Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:09, доклад
Экономика и политика - сферы общественной жизни, взаимоотношения между которыми имеют первостепенное значение в политической социологии и в политической науке в целом.
Экономика как составляющая общественной практики представляет собой производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни.
Экономика и политика
Экономика и политика - сферы общественной жизни, взаимоотношения между которыми имеют первостепенное значение в политической социологии и в политической науке в целом.
Экономика как составляющая общественной практики представляет собой производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни.
Политика осуществляет производство и воспроизводство социальных связей в условиях социальных различий и противоположностей. При этом целью политической деятельности является обеспечение потребления материальных благ, удовлетворение своих общих интересов и потребностей. Политика осуществляет прямое распределение жизненных средств, т.е. выполняет эту функцию внеэкономическим способом. Прямое распределение, начавшееся в первобытном обществе, продолжает сохранять свои функции до тех пор, пока преобладает натуральная форма хозяйствования. В крестьянском хозяйстве, рабовладельческой латифундии, феодально-церковном или дворянском поместье, советском колхозе и т.д., в которых большая часть произведенной продукции должна прямо распределяться, происходит переплетение экономической деятельности с политической.
Опыт всеобъемлющего государственного вмешательства в экономику при тотальном охвате государственной собственности подтверждает это наблюдение (см. ЭТАТИЗМ). В подобном политизированном обществе перераспределительный синдром будет наиболее развит.
В эпоху буржуазных революций, положивших начало Новому времени, экономика и политика начинают рассматриваться как самостоятельные, автономные области человеческой деятельности, а проблема их взаимосвязи становится предметом научного исследования. Взаимодействие экономики и политики приобретает принципиально другой характер.
Экономика, утверждающая в
качестве самостоятельной
Основанная на рыночном механизме, экономика контролируется, регулируется и управляется только рыночными законами, она же берет на себя организацию производства и порядок распределения благ. Такому механизму саморегулирования присуща ситуация, в которой наличное предложение благ (включая услуги) по определенной цене равно спросу по этой же цене. Производство контролируется ценами, а не указами и директивами политической инстанции. Признаются возможными только такие меры вмешательства политики в хозяйственный процесс, которые обеспечивают саморегуляцию рынка, т.е. то, что делает рынок единственной организующей силой в сфере экономики. Общепринятой чертой такой модели является "минимальное государство" или "минимальная политика". Экономика практически сводит до минимума число экономических решений, принимаемых политическим путем.
Следовательно, ключевое различие между экономикой и политикой заключается в роли перераспределения. Именно перераспределительная функция является основной для государственных, политических органов. Политический механизм может довести перераспределение национального продукта до уровня, за которым начинается разрушение системы стимулов к накоплению, замедление роста производства, ослабление трудовой мотивации и т.д.
Одна из центральных задач политики и искусства политиков - допускать социально приемлемое (на каждый данный исторический момент времени) перераспределение доходов и ресурсов.
В сегодняшней России политики
и экономики, государства и общества
в самостоятельные сферы
Политика и другие сферы общественной жизни
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (деятельность налоговой и таможенной служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только морального регулирования. Наибольшей степени политический аспект выражен в деятельности законодательных органов. Демократический парламент - это сфера представительства различных групп, где в мирных формах выясняется соотношение их и сил, что выражается в принятии решений по принципиальным вопросам внутренней и внешнеполитической жизни. Характер политических проблем, рассматривается законодательными органами, разносторонний: от гарантий прав и свобод личности к вопросам о нормах собственности, уровня налогообложения и социальных расходов государства. Для того чтобы показать пределы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая сфера - это отрасль политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственных действий политиков и политических организаций, влияние политических идей.
В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):
Взаимосвязь политики
с другими общественными
Это связано с такими сущностными проявлениями политики:
Политикой может
стать любая проблема, порожденная
какой-либо общественной сферой. Это
значит, что для ее решения недостаточно
моральных или правовых норм. Но
у политики есть пределы оказания
воздействия на общественные отношения.
В противном случае общество сталкивается
с искусственной политизацией.
Мораль и право . Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами, как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции определены единственными причинами их происхождения и основным назначением - регулировкой внутренне общественных отношений, поддержкой необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и различия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально неоднородном обществе именно за недостаточности регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность организации современного общества требуют сохранения политических и правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие нормы социальной регуляции, политика и право не могут обойтись без морали, которая устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм. "Встроенность" морали в политику зависит от характера политического режима, от норм политической этики непосредственных субъектов политики.
Потребность в взаимно дополнении определяется и другими различиями морали и политики. Если мораль опирается на силу общественного мнения и убеждения, совесть, то политика может использовать как убеждения, так и принуждение, включая силу государства. Для морали насилие неприемлемо. Различаются и критерии оценки общественных процессов и поведения. Мораль исходит из категорий добра и зла, а политика следующими принципами считает пользу или вред. Напоследок если в моральных нормах выражены универсальные общественные ценности, то в политических - как общие, так и групповые ценности, которые могут носить ситуативный характер. Ситуативность может определяться побочными прагматическими интересами групп, находящихся у власти.
Политика и право . В обыденном сознании политику и право иногда отождествляют. Хотя и они взаимообусловлены, но все же являются разными формами регуляции.
Они отличаются:
Автономность политики и права является относительной. Право имеет политический смысл. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и для закрепления планирования определенных социальных групп и классов. В то же время право выступает важным источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность определенной степени.