Маркетинг в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в наши дни маркетинг затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.
Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1.ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДЫ МАРГЕТИНГА ТУРИСТСКОГО ПРЕПРИЯТИЯ………………………………………………………………......5
1.1. Понятие среды маркетинга………………………………………….5
1.2. Анализ внутренней среды 5
1.3. Анализ внешней среды 7
2. ИсСЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТОВЛЯЮЩИХ ТУРИСТСКОЙ СРЕДЫ 14
2.1 Маркетинговые исследования туристсокого рынка 14
2.2 Маркетинговые исследования туристсокого продукта 19
2.3 Маркетинговые исследования конкурентов 24
3. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ — ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МАРКЕТИНГА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)

3. Конкуренция на туристском рынке усиливается тем, что спрос на туристские услуги отличается значительны­ми сезонными колебаниями. Поэтому фирмы часто при­бегают к использованию скидок, уступок и других такти­ческих действий, имеющим цель — увеличение продаж.

4. Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Диф­ференциация туристского продукта сама по себе не явля­ется сдерживающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнообразить) конкурен­тную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг.

5. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем боль­ше отдача от стратегии, тем больше вероятность, что дру­гие фирмы будут склонны принимать тот же стратегичес­кий маневр. Отдача существенно зависит от скорости реак­ции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не реагировать совсем, фирма— инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников. Предприятия, которые обладают объективны­ми данными о потенциале конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Такие знания и умения явля­ются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.

6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкурен­ции. Чем выше барьеры для выхода (т.е. уход с рынка бо­лее дорогой), тем сильнее фирмы расположены остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможнос­тей, даже если они могут заработать меньшую прибыль.

7. Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увеличении различий между фирмами в смыс­ле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресур­сов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что от­дельные фирмы будут вести себя непредсказуемо и принимать маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным нео­пределенностям. Наличие таких "чужаков" (обычно это, действи­тельно, новые фирмы на рынке) создает подчас совершенно но­вые условия рыночной ситуации.

Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конку­рентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно со­риентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Так как услуги воспринимаются очень индивидуальны зависят от того, кто их оказывает, в сфере туризма велико значение качественных характеристик конкурентов. Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает многие неформализованные параметры. Она может быть дополнена отзыва клиентов, специалистов, экспертов.

Результаты анализа показывают:

                  где сильные места у конкурентов и где они слабее;

                  чему конкуренты отдают предпочтение;

                  как быстро можно ожидать реакции конкурентов;

                  какие существуют барьеры для выхода на рынок;

                  каковы перспективы выстоять в конкурентной борьбе.

Информация о конкурентах, сгруппированная по оп­ределенным показателям, дает возможность построить конкурентную карту рынка. На которой было бы видно реальное положение вашей тур фирмы на конкурентном рынке.

 

3.                  ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ — ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МАРКЕТИНГА

 

Анализ рыночных возможностей туристского предприятия завершается этапом, имеющим не только исключительное зна­чение с точки зрения успешной организации деятельности в соответствии с маркетинговой концепцией, но и обладающим огромной чисто практической ценностью. Дело в том, что в системе рыночной экономики направления деятельности лю­бой фирмы определяет потребитель, который приобретает ту­ристский продукт по своему собственному усмотрению, и тем самым указывает продавцу, что необходимо предлагать на рынке. Туристское предприятие, предлагающее услуги, кото­рые эффективно удовлетворяют нужды и запросы клиентов, будет щедро вознаграждено. И наоборот, тот, кто не сумеет до­биться этого, будет наказан потерей потребителей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно поэтому изу­чение потребителей в такой специфической сфере как туризм можно назвать важнейшим направлением маркетинговых ис­следований.

Исследование потребителей, выявление основных мо­тивов приобретения туристских услуг и анализ потреби­тельского поведения вооружает руководителей и специалистов фирмы мощным арсеналом, без которого невоз­можна успешная деятельность на современном рынке, а именно — знанием своего клиента. "Знать своего клиен­та" — основной принцип маркетинга.

Правильное понимание потребителей предоставляет туристской фирме возможности;

     прогнозировать их потребности;

     выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;

     улучшать взаимоотношения с потенциальными по­требителями;

     приобретать доверие потребителей за счет пони­мания их запросов;

     понимать, чем руководствуется потребитель, при­нимая решение о приобретении туристских услуг;

     выяснять источники информации, используемые при принятии решения о покупке;

     устанавливать, кто и каким образом оказывает вли­яние на выработку и принятие решения о приобретении туристского продукта;

     вырабатывать соответствующую стратегию марке­тинга и конкретные элементы наиболее эффективного ком­плекса маркетинга;

     создавать систему обратной связи с потребителя­ми туристских услуг;

     налаживать эффективную работу с клиентами.

Формирование правильного понимания потребителей в маркетинге исходит из следующих принципов; потребитель независим; поведение потребителей постигается с помощью ис­следований; поведение потребителей социально законно.

Поведение потребителей поддается воздействию. Мар­кетинг может оказывать достаточно сильное влияние на мотивацию и поведение потребителей. Это достигается при условии, что предлагаемый туристский продукт дей­ствительно является средством удовлетворения потребно­стей клиента. При этом речь не должна идти о каком-либо манипулировании поведением потребителей.

Все многообразие факторов, влияющих на потребителей туристских услуг, можно разбить на две группы:

внешние побудительные факторы;

личностные факторы.

Внешние побудительные факторы включают;

                  факторы маркетинга;

                  факторы среды.

Факторы среды не поддаются непосредственному кон­тролю со стороны туристского предприятия. Однако они оказывают весьма существенное влияние на поведение кли­ентов. Поэтому их следует постоянно учитывать не толь­ко принимая какое-либо серьезное маркетинговое реше­ние, но и в повседневной деятельности.

Среди факторов среды выделяются такие, как;

                  экономические;

                  политические;

                  культурные;

                  социальные.

Особенно сильное влияние на поведение человека ока­зывают многочисленные референтные группы. Особенно хорошо это видно в регионе КМВ. Благодаря специфической культуре сложившейся на Северном Кавказе, эти группы играют значительную роль в принятии решений о покупке  того или иного туристского продукта.

Референтная группа — это любая совокупность лю­дей, влияющая на позицию, занимаемую человеком, и его поведение.

Таких групп, формальных и неформальных, насчиты­вается великое множество. Некоторые, называемые пер­вичными, невелики и однородны, чтобы все их члены обща­лись друг с другом (например, семья, индивидуальный круг общения, сослуживцы).

Членам референтных групп свойственно стремление к унификации своего образа жизни, в том числе и в приоб­ретении туристских услуг. Понятно, у молодежи это стрем­ление выражено более ярко, чем у людей с определенным жизненным опытом. Она склонна быстро реагировать на "мнение лидера" в своей неформальной группе, как, впро­чем, и быстро "свергать" его с пьедестала.

Человек принадлежит ко многим референтным группам. Его позиция в каждой из них может быть определена ролью и статусом.

Знание личностных факторов имеет исключительное зна­чение для туристской деятельности. Это связано с тем, что они оказывают влияние на:

                  вид предлагаемых услуг;

                  выбор мест их приобретения;

                  возможный размер цены, которую потребитель го­тов уплатить за предоставленные услуги;

                  способы, при помощи которых можно повлиять на клиента и склонить его на свою сторону.

Среди наиболее значимых личностных факторов обыч­но выделяют следующие;

                  возраст и этап жизненного цикла;

                  род деятельности;

                  образование;

                  экономическое положение;

                  тип личности и самомнение;

                  образ жизни.

На протяжении своей жизни один и тот же человек меняет свои вкусы, желания, ценности и общее поведение. Естественно, что эти изменения отражаются на покупа­тельском поведении. Поскольку человека окружает семья, целесообразно весь его жизненный цикл разделить на этапы,. с учетом изменений в семейном кругу. Выделим 8 таких эта­пов (таб. 2.).

Таб. 2. Этапы жизненного цикла человека

Этап жизненного цикла

Характеристика

 

Незамужний, холостяцкий период

Молодые, отдельно живущие люди

 

Недавно созданные семьи

 

Молодожены без детей

 

Полная семья, 1-я стадия

Молодые супружеские пары с ма­ленькими детьми до 6 лет

 

Полная семья, 2-я стадия

Молодые супружеские пары с деть­ми до 6 и более лет

 

Полная семья, 3-я стадия

Супружеские пары, живущие вмес­те с несовершеннолетними детьми

 

"Пустое гнездо ", 1-я стадия

Пожилые супружеские пары, с ко­торыми не живут дети, работающие

 

"Пустое гнездо ", 2-я стадия

Пожилые супружеские пары, с ко­торыми не живут дети, на пенсии

 

Престарелые одиночки

Вдовствующие лица, с которыми не живут дети

 

 

Для эффективной организации маркетинговой деятель­ности необходимо учитывать не только почему (мотивы), но и как (процесс покупки) потребитель принимает реше­ние в отношении туристского продукта.

Процесс покупки — это продвижение туристского про­дукта к потребителю с момента, когда потребность в нем возникает в сознании, до того момента, когда проводится анализ совершенной покупки.

С учетом широкого диапазона источников информации задача туристского предприятия состоит в том, чтобы сделать сведения о себе самом и предлагаемых услугах как можно более доступными для потенциальных клиентов. Для этого целесообразно:

                  выявить основные источники, из которых клиенты получают информацию;

                  оценить важность различных источников для приня­тия решения.

Анализ оценок потребителями различных туристских услуг позволяет туристскому предприятию разработать раз­личные варианты маркетинговых действий. В одном случае надо будет качественно улучшить предлагаемый туристс­кий продукт. В другом — попытаться изменить отношение клиентов к своим услугам, доказывая их преимущества по сравнению с предложениями конкурентов. Сложнее, но может быть стоит попытаться изменить значимость потре­бительских свойств туристского продукта? Иными слова­ми, побудить клиента уделять больше внимания тем харак­теристикам услуг, которым он раньше не придавал значе­ния. Фирма может попробовать и ввести новые, пусть ма­лозначительные признаки, которые бы сделали ее предло­жение более привлекательным для потребителя.

Оценив информацию, потребитель принимает решение о приобретении туристской услуги.



5

 

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В результате проделанного анализа туристской среды региона Кавказских Минеральных Вод можно сделать выводы, что для того чтобы использовать маркетинг как надежный инструмент достижения успеха на рынке, руководителям и специалистам туристских предприятий необходимо овладеть его методологией и творчески применять ее в зависимости от конкретной ситуации. Отсутствие специалистов, владеющих теорией и практикой маркетинга в туристской сфере, не случайно. Вузы Ставрополья только начинают выпуск специалистов по сервису и туризму. Предметом деятельности таких специалистов является не только реклама, но и обеспечение реализации туруслуги.

Регион Кавказских Минеральных Вод является одним из самых уникальных курортов нашей страны. Здесь в течение многих лет складывалось, и развивалась лечение с использованием минеральных,  радоновых вод и лечебной грязи. В результате на КМВ сформировалась самая лучшая в стране санаторно-курортная база. Только один Пятигорск в год мог пропустить свыше 50 тыс. отдыхающих. К сожалению, в 90-е годы положение курортов сильно изменилось и не в лучшую сторону.

Информация о работе Маркетинг в туризме