Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:06, реферат
Астана — не самый крупный экономический центр Казахстана. Большое влияние на хозяйственное развитие города оказала железная дорога на Карталы, построенная в 1931—1936 годах. В Астане ранее действовал крупнейший в Казахстане завод сельскохозяйственных машин — ПО «Целинсельмаш», а также завод «Казахсельмаш» (бывший завод имени 50-летия СССР), специализировавшийся на производстве сельскохозяйственных машин для районов подверженных ветровой эрозии. Имеются также следующие заводы: «Металлист», насосный, чугунолитейный, вагоноремонтный и другие предприятия машиностроения и металлообработки. Кроме этого, есть химический завод, предприятия лёгкой (кожевенно-пимокатный завод, швейная фабрика) и пищевой (мясокомбинат, маслозавод, молочный комбинат, мельницы) промышленности, лесопильный и кирпичный заводы, типография и т. д.
Департамент стратегического планирования и маркетинга
Маркетинговый
анализ г. Астана
Астана — не самый крупный экономический центр Казахстана. Большое влияние на хозяйственное развитие города оказала железная дорога на Карталы, построенная в 1931—1936 годах. В Астане ранее действовал крупнейший в Казахстане завод сельскохозяйственных машин — ПО «Целинсельмаш», а также завод «Казахсельмаш» (бывший завод имени 50-летия СССР), специализировавшийся на производстве сельскохозяйственных машин для районов подверженных ветровой эрозии. Имеются также следующие заводы: «Металлист», насосный, чугунолитейный, вагоноремонтный и другие предприятия машиностроения и металлообработки. Кроме этого, есть химический завод, предприятия лёгкой (кожевенно-пимокатный завод, швейная фабрика) и пищевой (мясокомбинат, маслозавод, молочный комбинат, мельницы) промышленности, лесопильный и кирпичный заводы, типография и т. д. Близ Астаны — каменноугольные шахты (Максимовка). Производство стройматериалов. Урановые рудники.
Указом
Президента Республики Казахстан Назарбаева
Н. А. от 17 марта 2006
года № 67 утверждён
стратегический план устойчивого развития
города до 2030
года[3], определяющий основные
направления деятельности по становлению
и устойчивому
развитию города
как столицы государства. Разработку данного
плана осуществил Центр
устойчивого развития столицы.
С 2009 года начал действовать двухлетний план социально-экономического развития Астаны, рассчитанный до 2011 года. Это - один из главных документов, который регламентирует всю жизнедеятельность города. Насколько вырастет зарплата работников бюджетной сферы, какие объекты будут построены в столице, появятся ли новые помещения у детских клубов – все эти расчеты отражены в плане. Их исполнение находится под контролем депутатов маслихата.
Параметры социально-экономического сценария еще раз подтверждают, что внимание местных властей сфокусировано на улучшении качества жизни всех слоев городского населения. Так, к 2011 году среднемесячная номинальная заработная плата в Астане составит порядка 101 941 тыс. тенге, средний размер пенсии достигнет 33 771 тенге. Продолжительность жизни населения увеличится до 70,9 лет.
Базовой
основой для достижения поставленных
целей служит эффективная экономика, становление
которой предполагает вложение инвестиций
в отрасли экономики, способные стать
источниками роста валового регионального
продукта. Речь идет о строительстве новых,
реконструкции и модернизации действующих
предприятий. В среднесрочной перспективе
в реальный сектор предполагается привлечь
1 390,7 млрд. тенге инвестиций. Средства
также будут направлены на претворение
в жизнь перспективных планов по дальнейшему
развитию сферы образования, здравоохранения,
культуры, коммунального хозяйства, теплоэнергетической
и транспортной инфраструктуры.
Развивать
Астану, как локомотив экономического
роста всего Казахстана, планируется
через различные механизмы
Стабилизация демографической и миграционной ситуации в городе Астане. Расчетная численность населения города Астаны к 2011 году составит 852 тыс. человек и увеличится к показателю 2008 года на 32,9%. Данный показатель устанавливался исходя от численности трудящихся предприятий и учреждений градообразующего значения (градообразующая группа населения, которая согласно нормам проектирования составляет 35-40%).
Развитие технологий и инноваций. В настоящее время на территории Индустриального парка идет реализация ряда инвестиционных и инновационных проектов в сфере производства строительных материалов, машин и оборудования, резиновых и пластмассовых изделий, мебели по технологиям компаний известных во всем мире.
В
рамках создаваемого парка начнется
строительство прорывных
Новости региона
Выпуск первого казахстанского тепловоза серии “Эволюшн” состоялся 7 декабря 2009 г. на локомотивосборочном заводе Астаны, сообщает корреспондент ИА Новости-Казахстан.
“Сегодня в преддверии Дня Независимости мы видим этот локомотив. Нашей стране с иностранными инвесторами и с такой уважаемой компанией, как General Electric, сейчас по плечу такие задачи”, - сказал на церемонии презентации первого казахстанского локомотива премьер-министр Казахстана Карим Масимов.
Глава правительства подчеркнул, что “наша индустриальная программа, наши проекты сегодня воплощаются в этом локомотиве”.
При выпуске первого локомотива была отработана технология сборки, монтаж оборудования и обучение рабочего персонала, говорится в сообщении нацкомпании “Казахстан темир жолы”, распространенной на церемонии презентации локомотива.
Весь процесс производства тепловоза и заводские испытания проходили под наблюдением представителей компаний General Electric.
На заводе большое внимание уделенно увеличению казахстанского содержания. Так, на первом этапе локализация производства тепловоза составит 18 процентов. Для этого планируется запустить технологические процессы по изготовлению рамы тепловоза, его дизельных и генераторных отсеков. На втором этапе, который начнется с 2011 года, на заводе освоят процесс изготовление всех несущих частей тепловоза и локализация составит свыше 30 процентов.
При выходе завода на полную мощность (к 2014 году) ожидается, что локализация составит 52%.
Проектная мощность завода - 150 локомотивов ежегодно.
В период до 2020 года в Казахстане подлежат списанию 60% локомотивов это 1055 единиц.
Согласно программе развития железнодорожного транспорта до 2020 года нацкомпания “Казахстан темир жолы” планирует модернизировать и обновить более 14 тысяч километров путей, реконструировать около 300 объектов искусственных сооружений, приобрести 1,5 тысячи локомотивов, 54 тысяч грузовых и около 2 тысяч пассажирских вагонов.
Заинтересованность
в приобретении казахстанских
тепловозов уже проявляют
Армения, Таджикистан,
Эстония, Латвия, Грузия
Белоруссия, Киргизия,
Монголия и другие страны.
Здесь же намечено строительство завода с уникальной технологией по выпуску поликристаллического кремния АО «Ланкастер групп Казахстан», создаются другие инновационные производства, транспортные терминалы и логистические центры.
Перспективные
проекты институтов развития по реализации
Стратегии индустриально
Проект TOO «Lokomotiv-leasing» по строительству локомотивно-сборочного завода. Стоимость проекта составляет 125 млн. долларов США. Мощность завода составит до 100 локомотивов в год.
Проект ТОО «KUN Renewables» по строительству завода по производству поликристаллического кремния. Стоимость проекта составляет 350 млн. долларов США. Финансирование проекта будет осуществляться за счет заемных средств АО «Банк развития Казахстана» - 70% и собственных средств – 30%.
Проект АО «Орdabasy-NOKIAN TYRES» по строительству завода по производству автомобильных шин по технологии компании «Нокиан». Стоимость проекта составляет 200 млн. долларов США. Финансирование проекта будет осуществляться за счет заемных средств АО «Банк развития Казахстана» - 75 % и собственных средств - 25 %.
В
целом же социально-экономический
план столицы ориентирован на достижение
лидирующих позиций в Центрально-
Социально-экономическое положение региона
На 1 августа 2009 года численность населения города Астаны составила 665,8 тыс. человек. Таким образом, намечается устойчивый темп роста населения столицы: с 2002 года численность населения города возросла более чем на 100 тыс. человек.
Положительным
фактором в естественном движении населения
города Астаны является повышение уровня
рождаемости. В 2005-2008 годах в городе наблюдается
устойчивая тенденция роста рождаемости
при некотором снижении уровня смертности.
Социально-экономические показатели
В
городе согласно, Агентства по статистике
на 1 августа 2009 года зарегистрировано
70 крупных юридических лиц, 72,4 тыс субъектов
малого и среднего бизнеса.
Промышленность
Развитие промышленности в области было традиционно связано с сельским хозяйством, переработкой сельскохозяйственного сырья. За январь-август 2009 года предприятиями столицы произведено промышленной продукции на 60 082,9 млн. тенге, что составляет 89,5 % к соответствующему периоду прошлого года. При этом возросли объемы производства продуктов питания: макароны и изделия мучные – на 30,8 %, торты и изделия кондитерские на 46,4 %, сухари и печенья – на 80 %, воды минеральной и газированной – на 33,1 %. Снизились производство сыра и творога на – 68,6 %, свежего хлеба – на 14,2 %, производство молока обработанного и сливок – на 69,4 %, йогурта – на 93,9%.
В
столице проводится активная внешнеэкономическая
деятельность, развиваются взаимовыгодные
связи с государствами ближнего
и дальнего зарубежья. Внешнеторговый
оборот за январь-июль 2009 года составил
2 770,7 млн. долларов, в т.ч. со странами СНГ
- 653,9 млн. долларов, со странами дальнего
зарубежья- 2 116,8 млн. долларов.
Строительство
Астана лидирует в республике по темпам строительства. С января по август 2009 года в эксплуатацию введено 940 301 тыс. кв. м жилья, что на 39,2 % превышает аналогичные показатели прошлого года. В том числе 21 577 тыс. кв. метров недвижимости относится к категории государственной собственности, 883 209 тыс. кв. метров - частной. В секторе капитального строительства в указанный период освоено 29 089,5 млн. тенге.
Также
в городе расположен международный
аэропорт «Астана», железнодорожный
вокзал и автовокзал. С начала года
всеми видами транспорта (кроме железнодорожного)
осуществлены перевозки 5 122,2 млн пассажиров.
Занятость населения
На
1 августа 2009 года численность работающего
населения (по средним и крупным предприятиям
с численностью свыше 50 человек) составила
184,5 тыс. человек. Зарегистрировано безработных
6 467 человек, уровень безработицы за данный
период составил 1,7 % к экономически активному
населению. В службу занятости обратилось
18 129 человек. По заявкам работодателей
трудоустроено 7 085 человек. Направлено
на общественные работы 1 316 человек.
Социальная защита
На 1 сентября 2009 года пенсию по возрасту получают 41 262 человека, госсоцпособия- 14 830 чел, спецгоспособия – 22 364 чел, госпецпособия – 647 чел, единовременное пособие по рождению ребенка – 1 415 чел, государственное пособие по уходу за ребенком до одного года – 4 416 чел.
Среднемесячная
номинальная заработная плата одного
работника за январь- июль 2009 года составила
94 445 тыс. тенге, что на 0,9 % больше по сравнению
с соответствующим периодом прошлого
года.
Образование и здравоохранение
Астана располагает обширной сетью учебных заведений. В городе действуют 14 вузов, включая 10 частных. Число общеобразовательных школ составляет 76 единиц, где обучается 67 807 учащихся. Кроме того, функционируют 12 негосударственных школ, численность учащихся в них составляет 2 211 человек. На территории города – 24 колледжа, 5 профтехшкол, более 60 детских садов. В образовательный процесс активно внедряются информационные технологии. Уровень обеспеченности компьютерами общеобразовательных учреждений значительно выше среднереспубликанского уровня.