Маркетинг на рынках интеллектуального продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание

В рамках функции управления маркетингом особое место занимает проблема управления рисками, такое управление предприятием, которое позволяет избегать излишних, непредвиденных рисков. В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций предпринимательская или любая другая производственно-коммерческая деятельность невозможна без рисков. Задача маркетинговой службы предприятия состоит в том, чтобы в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволят получать определенные гарантии от коммерческих просчетов

Содержание

Глава 1. Управление рисками 3
1.1 Риск в предпринимательстве и любой другой хозяйственной деятельности 3
1.2 Риски, страхуемые в страховых компаниях 3
1.3 Снижение рисков без привлечения страховых компаний 4
Глава 2. Маркетинг на рынках интеллектуального продукта 6
2.1 Интеллектуальная и промышленная собственность, их сущность 6
2.2 Рынок интеллектуальных продуктов и его особенности 7
2.3 Подготовка, оформление и использование лицензионных соглашений 9
2.4 Рынок услуг, их особенность как товара 10

Работа состоит из  1 файл

Maruhina.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

 

Глава 1. Управление рисками

1.1 Риск в предпринимательстве  и любой другой  хозяйственной деятельности

В рамках функции управления маркетингом  особое место занимает проблема управления рисками, такое управление предприятием, которое позволяет избегать излишних, непредвиденных рисков. В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций предпринимательская или любая другая производственно-коммерческая деятельность невозможна без рисков. Задача маркетинговой службы предприятия состоит в том, чтобы в рамках основной хозяйственной деятельности минимизировать предпринимательские риски, вести дела в таких стратегических хозяйственных зонах, с такими товарами и такими методами, которые позволят получать определенные гарантии от коммерческих просчетов. Здесь крайне важно грамотное, профессиональное управление предприятием и разумное страхование от возможных рисков в системах государственного и коммерческого страхования предпринимательской деятельности.

      Любой предприниматель, хозяйственный руководитель в условиях рыночной экономики обязан нести риски, связанные с производственно-коммерческой деятельностью, и отвечать за последствия  различных нежелательных событий, оказывающих отрицательное воздействие на конкурентные позиции предприятия на рынке. В производственно-коммерческой деятельности вероятность неблагоприятных для предприятия событий достаточно велика. По этому опытный , предусмотрительный администратор (предприниматель) стремится в своей работе предвидеть заранее возможные зоны риска, заблаговременно принимать адекватные контрмеры. Опыт предпринимательства показывает, что сделки с наиболее высокой, но оправданной степенью риска при их благополучном исходе оказываются самыми выгодными. Каждый предприниматель рискует, но благодаря этому риску общество в целом выигрывает. Присутствие многочисленных и многообразных рисков в системе предпринимательства приносит выгоду обществу и национальной экономике. Зная о степени риска, деловой человек, предприниматель старается быть осторожным при принятии управленческих решений.

      Фактор  риска заставляет предпринимателя  экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты рентабельности новых проектов, эффективности коммерческих сделок, целесообразность проведения внешнеторговых операций. Очевидно, что факторы риска в предпринимательской деятельности особенно увеличиваются в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаются инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами, падением курса национальной денежной единицы. Риск – это неотъемлемая сторона предпринимательства, но на него нужно идти сознательно, после тщательных расчетов и раздумий. Наличие риска в предпринимательской деятельности шлифует искусство и повышает культуру управленческой деятельности.

1.2 Риски, страхуемые в страховых компаниях

      Наиболее  распространенный метод страхования  риска – заключение страхового договора (страхового полиса) с одной из страховых  компаний, (государственной или коммерческой). Страховщик за установленную в договоре сумму (страховая премия) обязуется заплатить страхователю на условиях, оговоренных в страховом полисе, согласованную денежную сумму, если страхователь (предприятие) понесет убытки или будет иметь ущерб в своей хозяйственной деятельности в результате наступления определенных неблагоприятных обстоятельств. При этом страхуются последствия как неправильных действий страхователя, так и действия третьих лиц, которые могут нанести ущерб делу или имуществу страхователя. Рассмотрим наиболее распространенные виды страхования, связанные с предпринимательской деятельностью.

      Страхование имущества предприятия. Обычно имущество предприятия страхуется от стихийных бедствий (пожара, наводнения, землетрясения, урагана и т.п.). Номинальная сумма страховки составляет, как правило, 70-80% остаточной стоимости имущества. Под имуществом в страховых случаях понимаются производственные, служебные, жилые и иные вспомогательные помещения, запасы готовой продукции, сырья и материалов, технологическое оборудование, транспортные средства, сооружения и оборудование заводской инфраструктуры, территория предприятия со всеми сооружениями.

      Страхование отгруженной с  предприятия продукции  на период ее перевозки. В зависимости от базисных условий сделок, используемых транспортных средств и рисков полной или частичной гибели проданных и отгруженных покупателям товаров предприятие само либо по просьбе покупателя страхует товары на период их транспортировки. Обычно сумма страховки соответствует номинальной стоимости товаров, а при некоторых повышенных рисках может и превосходить ее на 10-30%.

      Страхование транспортных средств. Предприятие страхует все принадлежащие ему транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, передвижные подъемно-транспортные средства, средства внутризаводского транспорта и др.) на случай пожара, кражи, столкновения с другими транспортными средствами и неподвижными предметами. При этом страховой полис покрывает не только убытки самого предприятия в связи с полной или частичной утратой транспортного средства, но и ущерб, нанесенный третьим лицам.

      Компенсационное страхование. Этот вид страхования предусматривает определенные суммы возмещения рабочим и служащим предприятия в случае частичной или полной потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, заболевания или смерти. Как правило, частные производственные или коммерческие предприятия отчисляют из своих доходов установленную сумму средств в страховой фонд. Вообще компенсационное страхование заставляет администрацию предприятия принимать энергичные меры для создания своим работникам безопасных и здоровых условий труда. Если условия труда не отвечают стандартным нормам и требованиям, администрация предприятия вынуждена платить страховым компаниям повышенные страховые премии, что может привести к ухудшению финансового положения и снижению уровня конкурентоспособности предприятия на рынке.

      Медицинское страхование. Часть средств страхового фонда направляется на основе медицинского страхового полиса в различного рода лечебные заведения, обеспечивающие медицинское обслуживание работников предприятия. Страхование в области здравоохранения обычно покрывает все или большую часть расходов по пребыванию работников предприятия в больницах, на оплату счетов лечащих врачей и хирургических операций.

      Страхование вынужденной приостановки работы предприятия. В случае стихийных бедствий (пожар, наводнение и т.п.) или иных обстоятельств непреодолимой силы предприятие, помимо страхования стоимости имущества, может застраховать и упущенную выгоду, которая определяется разницей между суммами доходов и расходов предприятия, ожидавшейся в период вынужденной остановки предприятия.

К числу страховых  случаев в западной практике относится  также страхование жизни ведущих руководителей и специалистов компании, от деятельности которых в существенной мере зависит благополучие компании. Страховое вознаграждение в случае смерти этих сотрудников выплачивается не наследникам умершего, а самой компании.

      Во  многих западных компаниях существует должность управляющего по рискам, деятельность которого протекает под управлением финансового директора. Управляющий по рискам определяет состав подлежащего страхованию имущества предприятия, уровень страхового покрытия возможных ущербов и размеры соответствующей страховой премии. Он выбирает на конкурентной основе страховщиков, обеспечивает получение вознаграждения в страховых случаях. В его задачи входит оценка всех возможных рисков, грозящих предприятию, и выбор компенсирующих противодействий либо путем привлечения страховых компаний, либо путем самострахования, в том числе за счет улучшения управленческой деятельности.

1.3 Снижение рисков без привлечения страховых компаний

      Далеко  не все предпринимательские риски  могут быть застрахованы в страховых компаниях. В некоторых случаях страховые компании были бы заинтересованы в получении договора на страхование, но с точки зрения нормальной деловой логики и финансового анализа ситуации руководители предприятия часто принимают решения о самостраховании некоторых рисков. Чаще всего такое решение принимается, когда вероятность убытков или ущерба крайне мала, или стоимость рискового имущества относительно не велика по сравнению с общими финансовыми показателями всего дела. Формируемые на предприятиях резервные и рисковые фонды обеспечивают покрытие части убытков, возникающих в результате предпринимательской деятельности.

      Рассмотрим  наиболее типичные риски, сопровождающие нормальную коммерческую деятельность, и способы уменьшения отрицательных последствий от возникновения таких не страхуемых рисковых ситуаций: 

Виды  риска Способы уменьшения отрицательных последствий
1. Коммерческие риски

1.1. Низкие объемы  реализации товаров 

1.2. Неэффективная  работа сбытовой сети 

1.3. Неудачный  вывод на рынок нового товара 

1.4. Неудовлетворительное  исполнение контрагентом условий  договора 

1.5. Противодействия

конкурентов 

1.6. Циклические  изменения в экономике, падение  спроса на товары 
 
 

1.7. Изменение  биржевых котировок и цен на  сырьевые товары

 
Более тщательная аналитическая работа по выбору целевых рынков методом ранжирования. Более ответственная работа по сегментации потребителей. 

Тщательный  подбор коммерческих посредников. Использование  франчайзинга для повышения эффективности  работы оптовых и розничных посредников. 

Предварительное проведение рыночного тестирования, пробных продаж. Внесение в товар  изменений, улучшающих его потребительские качества. 

Более тщательный выбор партнеров путем  их глубокого изучения, получения  банковских и аудиторских справок  о деловой порядочности контрагентов, другой информации, характеризующей фирмы-контрагенты. 

Предвидение возможной реакции конкурентов  на деловую активность предприятия. Планирование контрмер в программе маркетинга предприятия. 

Прогнозирование циклических колебаний конъюнктуры, их учет в инвестиционных и производственных планах, принятие других антикризисных мер на уровне предприятия: повышение уровня ликвидности за счет ускоренной реализации произведенной продукции, сокращение товарных запасов, закупок сырья, материалов и комплектующих изделий, инвестирование в НИОКР и т.п. 

Тщательное  прогнозирование цен в кратко- и среднесрочном плане. Использование  фьючерсных сделок и снижение степени  риска путем хеджирования, т.е. одновременной  покупки и продажи обязательств по фьючерсным контрактам. Заключение долгосрочных контрактов «с условным требованием».

 

      Продолжение таблицы

2. Финансовые риски

2.1. Риск неплатежа  за поставленный товар 
 
 

22. Риск неоптимального распределения финансовых ресурсов при планировании производства товаров 

2.3. Риск больших  инвестиций в крупномасштабный  проект (например, объект капитального строительства)

 
Включение 100% авансового платежа в условия  договора. Применение аккредитивной  формы расчетов (документарный подтвержденный, безотзывный, делимый аккредитив). Возмездная передача права требования платежей по договору факторинговой фирме (фирме-фактору). 

Тщательная  аналитическая работа при определении  приоритетных направлений деятельности предприятия. Более глубокая предварительная оценка рентабельности реализации произведенных товаров. Внесение необходимых изменений в планы производства и инвестиционные планы. 

Глубокая  аналитическая работа в предконтрактный  период. Распределение рисков за счет привлечения к осуществлению  проекта других фирм через консорциальное соглашение. Привлечение для осуществления проекта средств венчурных (рисковых) фондов.

3. Внутрифирменные  риски

3.1. Недовольство  работников предприятия и риск  забастовки 
 
 

3.2. Риск утечки  коммерческой и научно-технической информации 
 
 
 
 

3.3. Ошибки управляющих

 
Тщательная  проработка С профсоюзными активистами  условий коллективного договора. Разработка сильных социально-экономических программ на предприятии. Понимание и использование в процессе управления предприятием мотивации работников. Создание благоприятного психологического климата в коллективе предприятия. 

Тщательная  проверка сотрудников, особенно инженерно-технического персонала, занимающегося НИОКР, на «склонность к компромиссам».

Разработка  новых (особенно «пионерных») товаров таким образом, чтобы по готовому изделию конкурент не смог открыть производственные секреты и «ноу-хау». Тщательный контроль за оборотом внутрифирменной документации. Ограничение доступа посторонних лиц в лаборатории, на экспериментальные участки и т.п. Дезинформационная (в пределах закона) обработка конкурентов. 

Тщательный  подбор управляющих среднего и высшего  звена и эффективная мотивация  и стимулирование их деятельности. Профессиональная подготовка и переподготовка управленческих кадров.

Дублирование  процесса управления наиболее дорогостоящими направлениями производственно-коммерческой деятельности. Моделирование процесса управления по наиболее ответственным, рисковым проектам.

Создание  временных целевых групп для  управления дорогостоящими проектами. Организация контроля.

Информация о работе Маркетинг на рынках интеллектуального продукта