Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:08, реферат
Сущность и характерные проявления консьюмеризма.
Основные виды и история развития консьюмеризма в маркетинге.
Основные критические аргументы консьюмеризма и механизм его действия.
I. Потребитель и его роль в концепции маркетинга
1.1 Потребитель в маркетинге предприятия
Все возрастающий натиск высокоразвитого маркетингового окружения обязывает фирмы, желающие достичь конкурентного преимущества, принимать во внимание психологию потребителя, и в частности, понимать причины принятия потребителем того или иного решения.
В конкурентной экономической системе для выживания и роста фирмы ее руководству требуется точное описание поведения потребителя: как он покупает, почему покупает, где покупает и, конечно, что именно покупает.
Поэтому современным менеджерам необходимо знать, кто является их клиентами, и почему эти люди выбирают именно их продукты, а не продукты конкурентов. В задачи маркетинга не входит убеждать кого-либо покупать все, что фирме удалось произвести.
Сегодня успешный менеджмент как никогда зависит от того, насколько каждая стадия бизнеса – продукт, реклама, послепродажное обслуживание и т.д. – удовлетворяет потребности покупателя. В этом суть ориентации на потребителя как общего подхода к управлению бизнесом.
Ориентация на потребителя является следствием принятия фирмой концепции маркетинга, являющейся философией бизнес-компании и построенной на четырех главных предпосылках:
– Успех любой фирмы зависит прежде всего от потребителя, от того, захочет ли он что-нибудь купить и оплатить покупку.
– Фирма должна знать о потребностях покупателей, предпочтительно – задолго до начала производства, а в случае высокотехнологических отраслей – задолго до планирования производства.
– Потребности покупателей должны постоянно отслеживаться и анализироваться таким образом, чтобы по позициям «продукт» и «развитие рынка» фирма всегда опережала своих конкурентов.
– Менеджеры высшего звена должны добиваться интеграции всех компонентов маркетинговой стратегии в единый стратегический план, основанный на понимании поведения потребителя.
Словом, «начинать нужно с понимания того, что представляет ценность для покупателя, что он покупает, каковы его реалии и потребности – вот чем занимается маркетинг!».
Это понимание при управлении бизнесом основано не на альтруизме. Оно приводит к увеличению доходов фирмы, так как доходность есть следствие удовлетворения покупательского спроса.
Ориентированный на потребителя маркетинг не является чем-то необязательным или дополнительным, это важная корпоративная позиция в богатых, конкурентных обществах, где потребители владеют доходом, значительно превышающим жизненно необходимый уровень, и имеют возможность выбора. Мы можем спорить о том, является ли ориентация на потребителя в конечном итоге причиной или следствием эффективного маркетинга. Бесспорно лишь то, что стремление к ясному пониманию настоящего и будущего поведения потребителей и готовность положительно реагировать на это являются отличительной чертой успешного коммерческого предприятия.
Следует признать, что таких фирм сравнительно мало. П.Ф. Дракер выражает свое удивление и озабоченность тем, что еще так мало руководителей приняло эту философию:
– Я не могу объяснить, почему после сорока лет проповедования маркетинга, обучения маркетингу, практики маркетинга столь немногие поставщики готовы следовать этой концепции. На самом деле любой, кто готов использовать маркетинг в качестве основы своей стратегии, наверняка добьется лидерства в своей отрасли или на своем рынке, причем быстро и почти без риска.
Стиль управления оказывает сильное влияние на прибыль фирмы, и это станет очевидным, когда мы рассмотрим конкретные примеры из практики бизнеса.
Например, C5 позиционировался как
электромобиль, но многим людям он напоминал
трехколесный велосипед, потому что
был снабжен педалями для езды
в гору. С5 впервые был представлен
на автомобильном рынке
Для сравнения, целенаправленное исследование
рынка, выполненное по заказу спонсоров
проекта электромобиля в Южной
Австралии, заранее показало, какими
должны быть приемлемые грузоподъемность,
мощность и эксплуатационные характеристики
машины, и как потенциальные
Уменьшение осознанного
В результате усиления конкуренции и расширения рыночных предложений имеет место более высокое ожидание от услуг и качества продуктов.
Уменьшение различий в отношении к покупке только дорогих или только дешевых товаров: богатые покупают что-то в дешевых магазинах, а не очень зажиточные для удовольствия покупают что-то в дорогих. С этой точки зрения может оказаться неоправданным ценообразование на основе средних цен, а сегментирование по доходам может ввести в заблуждение.
Занижение покупателем своего возрастного уровня – покупка товаров, рассчитанных на более молодых.
Вследствие нивелирования
Имеет место качественное изменение в продуктовом наполнении рынка.
Все
труднее добиться дифференциации продукта
(новые стиральные порошки лучше
не стирают, радиоэлектронные товары известных
производителей по своим потребительским
свойствам мало отличаются друг от
друга). Выпускается все больше продуктов,
похожих друг на друга. Все больше
продуктов становятся недифференцированными.
Все чаще выпускаются продукты-
В этой связи претерпевают изменения некоторые традиционные подходы к выбору стратегий рыночной деятельности. Здесь прежде всего имеются в виду стратегии дифференциации продуктов по критериям степени их адаптации под запросы отдельных групп потребителей и цены. До недавнего времени обычно считалось, что возрастание степени адаптации атрибутов продукта к достаточно индивидуализированным запросам потребителей приводит к росту цены на данный продукт, и наоборот. Поэтому при позиционировании продуктов по данным критериям выбирали стратегии или ориентации на индивидуальные запросы потребителей или на выпуск однотипных продуктов, но продаваемых по низким ценам. Считалось, что эти две стратегии являются взаимно противоречивыми и одновременно реализованы быть не могут. Однако маркетинговая практика последних лет показала, что успеха в современных условиях скорее добивается организация, реализующая продукты, одновременно обладающие высоким качеством одного или нескольких атрибутов, признанным имиджем, имеющие приемлемые цены и достаточно высокий уровень сервиса.
Ослабление дифференциации торговых
марок может приводить к
1.2 Роль потребителя в
В маркетинге, движимом потребителями, исходя из их требований определяются характеристики продукта, строится модель бизнеса, выбирается бизнес-стратегия, затем разрабатывается политика по отдельным инструментам комплекса маркетинга.
Вышеизложенное означает уменьшение роли массового маркетинга и повышение значимости «точечного» маркетинга.
Другим следствием использования данного вида маркетинга является также усиление дифференциации продукта в зависимости от его применения. Например, компания Timex создала часы, ориентированные на разные группы потребителей: подростков, лыжников, рыбаков, мусульман (показывают направление на восток) и др.
Ориентируясь на все более индивидуальные запросы потребителей, многие компании переходят на работу в рыночных нишах. Для обеспечения объема сбыта и снижения риска рекомендуется одновременно работать в нескольких нишах и в каждой из них стремиться быть лидером, что позволяет достичь рентабельности деятельности в каждой из ниш. Например, «Джонсон и Джонсон» является лидером в определенных нишах лекарств – в частности, создан комплекс лекарств для всего, что у человека расположено «выше галстука».
Внимание концентрируется на долгосрочной
ценности продукта. В «Дженерал электрик»
в свое время уволили менеджера,
который добился увеличения продаж
вакуумных ламп на 20%. Причина увольнения
состояла в том, что конкуренты переходили
на выпуск транзисторов. Джон Велч, президент
«Дженерал электрик», прекращал
существование тех
В маркетинге, движимом потребителями, возрастает значимость анализа потребительской ценности продаваемых продуктов. Под потребительской ценностью понимается выгода потребителя за вычетом его затрат на приобретение и использование конкретного продукта. Дополнительная ценность должна превышать дополнительные затраты. Этим целям служит анализ «затраты–ценность», направленный на соотнесение ценности и всех затрат. Например, можно купить более дорогой грузовик, который реже ломается.
Потребители ожидают от производителя непрерывного повышения качества продукта, увеличения производительности труда, непрерывных нововведений, с течением времени снижения цен. Это дает им возможность снижать свои цены.
Надо стремиться к созданию дополнительной
ценности для потребителя, стремиться
улучшить его бизнес. С этой точки
зрения производители (продавцы) являются
консультантами для своих потребителей.
Следует разделять с
1.3 Понимание потребителя в маркетинге
Обычно потребитель при
Рис. 1. Факторы, учитываемые покупателем
Покупатель на основе опыта осуществляет перебор вариантов покупки. Опыт – наиболее трудно оцениваемый фактор. Покупатель же прежде всего использует при решении именно опыт. Если этот опыт отрицателен, то не поможет никакое продвижение.
При физическом наличии продукта перспективный покупатель оценивает его соответствие собственному стилю жизни.
Цена обычно менее важный фактор, чем можно было бы ожидать, даже в промышленном маркетинге.
Баланс этих факторов зависит от индивидуальных способностей покупателей.
При повторных покупках процесс проходит три стадии:
- осведомление
- испытание
- покупка
В общем виде процесс принятия решения о покупке можно представить пятиступенчатой моделью, изображенной на рисунке 2:
Рис. 2. Модель принятия решения о покупке
Имеются две основные группы потребителей:
– конечные потребители;
– потребители-предприятия (промышленный маркетинг).
Перечень факторов, определяющих поведение
покупателя потребительских товаров,
многообразен. Естественно, все эти
факторы действуют
Отнесение или неотнесение потенциального
покупателя к конкретным группам
может быть с большим эффектом
использовано продавцами. Если они
точно оценят мнения лидеров в
референтной группе, они «захватят»
всю группу. Пример членских и референтных
групп потенциальных
Рис. 3. Членские и референтные группы в гипотетическом колледже
Двойную иерархию жизненных стилей можно отобразить на рисунке 4.
Рис. 4. Иерархия жизненных стилей
На рисунке 5 приводится схематическая модель поведения конечных покупателей.
Она содержит четыре главных раздела:
1. Входы (стимулы) – что получает потребитель из внешней среды:
- существо – реальные физические аспекты товара или услуги (что потребитель будет использовать);
- символы – идеи или образы, представляемые поставщиком (например, реклама);
Информация о работе Консьюмеризм, государственное регулирование и бизнес