Методы научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:25, доклад

Описание

Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования. Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки. Применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, т. е. к адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.11 Кб (Скачать документ)

Методы научного исследования. Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования. Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки. Применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, т. е. к адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей. Если методология -   учение об организации деятельности,  тогда научное исследование -  это цикл деятельности,   его структурными единицами выступают направленные действия.  Как известно, действие -  единица деятельности, отличительной особенностью, которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции,  соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели.  Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия. Исходя из этого, можно выделить две группы методов: Теоретические методы и Эмпирические методы.

Теоретические методы:

- методы -  познавательные  действия:  выявление и разрешение  противоречий,

постановка проблемы, построение гипотезы и т. д.;

- методы-операции:  анализ,  синтез,  сравнение,  абстрагирование  и

конкретизация и т. д.

Эмпирические методы:

- методы - познавательные  действия: обследование, мониторинг, эксперимент  и т.д.;

- методы-операции: наблюдение, измерение, опрос, тестирование  и т.д.

Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя. Истинное познание достигается лишь в том случае, когда применяемые  в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни, нашедшими  свое выражение в философии диалектического  и исторического материализма. Таким образом, применяемые в науке методы исследования только тогда приведут к истинному знанию, когда они в своей совокупности отразят данное явление в его развитии и в его существенных связях и отношениях с другими явлениями.

Средства научного исследования (средства познания). В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические, языковые. Кроме того, в последнее время к ним, очевидно,  необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания -  это специально создаваемые средства.  В этом смысле материальные,  информационные,  математические, логические,  языковые средства познания обладают общим свойством:  их конструируют,  создают,  разрабатывают,  обосновывают для тех или иных познавательных целей.

 

2. Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для  уточнения проблемы и составления  программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся  в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий  учитывать особенности личности опрашиваемого.

Специфика интервью состоит, прежде всего, в том, что при его использовании  источником первичной социологической  информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых  социальных процессов и явлений.

Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых - чрезвычайно многообразны. В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу. Время интервью у взрослых - до 1-1,5 часа, учащихся - 45 минут. Интервью широко распространено в современной жизни. Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна и разнообразна: интервью используется в социологии, психологии, журналистике, статистике, этнографии, педагогике, управлении и др. науках. В зависимости от цели исследования, от исследуемого объекта применяют различные виды интервью. По степени формализации можно выделить несколько видов интервью:

  1. нестандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Здесь преобладает раскованная беседа в русле поставленной проблемы.
  2. Стандартизированное интервью. Оно предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы.
  3. фокусированное интервью предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов.
  4. групповое и индивидуальное - в зависимости от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер.

Информация о работе Методы научного исследования