Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:10, контрольная работа
Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Вариант №6
Контрольная работа по дисциплине: «Маркетинг»
Оценка________________________
2012 г.
1 ПОНЯТИЕ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА НЕЕ
Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Изучение конъюнктуры рынков включает
в себя обработку, анализ и систематизацию
количественных показателей и качественной
информации, характеризующей развитие
рынка в данный период времени. Выбор
системы показателей
Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:
- постоянные
- временные;
- циклические;
- нециклические.
К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически - называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ: 1995. - С. 167.
Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.
Под видами конъюнктуры я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.
Спрос - это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести
Закон спроса - чем ниже цена товара,
тем большее его количество покупатели
хотят и в состоянии
Факторы спроса и предложения
1) Изменение объема спроса (предложения)
2) Изменение функции спроса (предложения)
Определенные условия, при которых приобретаются товары:
1. Располагаемый доход
2. Цены товаров, которые
3. Цены товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара.
4. Условие ожидания изменения цен в будущем
5. Численность населения
6. Вкусы и предпочтения
Согласуется с предпосылкой о поведении
индивидуума, что означает, что потребители
стремятся максимизировать
Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса.
Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:
1. Изменение в полезности вещи
2. Изменение доходов (больше купить за такую же цену)
3. Изменение цены на
Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.
Эффект дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен, данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.
Эффект замещения - демонстрирует
взаимосвязь между
Взаимодействие эффекта дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами, теми товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя.
Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях, с одной стороны изменение цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать низкокачественные товары. Левшин М.Ф., Пономарёв В.В. Конъюнктура мировых товарных рынков. - М., 2000. - С. 76.
Если низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров. Но в экономической теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.
Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена» заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.
В нормальных условиях существует зависимость
между ценой и величиной
1. Цена данного товара.
2. Цены на исходные ресурсы.
3. Цены на другие товары.
4. Наличие необходимых ресурсов.
5. Характер применяемой
6. Инфляционные ожидания.
7. Налоги и дотации.
8. Природно-климатические
9. Количество продавцов.
2 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ
Товарная политика предприятия - это система решений и действий предприятия, связанных с разработкой и управлением его товарами. Наличие у предприятия продуманной товарной политики позволяет правильно формировать ассортимент, поддерживать удачные товары и устранять нежелательные, извлекать из товаров наибольшую выгоду, своевременно и с пользой внедрять новые товары. Основная цель товарной политики состоит в том, чтобы товары, выпускаемые (или продаваемые) предприятием, оптимально соответствовали, с одной стороны, рыночному спросу по количеству и качеству, с другой стороны - ресурсам фирмы. На основе этой общей цели предприятие может ставить конкретные цели товарной политики по отдельным товарам и для определенных ситуаций на рынке, например, «повышение статуса товара А» или «расширение ассортимента продукции для охвата новых сегментов рынка».
Товарная политика предприятия
влияет на его прибыль и
оценить, насколько она соответствует вышеизложенным целям;
выявить недостатки и возможные направления ее совершенствования.[8, с.56]
Товарная политика предполагает
определенный курс действий товаропроизводителями,
наличие из него заранее обдуманных
принципов поведения. Она призвана
обеспечить преемственность решений
и мер по: формированию ассортимента
и его управлению; подержанию конкурентоспособности
товаров на требуемом уровне; нахождению
для товаров оптимальных
Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.
Составляющие товарной политики:
Сегментирование - выделение части из целого по определенным признакам. Сегментируется товар, потребитель, рынок, конкурент.
Позиционирование товаров - расположение, размещение товаров на рынке, а также создание в сознании покупателей предпочтительных стимулов к приобретению товара, обеспечивающих его прибыльность и конкурентоспособность.
Позиционирование:
а) по отношению к потребителю:
местоположение (например, СТО на шоссе);
в сознании (например, имидж фирмы, товара);
б) по отношению к другим товарам:
субституты - товары-заменители (например, чай, кофе);
комплиментарные - товары-дополнители (например,хлеб, масло);
нейтральные товары.
«Вы позиционируете товар в сознании потенциального потребителя» (Эл. Райе, Дж. Таут).
3. Создание ассортимента товаров - это формирование группы товаров, объединенных характером, назначением или отношением потребителя к данным товарам.
Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой: схожестью функций; общим спросом у определенной группы потребителей; диапазоном цен.
Виды ассортимента: глубокий / неглубокий (по признаку количественной наполняемости); широкий / узкий (по признаку видовой гаммы); полный / неполный (по совокупности количественных и видовых факторов); гармоничный / негармоничный (по степени близости и соответствия товаров различных групп).
Ассортиментная стратегия предполагает дифференциацию, концентрацию (специализацию) товаров, выпуск массовых товаров, интеграцию и диверсификацию товаров.[5,с.43]
Товарная политика, хотя
и очень важная, но, тем не менее,
лишь составная часть хозяйственной
и маркетинговой политики предприятия.
В силу этого принцип «товар выбирает
покупателя» в сочетании с
созданием для покупателей
Разработка и осуществление
товарной политики требуют соблюдения
как минимум следующих условий:
четкого представления о целях
производства, сбыта и экспорта на
перспективу; наличия стратегии
производственно-сбытовой деятельности
предприятия хорошего знания рынка
и характера его требований; данного
представления о своих
В условиях необходимости
мобилизации все более крупных
ресурсов для решения производственно-