Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 21:52, реферат
Размещение и выкладка товаров в торговом зале, являясь операцией с товарами до предложения их покупателям, существенное влияние оказывает на качество торгового обслуживания. Поэтому эта операция является наиболее трудоемкой в технологическом процессе работы магазина. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале.
Введение
1. Определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале
2. Размещение товаров в торговом зале
3. Выкладка товаров в торговом зале
4. Размещение и выкладка отдельных видов товаров
Заключение
Список литературы
Под выкладкой товаров понимают технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.
При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:
- товары должны размещаться так, чтобы каждый предмет был отчетливо виден;
- полки и стеллажи не должны перегружаться товарами;
- товары должны легко доставаться с полки или витрины;
- декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
- товар должен выкладываться этикеткой в сторону покупателя;
- при выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные товары оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.
В соответствии со способностью покупателя к восприятию, розничный продавец располагает всеми возможностями для того, чтобы вести взгляд покупателя в правильном направлении. Пространство полки условно делится на четыре зоны:
- зона дотягивания ( высота 180- 200см);
- зона оптимального обзора и доступа к продукции (высота 110 - 180см);
- зона доступа (60 -180 см);
- зона наклона (высота до 160 см).
У покупателя подсознательно сформирован имидж значимости этих зон. Человеческий взгляд в целом больше направлен вверх, чем вниз. Информация, которая находится выше уровня глаз, воспринимается только издалека. Зона наилучшего восприятия находится на уровне глаз. Это означает, что средняя высота для выкладки продукции - 110 -160 см. Товары не должны выставляться на высоте более 200 см.
Товары повседневного и частого спроса, а также недорогие товары следует выкладывать на полках на уровне глаз покупателя, а товары, пользующиеся редким спросом, а также дорогие - выкладывать либо на верхних полках, либо рядом с кассой. Поэтому «Зона оптимального обзора и доступа к продукции» и «Зона доступа» имеют высокую значимость, а остальные - низкую.
При выкладке товаров на торговом оборудовании применяют горизонтальный, вертикальный и комбинированный способы.
При вертикальном способе выкладки («ленточная выкладка») одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз. Преимущество этого способа - хорошая обозримость и более четкое разграничение выложенных товаров. Недостатком такой выкладки является увеличение площади выкладки при размещении товаров. Этот способ широко применяют в магазинах самообслуживания с торговым залом большой площади.
При горизонтальном способе выкладки одноименные товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию. Данный способ наиболее эффективен для реализации крупногабаритных товаров.
Наиболее часто на практике применяют комбинированный способ выкладки, сочетающий горизонтальный и вертикальный способы выкладки товаров. Он позволяет наиболее эффективно использовать площадь выкладки на оборудовании и размещать больше товаров в торговом зале.
При выборе места и способа выкладки исходят из характера спроса на товар. Товары основного ассортимента не нуждаются в броской выкладке. Сопутствующие товары располагают рядом с товарами основного спроса «перекрестным» способом. Совместное размещение на одной полке или в непосредственной близости основного и сопутствующих товаров способно увеличить продажи и того и другого товара на 150-180%
Взаимозаменяемые товары следует размещать рядом. Например, по потребительским свойствам: крупа и макаронные изделия, швейные и трикотажные изделия.
Основное правило при оформлении полок - выкладка должна быть насыщенной. При этом важно определить количество единиц товара для выкладки. Из практики известно, что человеческий глаз может воспринять товар, если рядом с ним представлены 3-5 однотипных товаров, выставленных на полке по горизонтали. Какой бы ни была ширина полки, товар должен располагаться на ней свободно, иначе он теряется.
Все товары выкладывают на торгово-технологическом оборудовании этикетками и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателя. Выкладка должна обеспечивать демонстрацию наилучших качеств того или иного товара.
В настоящее время все более широкое распространение получает замена горок для выкладки товаров тарой-оборудованием, которую рекомендуется устанавливать в торговом зале, на линиях горок или создавать из неё пристенные и островные линии.
Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, особенности отдельных товаров, вид упаковки. Например:
- товары в бутылках выставляют в несколько рядов по ширине полок, иногда в ящиках;
- колбасу и копчености - в охлаждаемых витринах в несколько рядов, при этом верхний батон разрезают и кладут срезом в сторону покупателя;
- фасованные колбасные изделия, упакованные в целлофановую пленку, раскладывают по видам и сортам;
- товары в пакетах и пачках размещают на полках рядами или штабелями;
- хлеб и хлебобулочные изделия выкладывают рядами на полках пристенных или островных горок или используют для этих целей тару-оборудование с защитным экраном, наличие которого необходимо для обеспечения санитарных требований, а также шкафы, изготовленные из модульных элементов;
- ткани группируют по видам, назначению и артикулам и выкладывают рулонами на наклонных полках пристенных и островных горок; образцы тканей вывешивают на специальных консолях горок;
- готовую одежду на плечиках размещают на вешалах или других видах оборудования по половозрастному признаку, группам и видам;
- для выкладки образцов головных уборов применяют специальные консоли пристенных и островных горок или полки этого оборудования;
- белье и трикотажные изделия укладывают на полки или подвешивают на штанги пристенных и островных горок;
- игрушки, сгруппированные по возрастному признаку, видам материалов, педагогическому назначению, выкладывают на полках или в кассетах горок;
некоторые игрушки (резиновые) удобно размещать навалом в специальных контейнерах;
коляски, санки, велосипеды - на подиумах;
- при размещении хозяйственных товаров рекомендуется группировать их по потребительским комплексам, внутри которых их следует делить на отдельные группы;
- люстры подвешивают на специальных приспособлениях;
- парфюмерные и косметические товары выкладывают на полках горок или прилавках-витринах;
- ковры и ковровые изделия можно показывать с помощью вращающегося приспособления, подвешивая их на вешалах-штангах, а также в развернутом виде в штабелях.
Рациональное размещение и выкладка товаров в торговом зале существенное влияние оказывают на эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей. Размещение позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала.
В зависимости от того, насколько эффективно использована площадь выкладки товара зависит товарооборот магазина.
Основываясь на знаниях психологии покупателя, розничный продавец имеет возможность направлять взгляд покупателя в правильном направлении, что также эффективно сказывается на товарообороте магазина.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важнейшими средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.
1. Брагин Л.А., Данько Т.П. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2002.- 560с.
2. Голубкова Е.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи// Маркетинг в России и за рубежом: Журнал. - М.- 2002.- июль-август ( №4).- с.79-89.
3. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 520с.
4. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»).
5. Неверов А.Н., Чалых Т.И., Пехташева Е.Л. и др. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник для нач.проф.образования: Учеб.пособие для сред.проф.образования. - Под ред. А.Н. Неверова, Т.И. Чалых. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464с.
6. Грегори Сэнд. Принципы мерчендайзинга. Издательство: Гревцов Паблишер.
2007г., 256с.
2