Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:12, доклад
В 1950-е годы в США возникла прикладная наука об управлении компаниями на принципах маркетинга, которая получила название "рыночная теория управления". Именно с этого периода началось массовое использование маркетинга на практике, что отразилось в перестройке функциональных и организационных структур американских компаний. Новая концепция стала рассматривать производство и сбыт как единое целое, то есть произошло расширение и рамок объекта маркетинга.
Концепции маркетинга. Развитие концепции маркетинга
В 1950-е годы в США возникла прикладная наука об управлении компаниями на принципах маркетинга, которая получила название "рыночная теория управления". Именно с этого периода началось массовое использование маркетинга на практике, что отразилось в перестройке функциональных и организационных структур американских компаний. Новая концепция стала рассматривать производство и сбыт как единое целое, то есть произошло расширение и рамок объекта маркетинга. Объектом маркетинга становится вся деятельность по разработке новых товаров и технологий, планированию и выполнению производственных программ, финансовая и сбытовая деятельность. Ключевым вопросом стал анализ рынка. Производство фирмы стало ориентироваться на результаты этого анализа. В качестве главной цели фирмы, наряду с прибылью, было впервые провозглашено удовлетворение нужд и запросов клиента. Именно такой подход и продолжает составлять суть философии современного бизнеса. Лидером выступают США, развитые страны Западной Европы следуют за ними с разрывом в 5-15 лет. Историческое развитие маркетинга обусловлено в первую очередь развитием экономики и рыночных отношений, развитием динамики и нестабильности среды функционирования предприятий развитых стран. В течении 20-го века маркетинг претерпел развитие от концепции продажи (массовый сбыт простых и сравнительно дешевых продуктов) через концепцию классического маркетинга (ориентация на потребности рынка) к концепции стратегического маркетинга (ориентация на совокупность условий среды). Соответственно менялось представление о целях, задачах, философии и инструментах маркетинга. Сегодня идеи и инструменты маркетинга применяются во множестве отраслей (не только в промышленности и торговле, но и в некоммерческой сфере, в политике и т.д.).
В ходе развития маркетинга сформировалось
пять основных концепций: производственная,
товарная, концепция продажи, концепции
классического и
Производственная концепция.
Главный фактор эффективности - низкая
цена продукта, которая позволяет
обеспечить рост прибыли через увеличение
объемов сбыта. Основные усилия - на
уменьшение издержек путем рационализации
и стандартизации производственных
и сбытовых процессов. Логика концепции:
производство => уменьшение издержек
=> уменьшение цены => увеличение объемов
сбыта => рост прибыли.
Основные условия применения концепции:
Товарная концепция.
Фактор эффективности - качественный
продукт, имеющий особые преимущества
для потребителя. Это позволит увеличивать
прибыль через высокую
Основные усилия - на совершенствование
качества продукта, на придание ему особых
свойств и преимуществ. Логика концепции
- товар=> совершенствование качества=>
рост цен => рост прибыли.
Основные условия применения концепции:
Концепция продажи.
Фактор эффективности - реклама и продажа. Основные усилия - реклама и продажа, мероприятия по стимулированию сбыта. Логика концепции - продукт => реклама, продажа и стимулирование сбыта => увеличение объема сбыта => рост прибыли .
Основные условия применения концепции:
Концепция классического маркетинга.
Фактор эффективности - понимание и лучшее по сравнению с конкурентами удовлетворение потребностей покупателя. Исходный пункт - потребность рынка
Основные усилия - на создание предпочтений к товару путем применения инструментов маркетинга (товар, цена, распределение, коммуникация).
Логика концепции – потребность => изучение потребности и применение инструментов маркетинга => рост предпочтений => рост сбыта => рост прибыли.
Основные условия применения:
Концепция стратегического маркетинга.
Фактор эффективности - соответствие
долгосрочным тенденциям развития среды.
Исходный пункт - условия среды (макроэкономические,
социально-культурные, политические, рыночные
и т.д.)
Основные усилия - на наращивание потенциала
фирмы через стратегический анализ и планирование
маркетинга и применение инструментов
маркетинга.
Логика концепции: условия среды
=> стратегический анализ и планирование,
применение инструментов маркетинга =>достижение
долгосрочных конкурентных преимуществ
=> устойчивый потенциал фирмы (способность
фирмы достигать свои цели в долгосрочном
периоде) => прибыль в долгосрочном плане.
Основные условия применения концепции:
По мере развития и становления маркетинга выделились следующие виды и области применения маркетинга:
Концепция маркетинга
В свое время профессор маркетинга Северо-Западного университета США Ф. Котлер дал понятие «концепции маркетинга», определив ее «как сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности, где залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами».
Иными словами, Ф. Котлер определяет сущность концепции маркетинга с помощью выражений типа: «Отыщите потребности и удовлетворите их», «Любите клиента, а не товар», «Производите то, что можете продать вместо того, чтобы пытаться продать то, что сможете произвести», «Делать все, что в наших силах, чтобы максимально возместить каждый затраченный клиентом доллар ценностей значимостью, качеством и удовлетворенностью». Иными словами, главным объектом концепции маркетинга является всестороннее изучение клиентов фирмы с их запросами, потребностями и нуждами. Фирма должна строить всю свою деятельность с расчетом максимальной удовлетворенности покупателей, взамен получая соответствующую прибыль.
По представлениям Ф. Котлера, стрежнем концепции маркетинга является ориентация на нужды, запросы и потребности клиентов, максимизация потребительской удовлетворенности для достижения главной цели фирмы.
Таким образом, отправная точка концепции есть теория суверенитета потребителя. Ф. Котлер, проводя исследования, а также опираясь на концепции маркетинга, взятые в историческом контексте, выделил пять глобальных, основных концепций, на основе которых любая фирма, заинтересованная в получении прибыли, вела (ведет и будет вести) свою деятельность.
1. Совершенствование производства
2. Совершенствование товара: данная концепция начинает «работать» только после реализации первой – совершение производства.
Суть концепции «
При воплощении данной концепции в жизнь необходимо соблюдение одного условия – рынок должен быть насыщен данным видом товара. Если это условие не соблюдено, значит, ни о каком качестве не может быть и речи.
3. Интенсификация коммерческих усилий: эта концепция заключается в том, что потребители не будут покупать товары в достаточном для организации количестве, пока последняя не предпримет соответствующих мер в сфере стимулирования спроса и сбыта. Это та ситуация, когда на рынке товар присутствует в необходимом количестве и с соответствующим качеством, но появляется такой аспект, как фактор «интенсификации коммерческих усилий», т. е. фирма должна сделать свой товар не только доступным и качественным, но и показать потребителю, что обладание данным товаром престижно, выделяет его из окружающей действительности. Делается ставка на психологический фактор, «обработку потребителя» на укрепление в нем своего благополучия.
4. Концепция собственно
маркетинга или целевого
Словами Ф. Котлера это объяснено в афоризме: «Отыщите нужды или создайте потребность клиента и удовлетворите их», т. е., чтобы увеличить спрос, необходимо придумать товару какое-то «ноу-хау», необходимо его так выделить из массы товаром, чтобы его «захотелось купить».
5. Концепция социально-
Информация о работе Концепции маркетинга. Развитие концепции маркетинга