Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:50, контрольная работа
Интересен тот факт, что термин «развивающиеся страны» возник в 1960-х годах во Франции, в исследовательской группе демографа Альфреда Сови и социолога Жоржа Баландье,2 которые усмотрели сходство между государствами, добившимися независимости после Второй мировой войны и «третьим сословием», существовавшим во Франции до революции 1789 года. Тогда Национальная ассамблея формировалась из представителей трех основных социальных групп: дворянства, духовенства и так называемого «третьего сословия», которое во время Великой французской революции покончило со старым режимом.
Введение 3
1. Роль развивающихся стран (PC) в современных-мирохозяйственных процессах 5
2. Особенности развития национальных экономик 10
развивающихся стран 10
3. Дифференциация PC (новые индустриальные страны, PC со средним уровнем развития (страны ОПЕК, страны Южной Америки. КНР), наименее развитые страны) 19
4. Внешнеэкономические связи развивающихся стран 22
5. Контрольное задание: 27
5.1. Какие меры предлагает МВФ для развития экономик PC: в чем, на Ваш взгляд, основные достоинства и недостатки этих мер? 27
5.2. Охарактеризуйте перспективы экономики Китая в XXI в. 29
Заключение 34
Список литературы 36
При этом, с 1984 г. африканские государства уже выплатили кредиторам почти 150 млрд. долл.
Самый большой внешний долг в 1998 г. был у Мексики - 165,7 млрд. долл. и у Бразилии - 159,1 млрд. долл. Быстрыми темпами рос внешний долг азиатских стран - Таиланда, Южной Кореи, Индонезии, Индии, Филиппин. Азиатский контингент аккумулировал до половины прироста мировой внешней задолженности развивающихся стран. Это был рекордный прирост внешнего долга за всю современную историю.
Несколько замедлился прирост внешнего долга латиноамериканских государств (3%), однако они находятся далеко впереди других стран в исчислении внешнего долга на душу населения (1000 долл. против 250 долл. в Азии).
Существующий долг развивающихся
стран накапливается
Поскольку вернуть долг в полном объеме от многих развивающихся стран крайне проблематично, постольку одним из способов борьбы с задолженностью является ее списание. По некоторым оценкам уже в период до 2007 г. удельный вес списания задолженности может достичь 75-100% для двадцати беднейших стран, чей долг возрастал в 80-е начале 90-х годов быстрее всего, в зависимости от темпов экономического роста, которые определят, какую долю своего внешнего долга эта группа стран сможет реально обслуживать.
МВФ предлагают глобальные меры помощи беднейшим странам. В их перечень входят:
Социалистический эксперимент в Третьем мире имел разные результаты - и частично успешные (ряд арабских стран), и полностью провальные (рад стран Тропической Африки), но везде он исчерпал себя в 70-е годы и, будучи не доведенным до конца, стал лишь историческим зигзагом. Исключение - Китай, шире - Pax China, где он не только полностью реализовался) но и, дойдя до предела (культурная революция), нашел в себе силы к самоотрицанию и самотрансформацнн, оставаясь при всем этом и поныне неотъемлемой частью развивающегося мира. Эта уникальность - перекресток Третьего мира и социализма, способного к самопреобразованию, - и составляет, на наш взгляд, загадку Китая XX века. Попытаемся наметить пути к ее разгадке. После того как в Китае захватили власть коммунисты, и стало ясно, что именно под их руководством стране придется решать свои беспрецедентные по масштабам задачи, возникли по существу те же проблемы, что и у других стран освободившегося постколониального мира.
Это накладывало да «свое китайское руководство особую ответственность, побуждая его прилагать титанические усилия для того, чтобы в действительности показать Азии и Африке пример успешного решения задач, поставленных историей. Эти задачи в общем были такими же, как и у всего Третьего мира, т.е. во-первых, модернизация (императив "догнать двадцатый век") и, во-вторых, восстановление самобытности, утраченной или искаженной в эпоху чужеземного владычества Но по крайней мере два особых, специфических для Китая обстоятельства усложняли достижение этих задач и требовали от маоистского руководства экстраординарных усилий.
Во-первых, проблема легитимности власти, связанная с тем, что коммунисты пришли к руководству страной в результате гражданской войны, а не освободительной антиколониальной борьбы. Практически во всех остальных странах Третьего мира новая власть обладала полнейшей легитимностью в глазах населения, поскольку ока непосредственно вышла из рядов авангарда национально-освободительного движения, была "освящена" ореолом силы, боровшейся за независимость и победившей в этой неравной борьбе. (Другое дело, что спустя уже несколько лет этот ореол померк под воздействием экономических провалов и социально-политического маразма, и первые постколониальные режимы стали рушиться один за другим). Маоисты же отняли класть не у колонизаторов, а у конкурирующей группировки китайских же политиков (гоминдановцев), и им надо было еще доказать народу свое полное превосходство по сравнению с предшественниками; в других странах Третьего мира это было излишне, так как любая "своя", независимая власть по определению была "лучше" господства иностранцев. Соответственно, коммунистам в Китае просто необходимо было предпринять поистине чрезвычайные усилия, чтобы доказать, что кровь и страдания, сопровождавшие их поход во власть маршрутом гражданской войны, были не напрасны. Надо было в кратчайшие сроки совершить полную трансформацию общества, модернизировать экономику, поднять сельское хозяйство, осуществить индустриализацию, создать современную систему образования и т.д.
Именно срочностью, неотложностью, неизбежной радикальностью намеченных Мао Цзэдуном преобразований следует объяснить, в частности, такой невиданный в истории (за исключением, может быть, советского «года Великого перелома») феномен, как "большой скачок".
Во-вторых, другая основная цель - "восстановление самобытности" -могла быть достигнута в Китае также путем приложения гораздо больших усилий, чем в любой другой стране Третьего мира. Дело в том, что с учетом исторически-психологического фактора (традиционный китайский менталитет, в рамках которого Китай всегда мыслился как "Срединная империя", центр вселенной) необходимо было утвердить Китай и на международной арене, т. е не просто восстановить в полной мере культурно-цивилизационные нормы, присущие Китаю на протяжении тысячелетий, но и добиться восстановления центрального места Китая в мире, которое было им утеряно в первой половике XX века.
Речь шла, таким образом, не только о том, чтобы превратить Китай в современное развитое индустриальное государство, но и том, чтобы при этом не утратить, а напротив, укрепить традиционную самобытную китайскую физиономию, а также и о том, чтобы не просто войти в двадцатый век, но и вступить в "клуб великих держав", сделать Китай одним из мировых гигантов. Правда, эта задача облегчалась сравнительной устойчивостью исторической преемственности, столь отличной, скажем, от Индии, преемственностью, которая препятствовала осмыслению опыта Китая XX века в терминах леворадикальных идей зависимости и периферийное
Все это вместе взятое объясняет ту фантастическую энергию, которую коммунистическое руководство Китая проявляло (и не могло не проявлять) как внутри страны, так к на международной арене, начиная от создания коммун, политики "большого скачка" и свирепых идеологических кампаний вплоть до "культурной революции" середины 60-х годов, и кончая такими акциями, как вступление в войну в Корее, конфронтация с тайваньским режимом, нападение на Индию в конце 50-х годов, оказание помощи Вьетнаму в войне с американцами и, наконец, конфликт с Советским Союзом.
Все это звенья одной цепи. Китай с бешеной энергией врывался в современный мир, стремясь компенсировать себя за прошлые унижения, за прозябание на задворках истории после столетий славы и могущества, за вынужденную маргинализацию на мировой арене, за промышленную отсталость, за отставание в военной области, приведшее к вторжениям как европейских, так и японских вооруженных сил на территорию некогда могучей и гордой империи. Для этого неизбежна была борьба на многих фронтах сразу, Америка была врагом, поскольку она олицетворяла тех "белых дьяволов", которые были виновны в прошлых унижениях и противились обретению Китаем его законного места в "клубе великих держав", противопоставляя ему Тайвань и создавая угрозу с юга, через Вьетнам. Индия была врагом, поскольку потенциально могла оказаться соперником в единственном регионе, в котором Китай - с практической, геополитической точки зрения - мог реально рассчитывать на гегемонию Советский Союз был врагом, поскольку являлся лидером мирового коммунистического движения и "социалистического лагеря", а это место было нужно Китаю хотя бы потому, что для его амбиций мало было быть региональным лидером в Восточной и Юго-Восточной Азии; надо было вновь стать мировым центром, "Срединной империей", не гегемоном, но точкой отсчета мировой истории
Ничто меньше этого не могло быть достойно возрожденного Великого Китая. Практически, однако, речь не могла идти о серьезном влиянии Китая на Западе - значит, оставался Восток, лидером которого Китай твердо намеревался стать. Но ведь Восток или Юг в 50-60-х годах рассматривался коммунистами и вообще левыми во всем мире как одна огромная зона, "беременная революцией", и китайские руководители, неверно оценив мировую ситуацию, всерьез верили, в отличие от советских лидеров, в вероятность целой серии глубоких социальных революций в Азии и Африке (а заодно и в Латинской Америке). И возглавить эту новую волну призван был Китай: он таким образом становился безусловным лидером того самого Третьего мира, где должны были развернуться главные мировые события, ведущие к краху западного империализма (вспомним тезис о "мировой деревне, окружающей мировой город")... Тем самым Китай оказался бы в эпицентре глобальных перемен. Но здесь его соперником оказался Советский Союз, и столкновение с ним было неизбежным. Идейные разногласия были второстепенным, инструментальным фактором, дававшим китайцам дополнительные козыри в борьбе за "душу" левых сил во всем мире, причем особенно важно было опять-таки выиграть эту битву в Третьем мире, включая даже такие отдаленные регионы, как Центральная к Южная Америка - ведь это обеспечивало Пекину главенствующие позиции на всех трех 'Тропических" континентах и тем самым роль лидера и выразителя интересов всех "'проклятьем заклейменных" на земном шаре.
События в мире пошли иным путем, и амбициям Мао не суждено было реализоваться на мировой арене, как и на внутреннем фронте. Надежды Китая стать лидером Третьего мира не сбылись, вследствие того что ленинско-сталинско-маоистский вариант преобразования общества и мирового развития оказался порочным и несостоятельным, и Восток (Юг) так и не стал зоной социалистических революций, и это есть само по себе симптом того, что данный маршрут истории не адекватен реалиям развивающегося мира середины -2-й половины XX века. Такой курс мог быть эффективным в 20-е годы, но не в 80-е, К тому же глобальная силовая конфронтация на нескольких фронтах оказалась не под силу даже мощному Китаю. Дэн Сяопин закрыл целую эпоху "революционного романтизма" и великодержавного экспансионизма коммунистического Китая.
Отныне самобытность
и величие Китая будут
Один из важнейших
критериев выделения
Исторически отсталость выражается в виде отставания в развитии одного типа общества от другого в момент колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым оценкам, соотношение ВВП на душу населения между метрополиями и колониями в тот период было равно примерно 2:1 в пользу Запада. Колонизаторы, захватив колонии и подчинив их нуждам метрополий, превратили отставание в хроническую отсталость развивающихся стран. В 1950 г. в Третьем мире были районы, где уровень жизни был ниже, чем в 1800 г., например в Китае. По оценкам в целом в 1950 г. уровень жизни в развивающихся странах был такой же, как в 1800 г., или, в лучшем случае, только на 10-20% выше.
Отсталость привела к расширению первоначального разрыва в уровнях экономического развития. В конце 90-х годов текущего столетия разрыв между двумя группами стран составил 20:1, а в 2000 г. - 19,2:1.21
Следовательно, отсталость развивающихся стран имеет два аспекта - общеисторический и современный, связанный с низким уровнем развития. Общеэкономическое отставание дополняется диспропорциональностью всего воспроизводственного процесса, проявляется в дезинтегрированности хозяйственных секторов, в конкретных формах отставания.
Отсталость развивающихся стран порождает специфику их социальных и экономических проблем. Решение каждой из них - обеспечение экономического роста, занятости, распределения и т.д. - предполагает особые подходы, которые отличны от используемых в промышленно развитых странах.
Болезни современной цивилизации можно вылечить лишь общими усилиями великого множества народов Земли. Необходимо изучать эти проблемы, понять их воздействие на все сферы жизни общества, используя для исследования космические снимки, систему мониторинга, передовые методы компьютерного моделирования. Недаром все чаще жители разных стран мира обсуждают на международных форумах общие проблемы своей планеты - своего общего дома.
«Сила логики, связанная с инстинктом самосохранения, будет постепенно вести землян к осознанию коллективных усилий для решения проблем, стоящих перед всем миром, которые становятся все более взаимосвязанными, взаимопроникающими даже интегрированными как глобальные проблемы», - говорил в свое время Генеральный секретарь ООН.22
1 Земля и человечество. Глобальные проблемы. Серия «Страны и народы». М.: Мысль, 2001, т. 20. С. 159
2 Лукичев Г.А. Освободившиеся страны; использование ресурсов в целях развития. М., 2000. С. 274
3 Орлик И. Центрально-Восточная Европа между Россией и Западом // Вестник научной информации (ИМЭПИ РАН). 1999. N 5. С. 26
4 Жуков СВ. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы. 1991. С. 58