Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:03, курсовая работа
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка. Объектом исследованием является ЗАО "Очаково» - предприятие, выпускающее слабоалкогольную и безалкогольную продукцию.
В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по общей характеристики предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
5
1
Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
6
1.1
Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью предприятий - производителей товаров народного потребления
6
1.2
Организация маркетинга на предприятии
11
1.2.1
Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимосвязь с другими службами
11
1.2.2
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга
16
1.3
Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии
18
1.3.1
Планирование целей предприятия
18
1.3.2
Выбор стратегии маркетинга
19
1.3.3
Планирование программы маркетинга
21
1.3.4
Бюджет маркетинга
22
1.4
Система маркетингового контроля
23
2
Характеристика деятельности предприятия ЗАО "Очаково"
28
2.1
Общие сведения о деятельности предприятия
28
2.2
Организационная структура управления предприятием
30
2.3
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
31
2.4
Анализ финансового состояния предприятия
33
3
Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ЗАО "Очаково»
35
3.1
Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»
35
3.2
Анализ сбытовой сети
37
3.3
Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка.
40
3.4
Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления.
41
3.5
Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково»
42
4
Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия ЗАО «Очаково»
45
4.1
Совершенствование системы управления маркетингом
45
4.2
Расчет экономического эффекта и иных выгод от предлагаемых мероприятий
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
Список использованных источников
54
Работу по данным о фирмах – конкурентах следует проводить систематически. При этом на практике необходимо использовать следующие методы: опрос отдельных лиц, вырезки из печатных источников, оформление специальных формуляров по конкурентам, сведение информации в доклады.
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия
Адрес офиса и производственных подразделений: 350072 г. Краснодар, ул. Тополиная Аллея,3
Директор - Миносян Ашот Суренович
Коммерческий директор - Меркулов Вячеслав Владимирович
Сфера деятельности: Производство напитков: безалкогольные
(квас, лимонады серии "Ах", морс), слабоалкогольные напитки и пиво.
Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит коллективу предприятия.
Организационная структура предприятия : эта информация является секретной.
Общая численность работающих: она составляет 450 человек. Из них менеджеры, служащие, рабочие.
Рассмотрим историю создания фирмы "Очаково"
Первый камень в основании завода был заложен в марте 1999 г., однако уже 7.10.2000 завод в г. Краснодаре отпраздновал свое официальное открытие. Первоначально функционировало только производство безалкогольных напитков "Ах", затем в феврале запустили производство джин-тоника и пива. На данный момент завершена только первая очередь строительства комбината.
На данный момент в Краснодаре выпускается следующая продукция:
2.2 Организационная структура
ё
Рисунок 2.1 -
Организационная структура
2.3 Анализ основных технико-
Данные
для анализа взяты
Таблица 2.1 - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия "Очаково"
Основные показатели |
2000 |
2001 |
Отклонения |
Темп роста |
Реализовано продукции, т.
|
7 241 957 |
8803 995 |
1 562 38 |
121,5 103,9 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.р. |
20784 |
34984 |
14200 |
168,32 |
Товарная продукция, тыс.р. |
12002 |
13566 |
1564 |
113 |
Себестоимость товарной продукции, тыс.р. |
11692 |
12516 |
824 |
107 |
Среднесписочная численность, чел. |
450 |
450 |
0 |
100 |
Сумма материальных затрат, тыс.р. |
10 712 |
20 972 |
10260 |
195,8 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции |
98,06 |
91,62 |
-6,44 |
93,4 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции |
95,82 |
96,23 |
0,41 |
101 |
Продолжение таблицы 2.2 |
||||
Основные показатели |
2000 |
2001 |
Отклонения |
Темп роста |
Производительность труда, тыс.р. |
77,68 |
159,45 |
81,77 |
205,2 |
Прибыль от реализации, тыс.р. |
869 |
1049 |
180 |
120,7 |
Балансовая прибыль, тыс.р. |
7 686 |
16 140 |
8454 |
209,9 |
Рентабельность продаж, % |
4,37 |
8,3 |
3,93 |
189,9 |
Реализация продукции увязана со спросом и изменяется в соответствии с заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на безалкогольную продукцию и пиво выполняются полностью.
Прибыль
является важнейшим показателем
деятельности предприятия, отражает различные
стороны производственно-
Прибыль отчетного периода по предприятию составила 1049 тыс. р., что на 180 тыс. р. больше соответствующего периода 2000 г.
Затраты на рубль реализованной продукции – один из важнейших показателей эффективности производства. Затраты на рубль реализованной продукции в 2001 г. составили 96,23 коп., что на 4,1 коп. выше уровня 2000 г. Затраты на производство на предприятии меньше рубля, т.е. предприятие окупает затраты и работает с прибылью.
2.4 Анализ финансового состояния предприятия "Очаково"
Рассмотрим финансовое положение предприятия за последних два года.
Таблица 2.2 – Исходные данные для анализа финансового состояния, тыс. р.
Статья |
На 01.01.00 |
На 01.01.01 |
АКТИВ |
||
1. Оборотные активы |
||
2. Денежные средства и их эквиваленты |
117,755 |
63,102 |
3.Расчеты с дебиторами |
0,298 |
61,371 |
|
- |
- |
|
118,053 |
124,473 |
|
||
|
31,792 |
30,067 |
|
- |
- |
|
31,792 |
30,067 |
|
1095,502 |
1374,536 |
ПАССИВ |
||
|
||
|
721,769 |
857,160 |
|
- |
- |
|
721,769 |
857,160 |
Собственный капитал |
||
Уставной капитал |
55,970 |
55,970 |
Фонды и резервы |
- |
- |
Итого по разделу 2 |
55,970 |
55,970 |
Всего источников |
1095,502 |
1374,536 |
Данная
таблица является основой для
расчета ряда аналитических показателей
– коэффициентов ликвидности
и платежеспособности. Основными
коэффициентами ликвидности являются:
коэффициент текущей
Экономическую
результативность управленческой деятельности
КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6 (2.1)
КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4 (2.2)
Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001 > 1, это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности.
Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК показывает коэффициент КЭ:
КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4 (2.3)
Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних двух лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия "Очаково" и об отсутствии текучести кадров.
3 Анализ отдельных аспектов
маркетинговой деятельности
3.1 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»
Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя.
Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономоического развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения эффективности производства уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары.
Чтобы оценить
конкурентоспособность фирмы
Главными конкурентами Очаково по выпуску слабоалкогольной и алкогольной продукции являются такие крупные кампании как:
Пивоваренная кампания «Балтика»
Кампания «Афанасий –Дон»
Маркетологи делят пивной рынок на пять групп. Дешевые сорта – «Жигулевское», «Останкинское», «Бадаевское», «Москворецкое», «Красный восток». Средняя цена товара составляет 9-13 рублей за 0,5 литра. Недорогое пиво, средняя цена 13 руб. (Клинское, Хамовническое,). Российское пиво класса «премиум» средняя цена – 15 руб. Это «Старый мельник», «Золотая бочка», «Бочкарев», «Балтика» № 3,4,5,6,7,8,9, «Клинское-люкс», «Афанасий»
За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить солидную часть рынка. По данным «Business Analytica» в Москве «Старый мельник» занимает более 5 %, а «Золотая Бочка» и «Бочкарев» - более 4 %. В целом по России а «Бочкарева», «Старого мельника» И «Золотую бочку» приходится соответственно более чем по 5,3 и 2 % рынка. Эти марки стоят не так уж и дешево, в среднем все они на несколько рублей дороже многих сортов «Балтики», не говоря уже о массовом дешевом пиве.
Сегодня, по оценкам «Business Analytica», на каждого жителя в России приходится примерно 30 литров. России есть куда стремиться. Потребление пива в России запросто можно довести дл среднеевропейского. Конечно, до уровня Чехии, где пьет очень много, России дойти трудно, но Англию, где на каждого жителя приходится примерно 80 литров пива в год, достигнуть можно.
Некоторые эксперты, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и призывают производителей не переоценивать свои возможности.
Что же касается пива «Балтика» то, хотя в ряде регионов оно по-прежнему занимает первое место по объему продаж среди высококачественной продукции, доля его несколько сократилась.
Я в этом году проводила исследование на улицах г. Краснодара на предмет выявления потребностей на пивном рынке и в результате у меня получилась следующая картина (более подробно данное исследование освещено в курсовой работе по дисциплине «Поведение потребителей»)
Основными конкурентами пива, производимого ЗАО «Очаково» являются марки: «Балтика», «Дон», «Бочкарев», «Золотая бочка», «Старый мельник», «Арсенальное», «Афанасий».
Рисунок 3.1 – Ответы респондентов, на вопрос о том, какие марки пива они предпочитают
Из вышеизложенного
можно сделать вывод, что если
товар аналогичен товарам основного
конкурента, он назначает цену близкую
к цене товара того конкурента. В
противном случае предприятие может
потерять сбыт. Если товар ниже по качеству,
предприятие не сможет запросить
на него цену такую же, как и у
конкурентов. Запросить больше, чем
конкурент, предприятие может тогда,
когда его товар выше по качеству.
Конкурентоспособность
Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия ( на примере предприятия ЗАО «Очаково» )