовых актов  РФ и субъектов РФ, а также международных  договоров РФ, относящихся к инновационной  деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают  как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским  кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.    

      Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений  между субъектами инновационной  деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

  • договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
  • договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
  • договоров строительного подряда,
  • договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,
  • договоров страхования инновационных рисков,
  • договоров (контрактов) с инвесторами,
  • и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.
 

    Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

  • инновационных прогнозов
  • инновационных стратегий
  • инновационных программ
  • инновационных проектов.
  • программ и проектов поддержки инновационной деятельности.
 

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.) 
      Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. 
      В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.    

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. 
     Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. 
     Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.    

      ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.     

      ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.    

      ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.    

Информация о работе Инновационый менеджмент