Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:50, реферат
Маркетинг как философия субъектов цивилизованного рынка представляет собой систему понятий, знаний о рынке и методов их получения и использования.
Маркетинг как
философия субъектов
В маркетинге реализуются общенаучные методы, позволяющие:
накапливать, систематизировать и анализировать как вторичную (полученную от других исследователей и источников), так и первичную (полученную самостоятельно или по специальному заказу) информацию о рынке, и прежде всего - о потребителях, конкурентах, каналах продвижения и сбыта продукции, состоянии окружающей маркетинговой среды и др.;
синтезировать информацию, моделировать ситуации, прогнозировать изменения (в т.ч. долгосрочные), производить экспертную оценку перспективности тех или иных решений и действий, включая стратегию и тактику;
экспериментальным путем получать рыночные оценки и искать оптимальные маркетинговые решения;
в соответствии
с полученной информацией изменять
практику, планировать и корректировать
маркетинговую деятельность, управлять
учреждением, рыночным поведением, воздействовать
на восприятие учреждения и его продукции
другими субъектами рынка.
Маркетинг использует информацию и методы конкретных наук и научных дисциплин, таких как:
статистика (прежде всего статистические данные государственных органов и общественных организаций) - для оценки емкости рынка и его сегментов, величины и тенденций изменения спроса и др.;
макро- и микроэкономический анализ - для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, собственных возможностей образовательного учреждения и его партнеров;
социология - для
выявления и анализ позиций конкретных
потребительских групп и
психология и психофизиология - в тех же целях, а также для апробации и повышения действенности рекламных и других приемов и способов формирования спроса, воздействия на восприятие образовательного учреждения субъектами рынка, на принятие ими решений в пользу выбора данного учреждения и его ОУ;
математика - для обслуживания процессов достижения указанных целей;
теория управления
- для осуществления процессов
планирования и прогнозирования, контроля,
регулирования, стимулирования маркетинговой
работы и всей деятельности образовательного
учреждения, а также поведения
взаимодействующих с ним субъектов рынка.
В маркетинге применяются
также конкретные методы и группы
методов генерирования новых
идей (в отношении объектов маркетинга,
обновления ассортимента, ценообразования
и адаптации цен, содержания и
организации коммуникаций, продвижения
и продаж товаров и услуг на рынке), экспертного
оценивания, контент-анализа (прежде всего
средств массовой информации) и др.
Большая часть
перечисленных методов - это методы,
используемые непосредственно в
ходе маркетинговых исследований. Исследования
занимают весьма значительную часть (от
одной трети до половины) всей маркетинговой
деятельности и ее бюджета. Тем важнее
правильно спланировать их.
Схема маркетингового исследования включает следующие основные этапы:
Выявление проблем и формулирование целей исследования. Выделяются: поисковые цели - помогающие выявить и конкретизировать проблему, выработать гипотезу или варианты решения проблемы; описательные цели - предполагающие уяснение и оценку ситуации, отдельных маркетинговых факторов и их комплексов; экспериментальные цели, предусматривающие проверку гипотез, предложенных вариантов решения проблем.
Отбор источников информации, включая: вторичные данные (уже существующая информация, собранная другими исследователями и/или для других целей), с указанием источников и способов получения информации; первичные данные (информация, специально собираемая для данной цели), с указанием ареала, способов и субъектов сбора информации.
Сбор информации из определенных ранее источников, включая проведение социологических, лабораторных и рыночных экспериментов.
Анализ собранной информации: выявление средних значений интересующих переменных, распределения частотности событий; определение коэффициентов корреляции факторов, событий; определение динамики и тенденций изменения интересующих факторов и т.д.
Представление
полученных результатов в виде аналитических
обзоров, таблиц, графиков, прогнозов,
моделей принятия решений, рекомендаций
и т.п.
Разнообразие перечисленных
методов и наук, причастных к маркетингу,
способно удручить непрофессионалов;
однако для образовательных учреждений
высшего и дополнительного образования
здесь нет особых проблем: почти все соответствующие
учебные дисциплины присутствуют в учебном
плане и предполагают кадровое обеспечение.
Основными объектами исследований в маркетинге ОУ выступают:
характер рыночного
обмена ОУ (конкретные объекты обмена
и экономические отношения
конкурентоспособность ОУ, включая общеобразовательные, профессиональные, дидактические, экономические и другие сравнительные качественные показатели, в т.ч. нормативные (заданные образовательными стандартами) и патентно-правовые;
действующие на рынке образовательного учреждения партнеры (поставщики и посредники), реальные и потенциальные потребители и конкуренты в отношении: вида их хозяйственной (трудовой) деятельности, правового положения, характера собственности и принадлежности капитала (инвестиций) контролю со стороны данного образовательного учреждения, величины задействованных и потенциальных ресурсов, сложившихся традиций, связей, стратегий поведения;
возможные стратегии
маркетинга, различные варианты тактических
решений конкретных маркетинговых
проблем и их взаимоувязки.
Маркетинг как
философская система взглядов участников
рыночных отношений на себя, на партнеров
и на сам рынок может показаться
весьма общим и абстрактным. Начинающих
его изучение гораздо больше привлекают
аспекты маркетинга как стратегии
и особенно тактики рыночной деятельности,
ее "инструментальная составляющая",
рецептура действий. Однако любой инструмент
и тем более рецепт сможет быть правильно
и к месту применен, приведет к рыночному
успеху только в том случае, если его применение
не случайность и не дань моде, а следствие
понимания и принятия для себя, освоения
общих принципов, методов, способов бытия
и познания в рынке. А это и есть маркетинг
как философия.
Маркетинг как
философия, включая общую ориентацию
участников рыночных отношений, принципы
действия и методы исследований, реализуется
в его планах, программах и подпрограммах
(по отдельным функциям маркетинга), которые
в свою очередь бывают долгосрочными (на
пять и более лет), средне- и краткосрочными
(на год, с разбивкой по кварталам). В среде
образовательных учреждений такая работа
пока еще не проводится. Поэтому ведущие
принципы маркетинга практически не оказывают
действия на поведение субъектов рынка
ОУ, а их поступки оказываются мало увязанными
друг с другом, противоречивыми и в результате
- неэффективными.
Как же быть? Где
взять специалистов, владеющих разнообразными
методами и способных практически
реализовать принципы маркетинга? Таких
специалистов пока нет. Но маркетинг
ОУ в этом отношении выигрывает у
любой другой отрасли: в коллективах
образовательных учреждений, особенно
в вузах, работают высококлассные специалисты
самого разного профиля. Объединение их
усилий между собой и вместе с обучающимися
поможет быстрее дать желаемые результаты.
Ведь в учреждении, ведущем серьезную
фундаментальную и разнообразную профессиональную
подготовку, решение большого количества
различных маркетинговых задач не представляет
особого труда с точки зрения поиска квалифицированных
исполнителей. Да и полигон для отработки
гипотез и вариантов решений тоже под
рукой,- его предоставит само образовательное
учреждение.
Однако реальной практики и психологического настроя на участие в такой работе у наших научно-педагогических кадров, как правило, явно не хватает. Сказывается психологическая усталость, пессимизм интеллектуальных кадров. Тем более необходимо создание в вузах специализированных маркетинговых подразделений. Службы, отделы маркетинга смогли бы выступить ответственными исполнителями, заказчиками и координаторами маркетинговых исследований и разработок, взаимодействуя с соисполнителями как в коллективе вуза (т.е. с факультетами, кафедрами, отдельными научными сотрудниками и педагогами), так и за его пределами.