5. Методы оценки
зарубежного рынка
Современная наука допускает
разнообразие методологических подходов
к комплексной оценке и выбору
зарубежных рынков, а именно:
1. Общенаучные
методы
- Системный анализ – рассматривает любую зарубежную рыночную ситуацию с широким диапазоном внешних и внутренних причинно – следственных связей.
- Комплексный подход – предусматривает проявление разноплановых, конкретных рыночных ситуаций на зарубежном рынке, спешный выход из которых строится на стратегических и тактических решениях. Так, проблемы пребывания конкретного товара на зарубежном рынке во многом определяется спросом, предложением, ценой, распределением, товародвижением, коммуникативной системой, что формирует комплекс маркетинговых подходов.
2. Аналитико – прогностические
методы
- Линейное программирование – представляет собой математический подход при выборе из ряда альтернативных вариантов наиболее благоприятного решения по затратам, прибыли (при рационализации грузовых транспортных маршрутов, оптимизации товарных запасов, улучшении товарного ассортимента).
- Экономико-математические модели - позволяют с учётом действующих факторов внешней и внутренней среды оценивать развитие конкретного участка зарубежного рынка, конкурентоспособность товара и его производителя, определять стратегию и тактику маркетинговой деятельности по выходу на рынок, захвату ниши зарубежного рынка и её удержанию.
- Экономико-статистические приёмы – используются для выборки, ранжирования закономерностей, определения тесноты корреляционной связи и т.д.
- Теория массового обслуживания – применяется при выборе очерёдности обслуживания заказчиков, составлении графиков товарных поставок, позволяет изучить складывающиеся закономерности поступления массовых заявок на обслуживание, правильно определить оптимальную очерёдность их выполнения при организации вывода продукции на зарубежный рынок.
- Теория вероятности – способствует принятию правильных решений при выборе из возможных действий наиболее предпочтительного и определению значений вероятности наступления определённых событий на зарубежном рынке.
- Теория связи – помогает совершенствовать связь (механизм обратных связей) субъектов рынка с конкретным зарубежным рынком, повышать эффективность использования получаемых информационных данных, позволяет своевременно получить сигнальную информацию о процессах, а также управлять процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта), товарными запасами (регулирование поступлений и отгрузок).
- Сетевое планирование – обеспечивает регулирование последовательности выполнения, взаимозависимости действий, работ, отдельных операций в рамках выполнения конкретного проекта, а также определение основных этапов, сроков их осуществления, затрат, ответственности исполнителей, предусматривая возможные отклонения от запланированного сценарного плана по выбору зарубежного рынка и выходу на него.
- Деловые игры – позволяют моделировать и имитировать (проигрывать) задачи и действия как абстрактных, так и конкретных субъектов зарубежного рынка, стремящихся находить оптимальные коммерческо-хозяйственные решения
3.Методологические
приёмы, заимствованные из разных
областей знаний.
- Социология – изучает развитие различных сфер жизнедеятельности человека, его ценностные ориентации, способствует нахождению рациональных решений с учётом интересов, мнений, рекомендаций потребителей, посредников, торговцев по поводу нововведений.
- Психология – по средствам анализа мотиваций, тестов определяет поведение субъектов зарубежного рынка: потребителей, изготовителей, продавцов, выявляя факторы влияния на их поведение.
- Антропология – корректирует проектирование, изготовление, реализацию товарной продукции с учётом национальных и физических особенностей, уровня жизни отдельных больших и малых групп потребителей. Антропологические измерения используются при моделировании мебели, одежды, обуви, головных уборов и т.д. с ориентацией на целевой зарубежный рынок.
- Экология – учитывается при изготовлении товаров, оказании услуг, когда принимается во внимание степень возможного негативного влияния материалов, изделий на окружающую среду через ориентацию на концепцию экологического маркетинга.
- Этика – проявляется в изучении социально-культурных, технических и эстетических проблем формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для обеспечения наилучших условий труда и быта субъектов рынка.
4. Дизайн – используется при определении
формы товарного изделия (комбинация базисных
фигур, традиции, мода), цвета (психологическое
воздействие, социальный символ, корпоративная
культура), материала продукта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс международного маркетингового
исследования включает следующие фазы:
постановка проблемы; разработка дизайна
маркетингового исследования, сбор данных;
обработка и оценка данных; обобщение
результатов и подготовка отчёта.
Каждой фазе соответствуют свои задачи
и особенности. Сначала определяют
проблемы изучения рынка и формулируют
цели исследования. Дизайн маркетингового
исследования предполагает конкретизацию
потребностей в информации и обоснование
наилучших методов исследования,
оценку бюджета для проведения исследования,
обоснование необходимости привлечения
специализированной организации для
проведения исследования. Сбор и обработка
данных заканчиваются их анализом и
оценкой. В международном предпринимательстве
особое значение приобретает координация
задач между материнской и дочерними
фирмами. Не меньшее значение имеет
обеспечение сравнимости данных, полученных
в различных странах. Отчёт об исследовании
включает результаты анализа и оценки,
заключение и рекомендации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдокушин В. Ф. Маркетинг
в международном бизнесе: учебное пособие.
/ В. Ф. Авдокушин. – М.: «Дашков и К», 2002.
– 328с.
2. Акулич И. Л. Международный
маркетинг / И. Л. Акулич. – Минск: БГЭУ,
2007. – 496с.
3. Буров А. С. Международный
маркетинг / А. С. Буров. – М.: «Дашков и
К», 2004. – 284с.
4. Моргунов В. И. Международный
маркетинг / В. И. Моргунов. - М.: «Дашков
и К», 2006. – 151с.
5. Эванс Дж. Маркетинг / Дж.
Эванс. – М.: СИРИН, 2005. – 278с.
31.01.2013