Малый бизнес и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:23, реферат

Описание

1. Малое предпринимательство - это сфера, которая может обеспечить массовую занятость населения и повлиять на положительное регулирование внешней миграции (выезд) трудовых ресурсов, стимулировать повышение рождаемости, социально-экономическую и политическую стабилизацию. Учитывая состояние малого предпринимательства в республике и необходимость более высоких темпов его развития, необходимы значительные изменения в республиканской системе государственной поддержки предпринимательства. 2. Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства – это многолетняя системная работа, включающая участие государственных и негосударственных структур, в первую очередь самих предпринимателей, целью которой является общее благосостояние.

Работа состоит из  1 файл

2009-2-econ-04.pdf

— 256.60 Кб (Скачать документ)
Page 1
МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Асп. Мачнев М.А.
Кафедра экономики и управления на предприятии.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт
(государственный технологический университет)
Малое предпринимательство неотъемлемый элемент современной рыночной системы
хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и
развиваться.
История существования малых предприятий в российской экономике насчитывает уже
почти двадцать лет. С началом экономических реформ возникло и малое
предпринимательство. Этот процесс привлек к себе внимание ученых и специалистов. За
последние десять лет было опубликовано немало статей, сборников и монографий, где
рассматривались
проблемы
становления
и
развития
российского
малого
предпринимательства.
Термины «малый бизнес», «малое предприятие», широко используемые за рубежом,
охватывают различные типы и разновидности предпринимательства. Критерии отнесения
предприятия к этому разряду неодинаковы: величина капитала и объем продаж
(Великобритания, Италия, Япония); немонополистическое положение на рынке (США);
правовой статус (Франция); форма собственности (Венгрия); различия между ремесленной
и промышленной фирмой (ФРГ); независимое или зависимое положение в крупной
производственной структуре (Япония) и т.д. Подобная множественность критериев
обусловливает потребность в выделении наиболее емких, обобщенных, характеризующих
малый бизнес.
В международной статистике основным критерием, определяющим размер предприятия,
выступает численность занятых.
К малым и средним предприятиям несельскохозяйственного сектора относятся
производственные единицы с числом наемных рабочих до 500. Этот сектор, в свою очередь,
подразделяется на:
– микропредприятия (до 10 чел.), куда включаются и предприятия, не использующие
наемный труд («независимые», или «самозанятость»);
– малые (10 – 99 чел.), с подразделением: 10 – 19, 20 – 49, 50 – 99 чел.;
– средние (100 – 499 чел.), с подразделением: 100 – 249, 250 – 499 чел.
Для малых предприятий выбор целей и способов деятельности определяется окружающей
средой. Если крупное предприятие занимает или стремится занять на рынке доминирующее
положение и строит свою стратегию на основе этой цели, то малый бизнес исходит из
имеющихся возможностей, приспосабливаясь и импровизируя в соответствии с меняющейся
конъюнктурой. Разработка рыночной стратегии на перспективу становится для него
целесообразной лишь по мере наращивания объема производства, перехода в статус среднего
предприятия.
Управление малых предприятий обычно бывает единоличным или сосредоточено в
руках нескольких лиц, которые осуществляют прямой контроль над всеми сторонами
деятельности фирмы.
Особая роль «человеческого фактора», присущая сфере малого бизнеса, привлекает в
нее большое число молодых, динамичных людей: их влечет желание стать независимыми,
возможность реализоваться, быстро поднять благосостояние семьи, осуществить на
практике какую-либо техническую идею и т.п. Большинство готово ради этого идти на риск,
работать с повышенной интенсивностью. Для многих важно и то, что в периоды кризиса
малый бизнес приспосабливается и выживает главным образом за счет временного
снижения заработной платы или увеличения продолжительности рабочего времени, а не
путем сокращения производства и массовых увольнений, как обычно поступают крупные
фирмы.
Отличительной чертой малых предприятий является характер их финансирования:
источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские
ссуды, а не выпуск акций, типичный для крупных предприятий. С точки зрения

Page 2

возможности получения банковских ссуд, к которым приходится обращаться предприятиям
любого размера, малые предприятия находятся не в самом выгодном положении. Доверие
банков будет увеличиваться прямо пропорционально росту объема коммерческих операций
предприятия.
Формы малого предпринимательства чрезвычайно разнообразны – от традиционной
торговой лавочки или ремесленной мастерской до инновационной фирмы, создаваемой
двумя – тремя специалистами высокой квалификации и вырастающей затем в
транснациональную корпорацию с огромным объемом продаж (примерами могут служить
«Сони», «Эппл»). Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-е
годы ХХ в., выдвинула на первый план малое предпринимательство, кооперированное с
крупным производством на основе специализации и субподряда. Имеются и независимые
малые предприятия, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли. Таковы,
например, узкоспециализированные металлургические «мини-заводы», которые не уступают
крупным предприятиям по качественным показателям производства и значительно
превосходят их по экономичности (на них приходится около 13 % мирового производства
арматурной стали).
Роль малого бизнеса в экономике государства
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой
частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в
социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес
обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной
собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные
предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса,
являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право
на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и
иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Права и свободы человека и
гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности
осуществляются на всей территории Российской Федерации и распространяются на каждого
гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать
в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их
противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции Российской
Федерации. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную,
муниципальную и иные формы собственности.
Международный опыт убедительно показал, что развитие малого предпринимательства
возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого
бизнеса, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания
уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим
характером их функционирования.
Государство помогает малому бизнесу, потому что это необходимо и государству, и
народу.
Развитие малого бизнеса на примере РСО-Алания
За последние 10 лет в республике многое сделано для развития предпринимательства,
поэтому есть рост количества малых предприятий в два раза, объемов производства товаров
и услуг более чем в 10 раз, среднесписочной численности занятых предпринимательской
деятельностью на десятки тыс. чел. Но качественного скачка, который бы повлиял на
динамику развития всей экономики республики, не произошло. По-прежнему малое
предпринимательство республики успешней развивается в сфере торговли и услуг, чем в
отраслях промышленного производства. В то же время стратегическая роль малого
предпринимательства в экономическом развитии республики с ходом административной и
бюджетной реформ значительно возрастает. В большинстве муниципальных образований
принципы бюджетного самофинансирования невозможно реализовать без развития малого

Page 3

предпринимательства и создания соответствующей налогооблагаемой базы. Решение задачи
повышения конкурентоспособности республики, производимых на еѐ территории товаров и
услуг также тесно связано с государственной поддержкой и развитием малого
предпринимательства. Поскольку предприниматель изначально стремится к получению
максимальной прибыли, то в условиях усиливающейся конкуренции он вынужден
постоянно повышать конкурентоспособность товаров и услуг, работников, усиливая их
мотивацию с помощью улучшения условий и оплаты труда, отдыха, охраны здоровья и т.д.
Таким образом, конкурентоспособность каждого
предпринимателя
становится
составляющей конкурентоспособности республики в целом.
Для действующих и развивающихся предприятий, в первую очередь производственной
сферы, предусмотрены меры по развитию системы приобретения оборудования, технологий в
аренду (лизинг) на долгосрочной основе – от 3 до 5 лет. По факту заключения руководителем
производства договора лизинга с банком и поставщиком необходимого оборудования и
положительном решении конкурсной комиссии об эффективности и целесообразности
реализации инвестиционного проекта, лизинговые платежи будут погашаться из бюджета
республики до момента ввода в действие новых мощностей и производства продукции. При
этом право собственности на приобретение оборудования (технологии) перейдет к
предприятию только после погашения бюджетной задолженности. Одним из основных
факторов успешного развития субъектов малого предпринимательства является их доступ к
банковским кредитам.
Самостоятельной формой государственной поддержки предпринимательства должны
стать республиканские и муниципальные заказы на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время в
республике немало фактов, когда товары, необходимые для государственных,
муниципальных нужд и производимые на территории республики, завозятся из других
регионов. При этом не всегда завозимые товары бывают более высокого качества и
конкурентоспособнее по цене, чем у местных товаропроизводителей. Такую практику
игнорирования интересов товаропроизводителей республики надо прекратить. Работа по
организации конкурсов и отбору товаров (услуг) для республиканских нужд должна быть
централизована. Товаропроизводители республики заблаговременно должны быть извещены
о перечне, объемах товаров (услуг), необходимых для республиканских и муниципальных
нужд, иметь информацию о предъявляемых конкурсных требованиях и возможность
активно участвовать в проводимых конкурсах. При прочих равных условиях
государственные и муниципальные заказы должны размещаться на предприятиях
республики. Такой подход к формированию заказов одновременно решит несколько
проблем, в том числе обеспечит рациональное и целевое использование бюджетных средств,
создание
дополнительных
рабочих
мест,
улучшит
финансовое
состояние
товаропроизводителей республики, приведет к росту доходов в бюджет, ограничит вывоз
капитала (инвестиционных ресурсов) за пределы республики и, наконец, более полно
удовлетворит государственные и муниципальные нужды. Сложилась совершенно
недопустимая практика, когда при наличии большого количества простаивающих
невостребованных производственных площадей, предприниматель не в состоянии
арендовать площади на долгосрочной основе с целью организации малых производств или
ставки арендных платежей так завышены, что производство становится нерентабельным,
или помещения требуют капитального ремонта, т. е. значительных финансовых расходов,
которые не засчитываются в сумму арендных платежей и нет гарантий, что договор аренды
после понесенных предпринимателем затрат, не будет расторгнут. В сферу
предпринимательства пришли люди, зачастую без профессиональной подготовки, которые в
силу сложившихся обстоятельств стараются создать рабочие места и прокормить семьи, не
быть иждивенцами государственной казны. Поэтому контроль их деятельности должен
включать не только акты запугивания и взыскания штрафов, которые начисто отбивают
охоту чем-либо заниматься, но и знакомить предпринимателей с новыми законодательными
требованиями.
Выводы
8
Труды молодых ученых № 2, 2009

Page 4

1. Малое предпринимательство - это сфера, которая может обеспечить массовую
занятость населения и повлиять на положительное регулирование внешней миграции
(выезд) трудовых ресурсов, стимулировать повышение рождаемости, социально-
экономическую
и
политическую
стабилизацию. Учитывая состояние
малого
предпринимательства в республике и необходимость более высоких темпов его развития,
необходимы значительные изменения в республиканской системе государственной
поддержки предпринимательства.
2. Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства – это
многолетняя системная работа, включающая участие государственных и негосударственных
структур, в первую очередь самих предпринимателей, целью которой является общее
благосостояние. Чем больше успешных предпринимателей и производств, тем богаче будет
республика, тем больше шансов у каждого достойно жить и без страха смотреть в будущее.
И только понимание роли малого предпринимательства, его всесторонняя совместная
поддержка смогут помочь предпринимателю преодолеть трудности и обрести необходимую
устойчивость.
 

Информация о работе Малый бизнес и его роль в современной экономике