Маркетинг в банковском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

Последние несколько лет были периодом качественных изменений для российского банковского сектора. Российские банки заметным образом скорректировали свои стратегии, определив для себя в качестве приоритетной задачи развитие розничного направления банковского бизнеса.

Работа состоит из  1 файл

банкоувских услуг.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)


Перспективы развития региональных рынков банковских услуг

Последние несколько лет были периодом качественных изменений для российского банковского сектора. Российские банки заметным образом скорректировали свои стратегии, определив для себя в качестве приоритетной задачи развитие розничного направления банковского бизнеса. В ближайшей перспективе это неизбежно приведет к усилению конкурентных позиций одних игроков и ослаблению – других. Как показывает мировой опыт, только крупный банк, обладающий развитой филиальной сетью, может рассчитывать на высокую отдачу от масштаба в розничном бизнесе. В российской практике подтверждением этому служат интенсивные процессы консолидации, мотивированные в значительной степени задачей проникновения на региональные розничные рынки. В течение последних лет мы стали свидетелями формирования многопрофильных финансовых конгломератов, расширяющих быстрыми темпами свое присутствие в российских регионах.

Отношение совокупных банковских активов к ВВП (Россия=100%)

Развитие розничного бизнеса в регионах является на данный момент перспективным по причине невысокой насыщенности местных банковских рынков. Заметное отставание от Москвы и Московской области в уровне обеспеченности банковскими услугами сохраняется не только для депрессивных регионов, но и для тех субъектов РФ, которые обладают мощным производственным потенциалом. Учитывая, что регионы России обеспечивают основной вклад в производство валового внутреннего продукта, современный уровень концентрации финансовых потоков в Москве представляется неоправданным (слайд 2). В этой связи закономерной можно признать тенденцию опережающего роста региональных рынков банковских услуг (слайд 3) и, в частности, сегмента розничных операций.

Сравнительная динамика показателей банковской деятельности
(за январь-август 2005 года)

Необходимо отметить, что банковский бизнес в российских регионах развивается крайне неравномерно. Для большей части субъектов РФ потенциал роста остается невысоким. В то же время формируется ограниченная группа регионов-лидеров, способных в ближайшей перспективе внести значимый вклад в увеличение объемов операций российского банковского сектора. В первую очередь здесь речь идет о субъектах РФ, характеризующихся высокой численностью населения. Существенным образом на привлекательность региона для ведения банковского бизнеса влияет степень его урбанизации, в частности, наличие на его территории городов с миллионным населением. Плотность расселения, достигаемая в мегаполисах, предоставляет банкам наилучшие возможности в области привлечения и обслуживания розничной клиентуры. Более того, сама по себе специфика жизни и работы в городах предполагает высокую востребованность банковских услуг.

Очевидно, к числу наиболее перспективных банковских рынков необходимо  отнести регионы, обладающие мощным экономическим потенциалом. В настоящее время более 60% ВВП России производится в 15 наиболее крупных субъектах РФ: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Республиках Башкортостан и Татарстан, Красноярском крае, Ростовской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Свердловской, Тюменской, Челябинской и Иркутской областях. Как можно судить по составу группы, в первую очередь, здесь представлены регионы выраженной экспортно-сырьевой специализации. Таким образом, субъекты РФ, на территории которых действуют нефтедобывающие, металлургические и химические производства, претендуют на роль наиболее емких рынков банковских услуг.

Вместе с тем, при оценке привлекательности ведения банковского бизнеса в конкретном регионе необходимо принимать во внимание и уровень диверсификации производства. В условиях моноотраслевых экспортно-ориентированных экономик положение банков особенно тесно привязано к колебаниям внешней товарной конъюнктуры, что должно рассматриваться скорее как негативный фактор.

Необходимо также учесть, что многие регионы, попадающие сейчас в категорию бесперспективных по причине доминирующего положения в них внутренне-ориентированных промышленных производств, могут существенно повысить свой статус в результате изменения приоритетов структурной политики государства. Так, стимулируемое государством привлечение иностранного капитала в соответствующие отрасли может послужить серьезным толчком к интенсификации экономического развития ряда субъектов РФ.

Отдельный аспект работы на рынках банковских услуг промышленно-развитых регионов связан с высокими барьерами вхождения. Предприятия, определяющие отраслевую специализацию регионов, как правило, находятся под контролем финансово-промышленных холдингов, в рамках которых они и получают весь набор необходимых банковских услуг. Тесная привязка местной корпоративной клиентуры к конкретным банковским структурам ограничивает возможности для конкуренции не только на местном рынке рассчетно-кассового и кредитного обслуживания, но и в сфере розничного банковского бизнеса.

Как показывает практика, регионы, характеризующихся относительно низким уровнем обеспеченности банковскими услугами, совсем необязательно становятся объектом экспансии со стороны московских банков. Для оценки региональных конкурентных условий можно использовать данные о динамике числа филиалов инорегиональных банков и регистрируемых местных кредитных организаций. В свою очередь, неплохое представление об уровне насыщенности местных банковских сетей дает сопоставление общего числа банковских подразделений, способных оказывать весь комплекс банковских услуг (головные конторы, филиалы и дополнительные офисы) и совокупных доходов граждан, проживающих в регионе.

Из числа субъектов РФ, обеспечивающих наибольший вклад в производство ВВП, низкий уровень насыщенности банковских сетей при слабом изменении числа участников банковского рынка можно фиксировать для Тюменской и Пермской областей, а также для Красноярского края и Республики Башкортостан. Как видно, выраженная экспортная специализация наиболее крупных предприятий региона в значительной степени предопределяет жесткие конкурентные условия на местном рынке банковских услуг (слайд 4).

Насыщенность региональных банковских сетей и изменение числа участников рынка

Переход крупных московских банков к активным действиям на региональных рынках розничных услуг ставит в острой форме вопрос о судьбе местных кредитных организаций. Существует для большинства из них какая-либо альтернатива присоединению к банковским холдингам национального уровня? На каких рыночных сегментах местные банки в принципе могут сохранить свое влияние? Необходимо констатировать, что та модель бизнеса, которой следовали региональные банки на протяжении последних 5-7 лет, в современных условиях оказывается нежизнеспособной. До недавнего времени залогом устойчивости конкурентных позиций банка на региональном уровне являлась тесная привязка к корпоративной клиентуре. С одной стороны, она обеспечивала стабильные поступления от оказания расчетно-кассовых услуг, с другой – позволяла банкам развивать ресурсную базу: помимо счетов предприятий заметный вклад в ее формирование вносился средствами занятых на них граждан. Важным конкурентным преимуществом для региональных банков также являлась близость к бюджетным потокам. Обособленная группа кредитных организаций, работавших со средствами субфедеральных и местных бюджетов, помимо всего прочего получала заметное преимущество в привлечении средств населения: их розничная клиентура была представлена преимущественно занятыми в социальной сфере.

Распределение российских банков по величине собственных средств

Локальные масштабы деятельности региональных кредитных организаций накладывали серьезные ограничения на возможности наращивания капитальной базы. На данный момент невысокий уровень обеспеченности собственными средствами можно назвать отличительной особенностью большинства региональных банков (слайд 5). В составе тридцатки крупнейших российских банков, находятся только три кредитные организации, которые могут быть охарактеризованы как региональные (т.е. не имеющие головного офиса в Москве или Санкт-Петербурге). Их попадание в число лидеров российского банковского бизнеса было обусловлено влиянием двух ключевых факторов. Во-первых, ядро клиентской базы данных банков составляли предприятия нефтяной отрасли. Во-вторых, каждый из них в течение длительного периода специализировался на обслуживании счетов региональных бюджетов

Индикаторы финансового состояния региональных кредитных организаций в целом указывают на их невысокий потенциал в конкурентной борьбе с крупными московскими банками. Если расхождение в уровнях рентабельности активов можно назвать минимальным, то величина процентной маржи позволяет провести достаточно четкую границу между данными группами банков. Так, для московских банков (из их числа представляется целесообразным исключить кредитные организации, контролируемые государством и нерезидентами) в 2004 году финансовый результат и процентная маржа по отношению к активам составляли 2,6% и 9,3%, а для региональных – 2,5% и 6,9% соответственно. Серьезную нагрузку на финансовый результат московских банков в настоящее время создают расходы на региональное и технологическое развитие, в связи с чем вряд ли стоит ожидать сохранения наблюдаемого паритета в уровнях рентабельности в долгосрочной перспективе.

Одной из главных причин сравнительно низкой рентабельности региональных банков можно назвать их слабую обеспеченность долгосрочными ресурсами, и как следствие более высокий спрос на ликвидные активы, являющиеся по определению менее доходными. В частности, средства на корреспондентских счетах в Банке России составляют около 5,5% от совокупных активов региональных кредитных организаций, в то время как банки Московского региона и Санкт-Петербурга размещают на корсчете в ЦБ РФ только 3,8% своих ресурсов (слайд 6).

 

Вклад отдельных компонент в структуру активно-пассивных операций российских банков

Высокий спрос на ликвидность со стороны региональных банков также определяется проблемами доступа на рынок межбанковского кредитования и к системе рефинансирования ЦБ РФ. На российском рынке МБК переток средств происходит преимущественно в рамках ограниченного круга участников. Условия, на которых крупные московские банки готовы предоставлять ресурсы небольшим региональным кредитным организациям нельзя назвать приемлемыми: ставка существенно превышает MIACR, а установленные лимиты – крайне низкие
(слайд 7).

Спрос на ликвидность со стороны разных групп банков

 

 

Существующие конкурентные угрозы требуют от региональных банков пересмотра стратегий роста. Поддержание интенсивной динамики розничных операций объективно возможно только при условии привлечения дополнительных капитальных ресурсов. Как показывает опыт последних нескольких лет, региональные банки выбирают следующие пути укрепления капитальной базы. Во-первых, особую интенсивность на региональном уровне приобрели консолидационные процедуры. Во-вторых, ряд крупных региональных банков сделали выбор в пользу привлечения в свой капитал взносов стратегического иностранного инвестора. Покупка блокирующего пакета акций иностранным инвестором имеет своим обязательным условием выстраивание банком собственной системы корпоративного управления в соответствии с международными стандартами наилучшей практики.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в российский банковский сектор заслуживает особого внимания. Как известно, в России действует умеренно либеральный подход к регистрации и лицензированию кредитных организаций с участием иностранного капитала. Условия и порядок доступа нерезидентов в банковскую систему России во многих отношениях мягче, чем в большинстве других стран. Немногочисленные запреты вводились в основном только на определенный срок или же имели декларативный характер. Что же касается стереотипа о нежелании обеспечивать допуск иностранных банков в Россию, то факты, за редким исключением, его не подтверждают.

К настоящему времени нерешенным остается только один принципиально важный вопрос, который касается фактического запрета на открытие филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации, минуя создание дочернего банка. Правительство и Центральный Банк  Российской Федерации исходят из того, что на текущем этапе развития банковского сектора создание филиалов иностранных банков, минуя учреждение дочернего банка, следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги. Во всех остальных моментах условия допуска нерезидентов в российскую банковскую систему вписываются в общемировую практику лицензирования банковской деятельности и не вызывают существенных возражений со стороны зарубежных инвесторов.

Приток иностранного капитала рассматривается российскими денежными властями  в качестве важного фактора развития банковского сектора страны. Они исходят из того, что иностранный капитал привносит на российский рынок банковских услуг современные технологии, новые финансовые продукты, способствует повышению культуры корпоративного управления в кредитных организациях, развитию конкуренции между кредитными организациями и совершенствованию банковского дела.

В настоящее время  иностранный капитал присутствует в структуре собственности каждого десятого банка, действующего на территории Российской Федерации. В 38 кредитных организациях уставный капитал на 100% сформирован за счет средств нерезидентов. При этом обращает на себя внимание тот факт, что количество таких банков с начала 2005 г. увеличилось на 5 единиц. Взносы нерезидентов в уставные капиталы банков этой группы составляют 22,5 млрд. рублей (почти 800 млн.долл.США), или 80,5% общей суммы иностранных инвестиций. 7 кредитных организаций имеют долю нерезидентов в уставном капитале более 50%, но менее 100%. В 14 банках иностранное участие варьирует от 20 до 50 %. В 73 кредитных организациях доля нерезидентов незначительна (менее 20% от уставного капитала). Следует также учитывать и то, что ряд банков, находящихся под эффективным контролем нерезидентов, действуют под российским флагом и фактически являются их дочерними структурами.

Информация о работе Маркетинг в банковском деле