Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 00:47, доклад
В 60-70-е годы меры по охране окружающей среды воспринимались производителями как исключительно затратные, ухудшающие конкурентные способности, а, следовательно, нежелательные. С тех пор многое изменилось, и эта точка зрения находит все меньше сторонников, а появившийся совсем недавно экологический маркетинг помогает осознать выгоду от таких затратных мер. Как и за счет чего основные направления экологического маркетинга могут приносить прибыль предприятию?
В европейских странах отсутствие экомаркировки на продукции ведет к снижению цен на нее на 20-30% |
В западных странах вопросы экологической безопасности продукции и производства стоят очень остро. Открыты целые супермаркеты, где продается только экологичная продукция; предприятия активно внедряют системы экологического менеджмента согласно стандартам ISO 14000. Принят целый ряд экомаркировок, которые ставятся на упаковку товаров и ориентируют потребителей в сторону правильного, экологичного выбора. Государственная политика целиком и полностью поддерживает производителей экологичной продукции, приняты соответствующие нормативные акты.
Продукция, получившая экомаркировку «Листок Жизни», войдет в перечень продукции на сайте Международной Сети Экомаркировки GEN |
У
нас в стране существует несколько
систем сертификации. Согласно этим системам
производитель может доказать экологическую
безопасность своего товара и поставить
на него эко-знак. Количество этих товаров
растет, но оно совершенно недостаточно.
Больше экологии – меньше издержек!
Выгоды, которые получает предприятие, внедрившее и добросовестно поддерживающее систему управления окружающей средой (менеджмента) или прошедшее экологическую сертификацию и получившее право использовать экологическую маркировку, можно охарактеризовать следующим образом:
- снижаются производственные издержки предприятия за счет снижения потребления энергии, воды, сырья и материалов; отказа от использования невозобновляемого сырья и материалов;
- снижается количество отходов предприятия в связи с переориентированием производственных процессов на малоотходные технологии;
- сокращаются транспортные расходы путем более детальной проработки логистических схем с позиции подходов экологического менеджмента;
- экономия на затратах за счет предупреждения внештатных, аварийных ситуаций и уменьшения экологических рисков;
- использование льгот, предусмотренных законодательством для экологически активных предприятий; предприятию легче выполнять возрастающие требования природоохранного законодательства;
- для предприятия становится возможным участие в международных и внутригосударственных программах поддержки и развития экологического менеджмента и охраны окружающей среды;
- растет объем продаж на фоне растущего потребительского спроса на экологически безопасную продукцию.
Хотелось бы также отметить, что банки охотнее инвестируют средства в предприятия с хорошо функционирующей системой экологического менеджмента. Такое предприятие получает дополнительные шансы быть признанным на международном уровне и на мировых рынках, что, несомненно, создает более благоприятный имидж предприятия и повышает его конкурентоспособность. В ряде случаев экологизация производства позволяет ему выйти на новые рынки. Необходимо помнить и о том, что, внедряя экологический менеджмент, предприятие создает новые продукты и услуги, например энерго- и ресурсосберегающие технологии, которые также могут быть объектом продажи и источником дополнительной прибыли. Как показывает практика, это направление в последнее время достаточно быстро развивается.
Основные
требования, на соответствие которым проверяются товары-претенденты на получение экомаркировки: |
Говоря о преимуществах экологически благополучного имиджа, основанного на экологической ответственности, необходимо иметь в виду, что благодаря внедрению экологического менеджмента и экологизации производства предприятие создает невидимый, неосязаемый капитал – «good will» – «проявление доброй воли» – в глазах общественности и партнеров по бизнесу. Это способствует установлению доверительных отношений не только с общественными и государственными контролирующими органами в области охраны окружающей среды, но и с рыночными партнерами, потребителями, и населением в целом.
Нельзя не отметить, что такие результаты достигаются совсем не просто. Внедрение системы экологического менеджмента – достаточно сложная и трудозатратная процедура. И не всегда руководители российских компаний относятся к экологическому менеджменту как к чему-то, приносящему реальную пользу, а не только дополнительные расходы и трудности. Но здесь на помощь приходит другой фактор – мнение непосредственно самого потребителя, выражающееся в увеличении спроса на ту продукцию, которая наиболее безопасна не только для здоровья человека, но еще и для окружающей его среды. И этот фактор последнее время становится все более и более ощутим.