Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 15:21, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
· определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
· анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
· определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;
· определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.
АННОТАЦИЯ 3
Глава 1. Конкурентоспособность продукции как
экономическая категория .........................................................................................
5
ГЛАВА 2. Факторы, критерии и показатели
конкурентоспособности продукции ...................................................................
11
глава 3. Основные методы оценки конкурентоспособности .............. 18
глава 4. Пути и методы повышения
конкурентоспособности товара ............................................................................
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................................... 31
Список использованных источников ................................................................. 33
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ................................
Наменование: | Курсовик Конкурентоспособность продукции как экономическая категория. Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции. Основные методы оценки конкурентоспособности. Повышение конкурентоспособности товара. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет: | Маркетинг | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Год сдачи: | 2006 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем (страниц): | Выложен полностью | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата публикации: | 06.10.2006 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание (план): | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36
оглавление
АННОТАЦИЯ Выбор темы настоящей
работы обусловлен чрезвычайной актуальностью
для всех стран мирового хозяйства
проблемы повышения Формирование
потенциальной возможности Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость. Целью настоящей
работы является определение путей
и методов повышения Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: · теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности; · определение
факторов, критериев и показателей
конкурентоспособности · анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции; · определение
путей и методов повышения
конкурентоспособности · определение конкурентоспособности на примере конкретного товара. В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит из аннотации, теоретического раздела, включающих в себя 4 главы, заключения, списка использованной литературы и практического раздела. При написании курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, атакже методы обработки результатов маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования. Следует отметить
довольно высокую степень Глава 1 Конкурентоспособность продукции как экономическая категория Развитие рыночных
отношений неразрывно связано с
борьбой товаропроизводителей за более
выгодные условия производства и
сбыта товаров с целью Понятие конкуренции лежит в основе такой экономической категории, как конкурентоспособность. Прежде всего,
необходимо различать Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» [18, с.5]. Конкурентоспособность как экономическая категория выражает функциональный результат использования множества факторов действия конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка. Термин «конкурентоспособность» 1. С кем (чем) конкурировать? 2. По каким критериям и показателям? 3. На каком уровне конкурировать? Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают особенности объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны. Рассмотрим особенности
трактовки · конкурентоспособность страны; · конкурентоспособность региона (отрасли); · конкурентоспособность предприятия; · конкурентоспособность товара. Между понятиями конкурентоспособности на различных уровнях существует тесная внутренняя и внешняя зависимость. С одной стороны, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары. Но с другой
стороны, выпуск конкурентоспособной
продукции может осуществляться
в условиях, созданных для Конкурентоспособность
товара определяет во многом конкурентоспособность
и самого предприятия, его финансово-экономическое
состояние и репутацию. Но это
возможно только в том случае, если
в структуре реализованной В своей работе «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р. А. [16] определил конкурентоспособность всех уровней как внешние факторы конкурентных преимуществ товара. По его мнению, с увеличением конкурентоспособности на уровне страны, отрасли, региона, организации, выпускаемой товар, улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара. На наш взгляд, все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь (рис.1.1). То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях. Однако не всегда
повышение 36 Рис.1.1.
Схема взаимосвязи Синтетическим
показателем, который объединяет конкурентоспособность
товара, товаропроизводителя, отраслевую
конкурентоспособность и В самом общем виде страновую конкурентоспособность можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан [8, с.107]. Свое понятие
конкурентоспособности страны вводит
в своей теории Майкл Портер [13].
Именно национальная конкурентоспособность,
с его точки зрения, определяет
успех или неуспех в конкретных
отраслях производства и то место, которое
страна занимает в системе мирового
хозяйства. Национальная конкурентоспособность
определяется способностью промышленности
постоянно развиваться и Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, «национальный ромб», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента: 1. Факторные
условия, то есть те 2. Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью. 3. Родственные
и поддерживающие отрасли, т.
е. наличие или отсутствие в
стране родственных и 4. Стратегия
фирмы, ее структура и Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране: · случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать; · государственная политика. Крайне другой подход к конкурентоспособности страны содержится в работах П. Кругмана. Его позиция в отношении конкурентоспособности страны основана на классической теории Д.Рикардо (теория сравнительных преимуществ, прежде всего) и ее поздних неоклассических расширениях, осуществленных в рамках традиционных для данного теоретического направления предпосылок модели совершенной конкуренции и общего равновесия. Эта концепция сводит конкурентоспособность страны к относительной производительности используемых факторов, что отражается в состоянии торгового баланса, валютного курса, относительных ценах и, в конечном счете, сказывается на благосостоянии страны. Все эти результаты являются свидетельством состояния национальной экономики, а она саморегулируема, что не требует государственного вмешательства. Объектом государственного регулирования в условиях развитой экономики и фиксированного валютного курса может стать национальная валюта, девальвация которой способна выровнять дефицит баланса, но это одновременно приведет к инфляции и в долгосрочном периоде обернется нулевым результатом. Поэтому, по мнению П.Кругмана, конкурентоспособность страны, в отличие от конкурентоспособности фирмы, явление в реальности не существующее, использовать теоретически это понятие «бессмысленно и политически вредно» [9]. Рассматривая конкурентоспособность на региональном уровне, необходимо отметить, что современные концепции экономической мысли по -разному трактуют понятие региональной конкурентоспособности. Некоторые ученые, такие как предлагают отказаться от использования данного понятия, ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона - обеспечить своим гражданам достаточно высокий уровень жизни. Способность региона сделать это зависит не от какого-то понятия «конкурентоспособность», а от того, насколько продуктивно используются национальные природные ресурсы, а также труд и капитал. Вероятно это и так, но интегрирует эти и другие преимущества региона именно понятие конкурентоспособности [19, с.11]. По нашему мнению, наиболее полным будет определение конкурентоспособности региона Парахиной В.Н., которое включает три основополагающих аспекта: 1. Необходимость
достижения высокого уровня 2. Эффективность
функционирования 3. Инвестиционная
привлекательность ( Поэтому под
конкурентоспособностью региона следует
понимать его способность обеспечить
высокий уровень жизни Что касается конкурентоспособности предприятия, то, опять же, единого определения данного термина еще не выработано. Одним из наиболее удачных определений, на наш взгляд, является определение Яшевой Г.А., где под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала [22, с.20]. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. Далее следует большая, кропотливая, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью продукции. Конкурентоспособность продукции и лежит в основе всех ранее рассмотренных уровней конкурентоспособности, так как является важнейшим атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей. Нередко конкурентоспособность
продукции отождествляют с Существует множество
определений Однако, на наш
взгляд, при определении В работе Гарбацевича [4] конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности товаропроизводителя. Однако в данном определении неучтено то, что конкурентные преимущества могут предполагать и более высокие цены продукции, которые оправдываются предоставлением больших выгод. На наш взгляд, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение Плясункова [11], согласно которому конкурентоспособность продукции - комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации. Глава 2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» -- делающий, производящий [17, с.474], это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества. В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них: 1. Классификация Гарбацевича [4]. · внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства; · внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание. 2.Классификация Трубилина [15]. · факторы внешнего формирования -- тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия; · показатели качества товара -- показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции; · экономические показатели -- показатели, формирующие себестоимость и цену товара. 3. Наиболее подробно
и комплексно, на наш взгляд, факторы
конкурентоспособности товара Внешние факторы: 1. Уровень конкурентоспособности
страны (с увеличением этого 2. Уровень конкурентоспособности
отрасли (с увеличением этого
показателя улучшаются все 3. Уровень конкурентоспособности
региона (с увеличением этого
показателя улучшаются все 4. Уровень конкурентоспособности
организации, выпускаемой 5. Сила конкуренции
на выходе системы, среди ее
конкурентов (старых и новых) (увеличение
силы (интенсивности) конкуренции
повышает 6. Сила конкуренции
на входе системы, среди 7. Сила конкуренции
среди товаров-заменителей ( 8. Появление
новых потребностей (снижает 9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара); 10. Активность
контактных аудиторий ( Внутренние факторы: 1. Патентоспособность
(новизна) конструкции ( 2. Рациональность
организационных и 3. Конкурентоспособность
персонала системы (повышение
конкурентоспособности 4. Прогрессивность
информационных технологий (с увеличением
удельного веса прогрессивных
технологий повышается 5. Прогрессивность
технологических процессов и
оборудования (с увеличением удельного
веса прогрессивных технологий
повышается 6. Научный уровень
системы управления (менеджмента) (с
увеличением количества 7. Обоснованность
миссии системы (миссия Необходимо отметить,
что во всех приведенных классификациях
факторов конкурентоспособности Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий [3, с.66]. Издержки производства - это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием. Производительность труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности. Интенсивность
труда оценивается по индексам интенсивности
производства (промышленного и В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. В последние
годы большое значение в обеспечении
конкурентоспособности товаров
приобретает экологический Рассмотрим критерии конкурентоспособности продукции для целенаправленного и прогнозируемого воздействия через них на конкурентоспособность. Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару предприятием, совпадает с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо разобраться с совокупностью критериев, существенных с точки зрения потребителя. Среди критериев,
характеризующих В принципе, такое разделение критериев можно использовать в оценке конкурентоспособности любой продукции независимо от отрасли. Число критериев
конкурентоспособности зависит
от вида и сложности продукции
в техническом и Например, экономические критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (товара) и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя. От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности товара зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании предположений, собственного опыта, а на основании детального изучения покупательского спроса, т. е. проведения маркетинговых исследований. Помимо основных свойств продукции, которые определяют ее качество, очень важен анализ «окружении продукта», к которому относится: послепродажный сервис, надежность поставки, удобство приобретения, престиж торговой марки и цена. Для определения
конкурентоспособности В работах многих
авторов [5], [20] в основе оценки конкурентоспособности
товара лежит расчет и анализ комплексного
показателя. Если значение этого показателя
меньше единицы, то это позволяет
сделать вывод, что данная продукция
является не конкурентоспособной на
данном рынке при существующей конъюнктуре.
Значение комплексного показателя равное
единице говорит о том, что
продукция данного предприятия
является аналогичной по конкурентоспособности
с выбранной базой сравнения.
И значение комплексного показателя
большее единицы позволяет Некоторые специалисты (например, Гребнев) рекомендуют использовать для данных показателей только два значения: «1» и «0». В случае соответствия параметра обязательным требованиям его значение принимается равным 1, в противном случае - равным 0. Но как показывает практика оценки товаров наиболее авторитетных производителей, зачастую стандарты предприятия оказываются более «жесткими» нежели предписанные действующими нормами. Кроме того, при упрощенном подходе - «1» или «0» - отсутствует возможность дифференциации уровня качества по регламентируемым параметрам. Поэтому на наш взгляд область допустимых значений для этой группы должна быть расширена. Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения способности товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств товара, определяющие его качество, называются показателями качества [7, с.390]. Виды показателей качества товара [21]: 1. Показатели назначения товара, характеризуют его отдачу, использование на конкретные цели. 2. Показатели надежности товара, отражают сохраняемость свойств и долговечность товара. 3. Показатели экологичности и безопасности применения товара оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду. 4. Показатели транспортабельности товара, обусловленные его габаритными и весовыми параметрами. 5. Показатели
эргономичности товара 6. Показатели
технологичности товара 7. Показатели
эстетичности товара оценивают
влияние на чувственное 8. Показатели
стандартизации и унификации
используются для оценки 9. Патентно-правовые
показатели товара При этом качественные показатели можно разделить на две категории параметров: «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение, и, тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно стабильных пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают показатели назначения и показатели эргономичности. Для сельскохозяйственной продукции это могут быть параметры безопасности, сохранности, вкусовые параметры. Особую группу
«жестких» параметров составляют параметры
соответствия международным и национальным
стандартам, нормативам, законодательным
актам и т. д., при чем для
товаропроизводителя этот аспект чрезвычайно
важен, так как, прежде всего, необходимо
оценит принципиальную возможность
реализации производимого товара на
рассматриваемом рынке с «Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т. д.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, в том числе со схожими «жесткими» параметрами, возрастает значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность. Причем данная тенденция проявляется не только на рынках массового спроса, но и для товаров производственного назначения. Для сопоставления
величины различных показателей, характеризующих
конкурентоспособность товара на разных
стадиях его жизненного цикла, они
были разделены на две большие
группы: стоимостные (себестоимость, выручка,
инвестиции и др.) и качественные
(послепродажное обслуживание товара,
уровень известности, реклама и
др.). При этом по совокупности критериев
самый высокий уровень глава 3 Основные методы оценки конкурентоспособности Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки. Практически по каждому анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности формирования соответствующего товарного рынка и основные тенденции научно - технического прогресса. Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта [14, с.14 ]. Начальным этапом оценки конкурентоспособности любого товара является определение цели исследования. Если целью исследования является необходимость определения положения данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и другие. Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствует созданию превосходства данного товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара. Как отмечают специалисты,
в применяемых теоретических
и методических подходах оценки конкурентоспособности
не нашел отражения тот факт, что
конкурентоспособность товара можно
оценивать с двух позиций: с точки
зрения покупателя и с точки зрения
производителя. При этом позиция
покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную,
текущую конкурентоспособность. Производителя
же интересует долговременное устойчивое
положение предприятия, определяемое
перспективной, потенциальной Для оценки конкурентоспособности продукции можно использовать аналитические и графические методы оценки. К аналитическим методам можно отнести: · Модель Розенберга; · Расчет интегрального показателя конкурентоспособности; · Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж; · Модель с идеальной точкой; · Методика Гребнева. Графические методы
оценки конкурентоспособности · Матрица БКГ; · Модель «Привлекательность рынка -- преимущества в конкуренции»; · Построение карт стратегических групп; · Матрица Портера. Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей [6]. Она выражается формулой: Аj = j Iij , (3.1) где Аj -- субъективная пригодность товара (отношение к товару); Vj -- важность мотива для потребителя; Iij -- субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i. С точки зрения
работы с товаром использование
модели связано с множеством проблем.
Мотивы, важные для товара, часто
бывает трудно определить, оценка определяется
субъективными взглядами Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт. При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов: Qi = , (3.2) где Qi -- показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Pi -- величина i-го параметра товара; Pi0 -- величина i-го параметра для товара-эталона. Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности): К = , (3.3) где n -- число оцениваемых параметров; бi -- вес i-го параметра. Очевидно, чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами товаров данной группы. Тогда К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала. При оценке конкурентоспособности
конкретного товара его можно
сравнить с подобными продуктами- При выборе образца-конкурента
необходимо, чтобы он и оцениваемый
товар были аналогичными по значению
и условиям использования и Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента -- идеальная величина характеристики товара: Qj = k |Bjk - Ik|r , (3.4) где Qj -- оценка потребителями марки j; Wk -- важность характеристики k (k=1,…,n); Bjk -- оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей; Ik -- идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей; r -- параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу. Смысл этой формулы:
товар следует предпочесть Преимущества метода заключаются в том, что он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте. Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины. При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности -- это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i- оцениваемого товара по сравнению с конкурентом: B0i- = , (3.5) где М0 -- объем продаж данного товара за определенный период; М1 -- объем продаж товара-конкурента за тот же период. Отрицательной
предпосылкой данного метода является
то, что в основе оценки лежит
экспертный метод, то есть оценка определяется
субъективными взглядами Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых. Алгоритм расчета конкурентоспособности товара Гребнева включает следующие этапы: 1. Разработка
на основе знания рынка и
требований к товару 2. Выбор из
этой совокупности несколько
важнейших показателей ( 3. Получение
количественных характеристик 4. Формирование
модели эталона, т. е. образца
товара в разрезе выбранных
параметров с позиции 5. Разработка количественных оценок тех же самых параметров качества по своему изделию и по изделию конкурентов. 6. Оценка уровня
качества или потребительского
эффекта своего товара и К = , (3.6) К = , (3.7) где n-- количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию конкурента; n-- количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя. 7.Расчет цены потребления своего товара и определение цены потребления товара конкурента с учетом отпускной или розничной цены и эксплуатационных расходов в период пользования товара. 8.Расчет интегрального
показателя (3.8) 9.Если товар
планируется экспортировать, то
необходима проверка выбранных
параметров качества на , (3.9) где Пк -- произведение всех показателей: Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту, Пк = 0, если хотя бы один из показателей не соответствует стандарту. Считается, что
если коэффициент В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали -- темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали -- относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» (рис.3.1) [1, с.35]. 36 Рис. 3.1. Матрица Бостонской консалтинговой группы Преимущество
метода заключается в том, что
при наличии достоверной Недостатками метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений. Модель «Привлекательность рынка -- преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников (рис.3.2) [1, с.36].
Рис.3.2. Модель «Привлекательность рынка -- преимущества в конкуренции» Данная матрица
позволяет определить положение
рассматриваемого товара/предприятия
на рынке относительно других конкурентов,
а также позволяет выработать
стратегические рекомендации по улучшению
уровня конкурентоспособности товара/ К недостаткам модели можно отнести следующие: 1. Определение
факторов модели требует 2. Трудно количественно
оценить качественные 3. Модель статична и отражает только заданный промежуток времени. Карта стратегических групп характеризует позиционирование предприятия в конкуренции в каждой из целевых стратегических зон хозяйствования, т. е. в каждом отдельном сегменте внешнего окружения, на который предприятие имеет или желает получить выход. Каждая карта стратегических групп строится по двум переменным позиционирования, которые должны быть количественными (или дискретными). На карту наносится положение предприятия в конкуренции по рассматриваемым переменным, а также его главных конкурентов. После построения карты необходимо провести ее анализ относительно: а) совпадения позиций предприятия и его конкурентов в конкуренции на рынке; б) расстояния между позициями предприятия и его конкурентов и их опасности; На основании
данного анализа принимается
решение о необходимости Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка [12]. На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции (рис.3.3):
Рис.3.3. Матрица Портера 1.Лидерство по
затратам: все действия и решения
фирмы должны быть направлены
на сокращение затрат. Прочие
характеристики являются 2.Стратегия дифференциации:
продукт фирмы должен 3.Концентрация
на сегменте: обработка одного
или нескольких сегментов Недостатки концепции конкурентной стратегии: Данная концепция предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам, неизвестны способы достижения этих позиций. Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий. Основным недостатком рассмотренных методов является их ограниченность: или оценивается какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности всего предприятия, или метод является слишком сложным и трудоемким для практического использования. В разных методах оценки конкурентоспособности предприятия используются различные группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод. глава 4 Пути и методы повышения конкурентоспособности товара Основное противоречие
конкурентоспособности можно На основании
определенной нами ранее двусторонней
взаимосвязи между различными уровнями
конкурентоспособности можно B конкурентной
политике относительно товара
принимаются во внимание, прежде
всего, его функциональное Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например: · добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов; · выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке; · отыскать новое применение выпускаемым товарам; · своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия; · найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами; · осуществлять
модификацию выпускаемых · регулярно
развивать и совершенствовать систему
сервисного обслуживания реализуемых
товаров и систему Интерес представляет
анализ конкретных шагов и действий,
которые предпринимают Это, прежде всего,
относится к постоянному В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор [8, c.110]. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры. Ключевым моментом
в завоевании позиций на рынке
относительно многочисленных конкурентов
является своевременное обновление
производимых товаров, подготовка и
организация производства новых
видов продукции. В современном
мире создание и производство новых
товаров имеют решающее значение
для процветания предприятия. Согласно
статистическим данным после освоения
новой продукции, которая составляет
основу производства, темп роста ее
реализации примерно вдвое выше, чем
у конкурентов. Выпуская новую продукцию
и расширяя ассортимент предлагаемых
товаров, фирмы стремятся снизить
зависимость от одного товара, который
может в любое время с учетом
непредсказуемых изменений В основе концепции
создания нового товара сегодня лежит
не столько соблюдение традиционных
стремлений к достижению новых технических
и технико-экономических При выборе путей
повышения Бесспорным является
и развитие такого направления повышения
конкурентоспособности товара, как
своевременное оказание комплекса
услуг, связанных со сбытом и использованием
машин, оборудования и другой промышленной
продукции и обеспечивающих их постоянную
готовность к высокоэффективной
эксплуатации, то есть сервисное или
послепродажное обслуживание. При умелой
организации сервис является решающим
фактором повышения В отдельных отраслях промышленности существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение определенного более или менее длительного периода (нередко 10-- 12 лет, а в Германии например автостроители законодательно обязаны обеспечить наличие запчастей в течении 10 лет) после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. При этом очень важным является то, что работники службы сервиса, ежедневно соприкасающиеся с установленным оборудованием, служат источником наиболее ценных идей, касающихся повышения уровня конкурентоспособности имеющихся и новых изделий [6, c.43]. В решении задач
повышения В результате оценки
конкурентоспособности · изменение
состава, структуры применяемых
материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих
изделий и/или конструкции · изменение порядка проектирования продукции; · изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа; · изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части; · изменение порядка реализации продукции на рынке; · изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции; · изменение
структуры и объемов · изменение системы стимулирования поставщиков; · изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции. Стратегия повышения
качества товара является важнейшей
составной частью стратегии фирмы.
Объектами прогнозирования Напомним, что в странах ЕврАзЭС особое значение имеет экологическая группа факторов, в том числе с точки зрения их влияния на конкурентоспособность предприятий. Во всех странах мира доминантным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды. Можно отметить
основную возможность, открывающуюся
на экологическом рынке - это улучшение
существующей продукции путем ее
адаптации к новым Примером удачной реализации подобной стратегии может служить популярный в Германии бренд "Happy Chicken" (Счастливый Цыпленок). Первоначально такая маркировка действительно ставилась на бройлерных цыплят, выращенных в экологически чистых условиях, без применения генетически измененного корма и искусственных кормовых добавок. Затем под этим брендом стали выпускаться и другие продукты питания. Параллельно шла активная раскрутка нового бренда. Потребителям внушали, что, используя продукцию с маркировкой "Happy Chicken", заботятся о своем здоровье и здоровье своих близких. На сегодняшний день популярность этого бренда в Германии столь велика, что даже несмотря на в полтора-два раза более высокую цену (по сравнению с обычной продукцией), продукты с маркировкой "Happy Chicken" пользуются очень высоким спросом [8, с.113]. В конечном результате
необходимо нацелить предприятия, во-первых,
на постоянное внедрение в производство
новых, более совершенных изделий;
во-вторых, на неуклонное сокращение всех
видов затрат на производство продукции;
в-третьих, на повышение качественных
и потребительских заключение Таким образом,
конкурентоспособность На конкурентоспособность оказывают свое влияние определенные движущие силы или факторы. В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Среди критериев,
характеризующих Для определения
конкурентоспособности Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки, которая может быть получена различными как аналитическими, так и графическими методами. Так как использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности, при оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод. С целью повышения
конкурентоспособности В результате оценки
конкурентоспособности · изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции; · изменение порядка проектирования продукции; · изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа; · изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части; · изменение порядка реализации продукции на рынке; · изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции; · изменение
структуры и объемов · изменение системы стимулирования поставщиков; · изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции. Главным подходом при этом является выпуск как можно большего количества новой, пользующейся повышенным спросом продукции, цены на которую будут ниже, чем у конкурентов, а качественные характеристики - выше. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. // Маркетинг. - №4. - 2003. - С. 25-38. 2. Брылев А. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. // АПК: экономика и управление. - 1998. - №10. - С.58-65. 3. Воронов А.
Производительность труда и 4. Гарбацевич С.Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. Мн. Акад. Упр. При Президенте., 2002. - 20 с. 5. Голубков Е.П.
Изучение и завоевание 6. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М.: Высшая школа, 1995. - 64 с. 7. Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. - 720 с. 8. Емельянов
С. Международная 9. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Перевод с английского. - СПб.: Издательство: Питер., 2003. - 832 с. 10. Парахина В.Н., Парахин К.А. Конкурентоспособность региона как экономическая категория. // Сборник научных трудов. Серия «Экономика», вып.5. - Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет., 2002. - С.88-89. 11. Плясунков А.В. Экономические методы управления конкурентоспособностью продукции: Автореферат диссертации / А.В. Плясунков. Мн. БГПА, 2002. - 21 с. 12. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Издательство Дом «Вильямс», 2001. - 496 с. 13. Портер М.Э. Международная конкуренция./ Пер. с англ. - М.: Международные отношения., 1993. - 896 с. 14. Тер-Григорьянц Р.Г. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции и предприятия. // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». - №1. - 2003. - С.12-15. 15. Трубилин А.
Конкурентоспособность - главный
фактор эффективного 16. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия "Высшее образование" - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с. 17. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 576 с. 18. Царькова С.В. Методологические аспекты исследования конкурентоспособности переходной экономики России: Автореф. дис. - М., 1999. - 23 с. 19. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №4. - С.11-16. 20. Шкардун В.Д. Комплексный метод оценки конкурентоспособности нового товара: на примере кондиционеров. // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2001. - №4. - С.15-25. 21. Юдин В.Е.
Роль качества в экономической
политике и обеспечении 22. Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. // Маркетинговое образование. - 2004. - №1. - С.20-25. практическая часть Объектом оценки конкурентоспособности являются отечественные компьютеры фирмы «ВИСТ» «Оптимальной» линии. Компания «Вист
Компьютер», на протяжении восьми лет
производит и реализует современное «Оптимальная»
линия - это универсальные ПК для широкого
спектра бизнес-задач, надежные и производительные
модели компьютеров для бизнеса с наилучшим
соотношением "цена/качество". Имеют
достаточный запас производительности,
который будет способствовать быстрому
развитию бизнеса и росту информационных
потребностей. Технологическая
схема производства компьютеров, предусматривает
все необходимые стадии Произведем оценку конкурентоспособности (К) рассматриваемого объекта по формуле: , где Р - весовой коэффициент; L - показатель
конкурентоспособности, m - количество показателей конкурентоспособности. При оценке конкурентоспособности объекта учитываются следующие показатели в баллах: 1. Место объекта на рынке. Продукт аналогичен тем, которые уже имеются на рынке (1 балл). 2. Вероятность морального старения объекта. Объект возможно устареет в ближайшем будущем (1 балл). 3. Характеристики рынка объекта. Рынок охватывает всю страну и имеет большое разнообразие потребителей (3 балла). 4. Вероятность расширения рынка. Число потребителей
объекта будет расширяться 5. Сравнительная цена объекта. Цена данного объекта ниже всех цен сходных объектов, имеющих примерно то же качество и технические характеристики (3 балла). 6. Степень патентной защиты. Объект может быть легко имитирован, секреты производства отсутствуют - (1 балл). 7. Ожидаемая острота конкуренции. Основу производственной программы компании составляют перспективные модели компьютеров на базе процессоров Pentium и Pentium Pro, произведенных по самой передовой технологии с использованием новейших разработок и самой современной микроэлементной базы. Может появиться ограниченное число конкурентов с аналогичным товаром (2 балла). 8. Наличие каналов распределения. Соответствующее внешнеторговое объединение имеет опыт торговли (продажи) аналогичных товаров (3 балла). 9. Влияние на существующую торговлю. Новый товар будет способствовать расширению продаж товаров, которые уже реализуются (3 балла). 10. Устойчивость к колебаниям объема продаж. Товар не подвержен циклическим или сезонным колебаниям объема продаж (3 балла). 11. Потребность в оборудовании. Объект может изготавливаться на имеющихся производственных мощностях (3 балла). 12. Потребность в новом персонале. Нового персонала или переобучении старого не потребуется (3 балла). 13. Наличие сырья и материалов. Имеются источники сырья и материалов лучшего качества по невысокой цене (3 балла). Весовые коэффициенты устанавливаются: · для показателей 1 - 4 -- 0,13; · для показателей 5 - 7 -- 0,08; · для показателей 8 - 13 -- 0,04. Рассчитаем К = 0,13 (1 + 1 + 3 + 2) + 0,08 (3 + 1 + 2) + 0,04 (3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3) = = 0,91 + 0,48 + 0,72 = 2,11. Таким образом,
К = 2,11, что свидетельствует о | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||