Качество и конкурентоспособность товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:35, реферат

Описание

Считается, что реализация комплекса мероприятий улучшения качества продукции и окружающей среды, обеспечение их безопасности гарантирует потребителю комфорт, выгоду и защиту. В связи с этим проблему улучшения качества можно рассматривать в экологическом аспекте. «Экологически чистая» продукция является одной из актуальных человеческих потребностей настоящего. «Экологически чистая продукция» определяется как продукция, которая не наносит ущерба окружающей природной среде и здоровью человека в процессах производства, эксплуатации, под время и после утилизации.

Работа состоит из  1 файл

Качество и конкурентоспособность товаров.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

Реферат:

Качество и конкурентоспособность товаров

 

      Связь роста качества и конкурентоспособности  товаров с экологической  сертификацией

     Считается, что реализация комплекса мероприятий  улучшения качества продукции и  окружающей среды, обеспечение их безопасности гарантирует потребителю комфорт, выгоду и защиту. В связи с этим проблему улучшения качества можно рассматривать в экологическом аспекте. «Экологически чистая» продукция является одной из актуальных человеческих потребностей настоящего. «Экологически чистая продукция» определяется как продукция, которая не наносит ущерба окружающей природной среде и здоровью человека в процессах производства, эксплуатации, под время и после утилизации. Свойства и конструктивные особенности продукции выступают важными компонентами ее конкурентоспособности.

     В результате колебаний в преимуществах, которые потребители (покупатели) предпочитают экологическим качествам продукции, на предприятиях изменяется уровень  продажи. Растут расходы предприятий  на удовлетворение определенных требований к качеству продукции, улучшение ее экологических свойств. В условиях мировой конкуренции качество продукции приобретает все большее значение. Производитель должен заботиться о наличии спроса на собственную продукцию, причем основным условием ее конкурентоспособности является улучшение ее качества, которое достигается лишь при высоком ранге организации производства, его технического оснащения.

     Качество  представляет собой систему производства продукции, работ или услуг, которая  обеспечивает стабильный имидж предприятия.

     В условиях современного мирового экологического кризиса приобретает большую  актуальность проблема обязательной экологической  сертификации. На сегодня экологический  сертификат выступает определяющим фактором конкурентоспособности многих видов продукции.

     «Экологическая  сертификация выступает одним из новых видов сертификации и направлена, в первую очередь, на то, чтобы стимулировать  производителей к внедрению новых  технологических процессов и  разработке товаров, которые будут минимально загрязнять окружающую среду и создадут для потребителей гарантию безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества граждан» [1, с.162].

     Введение  системы экологической сертификации призвано реализовать требования законодательства в отрасли охраны окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности, ввести экологически безопасные производства и технологические процессы, выдерживать требований экологической безопасности и предотвращать загрязнение окружающей природной среды.

     В процессе разработки подходов к созданию и укреплению общего европейского рынка Европейское Содружество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля за выполнением его требований. Основными этапами осуществления экологической сертификации является экологический аудит и экологический консалтинг.

     Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента  является Великобритания, где в 1990 году приняли стандарт «Экологический акт» (Environmental Act), после чего в 1992 году появился Стандарт в сфере систем экологического менеджмента BS 7750 (Specification for Environmental Management System), который был подготовлен Британским институтом Стандартизации в соответствии с запросами Британской Конфедерации Промышленности. Позже к Великобритании присоединились другие государства, а сам стандарт служил основой для подготовки международных документов. BS 7750 включает у себя описание процедуры аудирования и отображает требования к аудиторскому плану.

     В марте в 1992 году для Европейского Содружества были разработаны «Требования к экоаудиту» с целью создания стимулов использования приемов и методов экологического аудита для оценки деятельности предприятий. Требования были подготовлены в соответствии с программой экологических действий, основанной на выводах и рекомендациях доклада Игру Брундтланд «Наше общее будущее» (1987р.) и «Хартии бизнеса с целью постоянного развития» (Международная торгово-промышленная палата, 1991г.). В 1993г. были целиком согласованы и опубликованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудита, после чего предприятия получили возможность быть сертификованными в соответствии с ЕМАS с 1995г.

     Следует отметить, что основой философии  экологического менеджмента в развитых странах мира выступает система качества (TQM), направленная на эффективное получение высококачественных продукции и услуг (на весь жизненный цикл – от сырья через производство до жизни собственно продукции и окончательного размещения отходов).

     Одной из наиболее значительных международных экологических инициатив является появление серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях (ISO 14000). Решение о разработке ISO 14000 является результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по вопросам окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарт ISO 14000 разрабатывался Техническим комитетом 207 (ТС 207) Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом международных стандартов по системам менеджмента качества продукции (ISO 9000), соответственно которому сертификовано более 70000 предприятий мира. Система стандартов обеспечивает уменьшение неблагоприятного влияния на окружающую среду и человека на трех уровнях; организационному (улучшение экологического поведения корпораций), национальному (создание существенных дополнений к нормативной базе и совершенствованию государственной экономической политики), международному (улучшение условий международной торговли).

     В систему стандартов входят документы трех основных групп:

     -принципы  создания и использования систем  экологического менеджмента;

     -инструменты  экологического контроля и оценки;

     -стандарты,  ориентированные на продукцию.

     Официально  стандарты ISO 14000 являются добровольными. Предприятия могут применять стандарты ISO I4000 для внутренних и внешних потребностей. Создание системы внутреннего экологического аудита предоставит предприятию эффективный инструмент управления совокупностью всех действий на окружающую природную среду. Внешние потребности применения системы стандартов ISO заключаются в демонстрации потребителям соответствия современным требованиям качества продукции.

     Изменения в подходах к обеспечению качества продукции требуют новых подходов к маркетинговой деятельности. С целью формирования концепции защиты потребителей и окружающей среды от опасной продукции следует инструменты комплекса маркетинга модифицировать с учетом экологического фактора, то есть осуществлять экологическую маркировку, экологическую сертификацию, экологические коммуникации, экологический аудит.

     В рамках действующей в Украине  системы защиты прав и интересов  потребителей создан и функционирует  ряд механизмов защиты потребителей от некачественной и опасной продукции. В то же время, эта система в  большей степени направлена на контроль деятельности предприятий и не в полной мере использует другие возможности повышения защищенности потребителей (информирование и обучение потребителей, мотивирование предприятий к повышению потребительской удовлетворенности и тому подобное).

     Согласно  Закону Украины «Об экологической  экспертизе» от 9 февраля 1995 года продукция, реализация которой может привести к нарушению экологических нормативов, негативному влиянию на состояние  окружающей природной среды, созданию угрозы здоровью людей, является объектом экологической экспертизы (статья 7).

     Все потребители на территории Украины  при приобретении или использовании  продукции для удовлетворения своих  потребностей имеют право на [2];

     -государственную  защиту своих интересов;

     -гарантированный  уровень потребления;

     -надлежащее  качество продукции, торгового  и других видов обслуживания:

     -безопасность  продукции;

     -достоверную  информацию о количестве, качестве  и ассортименте продукции;

     - возмещение убытков, нанесенных  продукцией неподобающего качества, возмещение вреда, причиненного продукцией, опасной для жизни и здоровья людей;

     -обращение  в суд и в другие уполномоченные  государственные органы защитой нарушенных прав;

     -объединения в общества, союзы и другие общественные формирования.

     Государство обеспечивает гражданам защиту их экономических  интересов как потребителей, дает возможность свободного выбора продукции, а также ее изготовителей и  продавцов, получения знаний и квалификации, необходимых в соответствии с  их потребностями, гарантирует приобретение или получение другими законными способами продукции в объемах, которые обеспечивают уровень потребления, достаточный для поддержания нормального здоровья и надлежащей жизнедеятельности.

     При современных условиях ведения хозяйства  значительная часть украинских потребителей не может позволить себе приобретения дорогих товаров высокого качества. В то же время, большинство отечественных предприятий не в состоянии обеспечить высокое качество продукции и минимальное влияние на окружающую среду из-за сложного экономического состояния, а также износ оборудования также. Все это должно быть учтено при определении принципов и форм защиты прав потребителя на необходимое качество товаров, а также в случае приобретения им продукции низкого качества. [3, с. 45]

     Влияние вступления Украины  в СОТ на конкурентоспособность продукции

     Необходимость быстрейшего вступления Украины  к СОТ очевидна. В условиях, когда  большинство торговых партнеров  является членами СОТ, Украина может  очутиться в торгово-экономической изоляции, что может привести к катастрофическим последствиям. Все это доводит, что Украина не имеет ни политической, ни экономической альтернативы завершению процесса вступления в СОТ.

     Вступление  в СОТ поможет Украине компенсировать последствия последнего расширения ЕС к востоку. Нормы и правила СОТ, как международной организации, являются более приоритетными, чем нормы и правила ЕС, что является региональной организацией. Приобретя членство в СОТ, Украина на равноправной основе, как и любой член этой организации, сможет использовать положение соглашений и правил ГАТТ/СОТ относительно защиты своих национальных экономических интересов, упрощения доступа отечественной продукции на мировой рынок, решения торговых споров и тому подобное. Наше государство сможет не только стать полноценным игроком на мировом рынке, но и принять участие в формировании качественнее новых параметров мировой торговли на ближайшие годы.

     Основные  преимущества, что получит Украина  от членства в СОТ:

  • обеспечение условий для увеличения иностранных инвестиций в экономику и для всеобщего экономического роста;
  • участие в региональных союзах и группах;
  • либерализация доступа украинских товаров на рынки мира.

     С точки зрения потребителя, участие  Украины в многостороннем торговом соглашении дает ему возможность  выбора товаров и услуг, качество каких как правило, будет отвечать международным стандартам и будет значительно высшей национального уровня.

     Однако, упрощение условий доступа к мировым рынкам получат не только украинские производители. Выход на рынок Украины будут иметь производители 148 стран-членов COT, и отечественным предприятиям будет очень тяжело выдержать конкуренцию.

     Защищенными будут лишь те государства, которые внедрили международные и европейские стандарты, системы управления качеством (СУЯ) согласно с ISO 9000, системы управления окружающей средой (СУНС) согласно с ISO 14000, системы управления беспечностью пищевых продуктов на основе концепции НАССР. В последнее время в контрактах на поставки продукции такие условия возникают все чаще.

     Обязанность национальных органов из стандартизации - применение стандартов, которые бы способствовали международному обмену товарами и услугами, повышению качества, производительности, эффективности и надежности на всех уровнях производства и торговли ради конечной цели - удовлетворять потребителей и способствовать здравоохранению, безопасным условиям труда и сохранению окружающей среды в интересах населения всех стран мира.

     Общие требования относительно системы стандартов, технических регламентов и оценки соответствия для стран-членов СОТ  и кандидатов на вступление в нее  установлено в Соглашении о технических  барьерах у торговли (ТВТ), Она регламентирует основные принципы разработки, принятия и применения стандартов и технических регламентов, процедур оценки соответствия. Оптимальным способом достижения таких требований является гармонизация национальных стандартов с международными и принцип добровольности и равнозначности их применения на внутреннем рынке для продукции национального производства и импортированной из стран-членов COT.

     Именно  стандарты, технические нормы (регламенты) и процедуры подтверждения соответствия, которые не совпадают с международными аналогами и неоправданно имеют большее ограничительное действие, создают так называемые технические барьеры в торговле, сдерживая ее развитие, провоцирующие дополнительные потери со стороны производителей и международных трейдеров и тому подобное.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность товаров