13.Основные
направления государственного
регулирования инновационной
деятельности.
Основной
правовой формой государственного регулирования
являются правовые акты. Это многочисленные
нормативно-правовые акты, регулирующие
порядок создания и внедрения
инноваций, а также иные акты, нацеленные
на создание рыночной инновационной
инфраструктуры.
К
основным направлениям государственного
регулирования данного вида предпринимательской
деятельности относятся следующие.
- Создание
специальных структур, проводящих политику
в данной сфере. Это, например, Российское
агентство по патентам и товарным знакам,
Министерство науки и технологий РФ.
- Создание
специальных фондов, образуемых за счет
налоговых отчислений и бюджетных ассигнований.
Можно назвать Российский фонд фундаментальных
исследований, Российский гуманитарный
научный фонд.
- Разработка,
реализация, финансирование целевых инновационных
программ. Например, Федеральная целевая
научно-техническая программа "Исследования
и разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники гражданского
назначения (1996-2000 годы)".
- Финансирование
на возвратной основе, инвестирование
бюджетных средств в инновационные проекты,
прошедшие конкурсный отбор, через Федеральный
фонд производственных инноваций, Российский
фонд технологического развития.
- Установление
правил учета, оценки инноваций. Так, п.
55-57 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности в РФ
определены правила учета и погашения
стоимости нематериальных активов организации.
- Определение
порядка ускоренной амортизации отдельных
видов имущества. Ускоренная амортизация
является способом быстрого накопления
амортизационных начислений, повышения
возможности списания устаревшего оборудования
и замены его новым, что стимулирует вложение
средств в инновации.
- Проведение
налоговой политики, направленной на создание
благоприятных условий для осуществления
инновационной деятельности. Данное направление
стимулирования инновационной деятельности
касается как определения налогооблагаемой
базы, так и предоставления льгот при уплате
налогов. Так, в соответствии со ст. 262 НК
РФ в расходы организаций, связанные с
производством и реализацией, разрешено
включать расходы на научные исследования
и опытно-конструкторские разработки,
относящиеся к созданию новой или усовершенствованию
производимой продукции (товаров, работ,
услуг), в частности расходы на изобретательство.
Указанные расходы признаются для целей
налогообложения после завершения этих
исследований или разработок и подписания
сторонами акта сдачи-приемки. Они равномерно
включаются в состав прочих расходов в
течение трех лет при условии использования
указанных исследований и разработок
в производстве и (или) при реализации
товаров (работ, услуг). Расходы на исследования,
не давшие положительного результата,
подлежат включению в состав расходов
равномерно в течение трех лет в размере,
не превышающем 70 процентов фактически
осуществленных расходов.
- Страхование
финансовых рисков с постепенным расширением
перечня страховых рисков, с включением
в него технических и других рисков, связанных
с реализацией инновационных проектов.
- Информационное
обеспечение инновационной деятельности.
- Государственная
поддержка малого инновационного предпринимательства,
в частности через Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической
сфере.
Инновационная
политика государства является составной
частью государственной социально-экономической
политики и регулируется Федеральным
законом от 23 августа 1996 г. "О науке
и государственной научно-технической
политике". Концепция инновационной
политики РФ на 1998- 2000 годы была одобрена
Постановлением Правительства РФ от
24 июля 1998 г. № 832. Данным актом определены
направления инновационной политики,
методы ее реализации, институциональные
и законодательно-правовые условия
реализации инновационной политики,
экономические и финансовые основы
активизации инновационной деятельности.
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Виды регулирования |
Способы
регулирования |
Организационное
регулирование инновационной деятельности |
· развитие
инновационной инфраструктуры,
· обеспечение
приоритета инновационной деятельности,
· моральное
поощрение авторов инноваций,
· содействие
модернизации,
· развитие
интеграционных процессов,
· развитие
международных связей |
Экономическое
и финансовое регулирование инновационной
деятельности |
· развитие
предложения инноваций,
· расширение
спроса на инновации,
· содействие
конкуренции в инновационной сфере,
· развитие
предпринимательства,
· обеспечение
занятости в инновационной сфере,
· развитие
лизинга наукоемкой продукции
· инвестиции
в инновации, повышение их эффективности,
· создание
благоприятного инвестиционного климата |
Нормативно-правовое
регулирование инновационной деятельности |
· охрана прав
и интересов субъектов инновационной
деятельности,
· охрана
прав владения, пользования и распоряжения
инновациями,
· защита
промышленной, интеллектуальной собственности,
· развитие
договорных отношений |
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государство
осуществляет все виды регулирования
инновационной деятельности - организационное,
экономическое, финансовое, нормативно-правовое.
Высшая
форма регулятивной деятельности -
это выработка и проведение инновационной
политики, управление инновационной
деятельностью. Такая политика разрабатывается
на основе утверждения приоритетного
значения инновационной деятельности
для современного общественного
развития. Государство создает организационные,
экономические и правовые условия
для инновационной деятельности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ государственного регулирования,
способствующие созданию, освоению и распространению
инноваций:
- развитие
рыночных отношений,
- проведение
налоговой политики и политики ценообразования,
способствующих росту предложения на
рынке инноваций,
- создание
выгодных налоговых условий для ведения
инновационной деятельности всеми субъектами,
- обеспечение
эффективной занятости в инновационной
сфере,
- расширение
спроса на инновации,
- предоставление
финансовой поддержки и налоговых льгот
российским предприятиям, осваивающим
и распространяющим инновации,
- содействие
модернизации техники,
- развитие
лизинга наукоемкой продукции,
- активизация
предпринимательства,
- пресечение
недобросовестной конкуренции,
- поддержка
отечественной инновационной продукции
на международном рынке,
- развитие
экспортного потенциала страны,
- развитие
внешнеэкономических связей в инновационной
сфере,
- внешнеэкономическая
поддержка, включая предоставление таможенных
льгот для инновационных проектов, включенных
в государственные инновационные программы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ государственного регулирования
инновационной деятельности:
- государственная
поддержка инновационных проектов, включенных
в федеральные и региональные инновационные
программы;
- содействие
развитию инновационной инфраструктуры,
- кадровая
поддержка инновационной деятельности,
- содействие
подготовке, переподготовке и повышению
квалификации кадров, осуществяющих инновационную
деятельность;
- моральное
стимулирование инновационной деятельности
(например, присвоение звания Заслуженный
новатор РФ указом президента РФ);
- информационная
поддержка инновационной деятельности
(обеспечение свободы доступа к информации
о приоритетах государственной политики
в инновационной сфере, к сведениям о завершенных
научно-технических исследованиях, которые
могут стать основой для инновационной
деятельности, к данным о выполняемых
и завершенных инновационных проектах
и программах и т.п.);
- содействие
интеграционным процессам, расширению
взаимодействия субъектов РФ в инновационной
сфере, развитию международного сотрудничества
в этой области;
- защита интересов
российских субъектов инновационной деятельности
в международных организациях.
ФИНАНСОВЫЕ
ФАКТОРЫ государственного регулирования
инновационной деятельности:
- проведение
бюджетной политики, обеспечивающей финансирование
инновационной деятельности,
- направление
в инновационную сферу государственных
ресурсов и повышение эффективности их
использования,
- выделение
прямых государственных инвестиций для
реализации инновационных программ и
проектов, важных для общественного развития,
но не привлекательных для частных инвесторов,
- создание
благоприятного инвестиционного климата
в инновационной сфере,
- предоставление
дотаций, льготных кредитов, гарантий
российским и иностранным инвесторам,
принимающим участие в инновационной
деятельности,
- снижение
отчислений субъектам РФ налогов в федеральный
бюджет в случае использования ими своих
бюджетных средств для финансирования
федеральных инновационных программ и
проектов.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ФАКТОРЫ государственного регулирования
инновационной деятельности:
- установление
правовых основ взаимоотношений субъектов
инновационной деятельности,
- гарантирование
охраны прав и интересов субъектов инновационной
деятельности, в частности, охраны таких
наиболее существенных для развития инновационной
деятельности прав, как права интеллектуальной
собственности.
Нормативно-правовое
регулирование инновационной деятельности
осущестляется на базе Конституции
РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых
в соответствии с ними законов
и иных нормативных правовых актов
РФ и субъектов РФ, а также международных
договоров РФ, относящихся к инновационной
деятельности. В основе этого регулирования
- правовая охрана результатов, полученных
в ходе инновационной деятельности.
Поскольку эти результаты представляют
собой новые интеллектуальные продукты
и технологии, постольку они предстают
как объекты интеллектуальной собственности.
Их правовая охрана осуществляется на
базе требований по охране интеллектуальной
собственности, установленных Гражданским
кодексом РФ, Патентным законом РФ
и другими законодательными актами
в области охраны интеллектуальной
собственности.
Нормативно-правовое
регулирование взаимоотношений
между субъектами инновационной
деятельности, а также между ними
и другими участниками инновационного
процесса осуществляется на основе договоров,
а именно:
- договоров
на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ,
- договоров
на выполнение проектных и изыскательских
работ,
- договоров
строительного подряда,
- договоров
по оказанию услуг для осуществления инновационной
деятельности,
- договоров
страхования инновационных рисков,
- договоров
(контрактов) с инвесторами,
- и иных договоров,
предусмотренных законодательством РФ.
Регулирование
инновационной деятельности происходит
на базе:
- инновационных
прогнозов
- инновационных
стратегий
- инновационных
программ
- инновационных
проектов.
- программ
и проектов поддержки инновационной деятельности.
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПРОГНОЗ - это предвидение основных
параметров инновационной деятельности
(ее направлений, видов, объектов, последствий
и т.п.)
Инновационные прогнозы являются составной
частью прогноза социально-экономического
развития РФ, разрабатываемого в соответствии
с законодательством РФ.
В инновационных прогнозах строятся сценарии
освоения и распространения базисных
инноваций, социально-экономических последствий
практического использования новых наукоемких
продуктов и технологий.
ИННОВАЦИОННАЯ
СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных
направлений инновационной деятельности.
Стратегические приоритеты государственной
инновационной политики отражаются в
концепции социально-экономического развития
РФ на долгосрочную перспективу, в программе
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу, докладываются
Федеральному собранию РФ.
Субъекты РФ разрабатывают инновационные
прогнозы и стратегии региональной инновационной
политики.
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных
документов, которые предусматривают
осуществление конкретной инновационной
деятельности в определенный период времени.
ПРОЕКТ
(ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это
проект (программа) развития инновационной
инфраструктуры.
ИННОВАЦИОННАЯ
ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных
инновационных проектов и проектов поддержки
инновационной деятельности.