Конкурентоспособность товара, её оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание

Целью работы было проанализировать понятие "конкурентоспособность" и оценить конкурентоспособность сотовых телефонов.
Из цели вытекают следующие задачи:
дать понятия "конкуренция" и "конкурентоспособность товара";
выявить параметры и методы оценки конкурентоспособности товара;
оценить конкурентоспособность товара;

Содержание

Введение
Глава 1. Конкуренция и её виды
1.1 Понятие конкуренции
1.2 Виды конкуренции
Глава 2 Конкурентоспособность товара
2.1 Понятие конкурентоспособности товара
2.2 Параметры, определяющие конкурентоспособность
2.3 Методы оценка конкурентоспособности товара
Глава 3 Оценка конкурентоспособности сотовых телефонов потребителями Камчатки
3.1 Методы оценки конкурентоспособности сотовых телефонов

Работа состоит из  1 файл

Конкурентоспособность товара (на примере сотовых телефонов).docx

— 35.80 Кб (Скачать документ)

Дифференциальный метод  основан на использовании единичных  параметров анализируемого товара и  базы сравнения и их сопоставлении.

Если при оценке по техническим  и экономическим характеристикам  базовые значения установлены нормативно-технической  документацией или договорами, то единичный показатель может быть меньше или равен 1. В случае, когда  анализируемый товар имеет характеристику, значение которой превышает потребности, указанное повышение не будет  оцениваться потребителем как преимущество, единичный показатель по данному  параметру не может иметь значения больше 1 и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин: 1 или  фактическое значение этого показателя.

При оценке по нормативным  параметрам единичный показатель принимает  только два значения: 1 или 0. Если анализируемый  товар соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если мет, то показатель

В большинстве случаев  дифференциальный метод позволяет  лишь констатировать факт конкурентоспособности  анализируемого товара или наличия  у него недостатков по сравнению  с товаром-аналогом. Он не учитывает  влияния каждого параметра на предпочтение потребителя при выборе товара. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод  оценки конкурентоспособности.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности товара основывается на применении комплексных показателей  или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца.

Комплексный показатель по техническим параметрам представляет собой сумму произведений технических  параметров и их весомостей. Для  определения весомости каждого  технического параметра в общем  наборе используют экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых  исследований. Этот комплексный показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности  по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. (1)

Расчет комплексного показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара.

Полные затраты потребителя  определяются как сумма единовременных затрат на приобретение продукции и  затрат на ее эксплуатацию за период службы. Величина срока службы для изделий  промышленного назначения принимается  равной амортизационному периоду. Для  продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводиться  на основе сведений о фактических  сроках службы аналогичных изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса.

Смешанный метод оценки конкурентоспособности  товара представляет собой сочетание  дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе используется часть параметров, рассчитанных дифференциальным методом, и часть параметров, рассчитанных комплексным методом.

Приведенные методы оценки конкурентоспособности товара являются общеупотребительными и часто встречаются  в отечественной литературе. Им присущ ряд ограничений. Следует отметить, что с их помощью рассчитывается конкурентоспособность одного объекта  относительно другого, а не уровень  конкурентоспособности объекта вообще. Невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность товара факторов, не поддающихся количественной оценке. Существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно, в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять лучший и существующих образцов. Для этого надо либо предварительно сравнивать образцы между собой, либо осуществить интуитивный выбор, Можно брать в качестве базы сравнения лидера по продажам, но ин формация о нем часто труднособираема, особенно когда речь идет товарах широкого потребления, которые распространяются по многим каналам сбыта.

Существенный недостаток этих методов состоит также в  том, что потребительские свойства товара и их набор определяются без  учета мнения потребителя. В соответствии с ними предполагается, что улучшение  любой из характеристик товара автоматически  повышает его конкурентоспособность. Однако улучшение характеристик  товар по сравнению с базовым  образцом не всегда гарантирует появление  конкурентных преимуществ, поскольку  в реальной жизни решающая роль в  оценке преимуществ или недостатков  товара принадлежит потребителю. (1)

Следует также учитывать, что потребители на рынке не выступают  единым целым - они по-разному реагируют  даже на один и тот же товар. Это  имеет значение при оценке конкурентоспособности  товаров, В ряде случаев для оценки конкурентной позиции отдельных  товаров на рынках используют матричный  метод. Для этого применяют два  показателя: качество и цену.

Рекомендуется такую оценку осуществлять в следующей последовательности:

1. Анализируемые товары  и товары главных конкурентов  на исследуемом рынке оцениваются  по двум критериям: интегральному  показателю, характеризующему уровень  потребительских свойств товара, и цене. В случае, когда имеется  ограниченное число ведущих показателей,  возможно использование отдельных  показателей качества и цены.

2. Все исследуемые товары  наносятся на поле матрицы: "качество-цена". В случае необходимости можно  использовать и третью координату - объем реализации (радиус окружности).

3. Для всей совокупности  анализируемых товаров определяется  среднее значение показателя, характеризующего  уровень потребительских свойств  товара, и цены. Затем проводятся  линии, характеризующие эти средние  значения.

4. Подобная процедура  осуществляется для всех важнейших  рынков.

5. Определяется острота  конкурентной борьбы на отдельных  рынках и на совокупном рынке  по степени концентрации товаров  организаций-конкурентов в различных  квадрантах матрицы.

6. Корректируется производственно-сбытовая  политика организации с точки  зрения качества и цены выпускаемой  продукции. Рынок сбыта определяется  исходя из принципа предпочтительности  деятельности на рынках, где острота  конкурентной борьбы наименьшая. (1)

Глава 3 Оценка конкурентоспособности  сотовых телефонов потребителями  Камчатки

 

3.1 Методы оценки  конкурентоспособности сотовых  телефонов

 

Рынок сотовой связи достаточно быстро развивается, поэтому сотовые  телефоны - это очень востребованный на рынке Камчатки товар.

Оценка конкурентоспособности  сотовых телефонов проводилась  путем анкетирования с целью  выявления предпочтений покупателей. Анкетирование проводилось в  городах Елизово и Петропавловск-Камчатский. По результатам анкетирования было установлено, что преобладающим  салоном, как в Елизово, так и  в Петропавловске, является салон  сотовой связи "Евросеть". Также  путем анкетирования было выявлено, что в первую очередь сотовые  телефоны необходимы потребителям непосредственно  для связи.

В ходе анкетирования предпочтения выявлялись в разрезе торговых марок. Преобладающей среди потребителей торговой маркой является "Nokia" Также  популярны такие марки сотовых  телефонов как "Sony Ericsson" и "Motorola", "Samsung"

Приобретение сотовых  телефонов осуществляется, исходя из следующих источников: реклама, консультация продавцов магазина, советы знакомых, Интернет. По результатам анкетирования  потребители чаще всего приобретают  сотовые телефоны, опираясь на консультацию продавцов магазина.

Оценка конкурентоспособности  проводилась по следующим показателям: цена, качество, дизайн, удобство пользования, технические характеристики, престиж  производителя. Цена - немаловажный фактор при выборе любого товара. Сейчас ценовой  спектр на сотовые телефоны очень  широк, поэтому люди с разным уровнем  дохода могут приобрести сотовый  телефон. Но все же ведущим показателем  является качество товара, который, как  уже было сказано выше, является тождественным понятию конкурентоспособность. Часто потребитель готов заплатить  более высокую цену за товар с  высоким качеством, нежели сэкономить и получить товар низкого качества. Технические характеристики тоже немаловажный для потребителей показатель. Здесь  следует отметить, что важны такие  технические характеристики сотового телефона, как: память телефона, уровень  звука и изображения, наличие  фотокамеры, видеокамеры, МР3 плеера, поддержка  карт памяти, bluetooth и др. Для большого количества потребителей важным показателем  является удобство пользования сотовым  телефоном. Здесь следует отметить, что сотовый телефон должен быть не очень тяжелым, иметь удобный  размер, удобную навигацию, удобное  расположение клавиш, понятное меню и  др. Дизайн для некоторых потребителей является также немаловажным показателем. Сюда можно отнести такие характеристики, как: форма трубки, цветовая гамма, оригинальное расположение клавиш и др. Некоторые  потребители приобретают сотовые  телефоны только конкретного престижного  производителя, зарекомендовавшего себя с хорошей стороны. Для таких  потребителей престиж производителя  является решающим фактором.


Информация о работе Конкурентоспособность товара, её оценка