Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:22, курсовая работа
Психология управления представляет собой сравнительно молодую и достаточно быстро развивающуюся отрасль прикладной психологии. Она возникла в начале ХХ в. почти одновременно с выделением профессии менеджера и с самого начала была ориентирована на описание различных управленческих процессов и явлений, а также решение конкретных практических задач управленческой деятельности. Социальный заказ индустриального общества того времени выражался в вопросах: «Как лучше построить систему управления в организации?»;
Введение
Глава 1. Предмет, методы и основные направления исследования психологии управления
Глава 2. Основные направлениями психологии управления
2.1 Общие вопросы организации управленческой деятельности
2.2 Вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства
2.3 Внутриорганизационные социально-психологические процессы и явления
2.4 Личности руководителя и сотрудников, возможности их профессионального самосовершенствования и саморазвития
2.5 Управленческое общение и взаимодействие руководителя с подчиненными
2.6 Связь психологии управления с другими смежными психологическими направлениями
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
руководитель лидер
сотрудник подчиненный
Введение
Глава 1. Предмет, методы
и основные направления исследования
психологии управления
Глава 2. Основные направлениями
психологии управления
2.1 Общие вопросы
организации управленческой
2.2 Вопросы взаимодополнения
процессов руководства и лидерства
2.3 Внутриорганизационные
социально-психологические
2.4 Личности руководителя
и сотрудников, возможности их
профессионального
2.5 Управленческое
общение и взаимодействие
2.6 Связь психологии
управления с другими смежными
психологическими направлениями
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Психология управления представляет собой сравнительно молодую и достаточно быстро развивающуюся отрасль прикладной психологии. Она возникла в начале ХХ в. почти одновременно с выделением профессии менеджера и с самого начала была ориентирована на описание различных управленческих процессов и явлений, а также решение конкретных практических задач управленческой деятельности. Социальный заказ индустриального общества того времени выражался в вопросах: «Как лучше построить систему управления в организации?»; «Какими качествами необходимо обладать менеджеру, чтобы быть профессионально успешным?»; «Как сделать управление коллективами наиболее эффективным?». Подобные вопросы побуждали исследователей к всестороннему исследованию социально-психологических характеристик руководителей, стилей руководства, особенностей функционирования служебных коллективов и других аспектов управленческой деятельности и внутриорганизационного функционирования. Многочисленные разработки этих проблем привели к появлению множества прикладных теоретических построений и подходов в описании деятельности руководителей. Накопленные до настоящего времени фактические и экспериментальные данные позволяют делать достаточно аргументированные выводы в отношении протекания внутриорганизационных процессов, условий эффективности осуществления управленческих функций и разрабатывать конкретные рекомендации для руководителей, специалистов в области менеджмента и сотрудников кадровых аппаратов.
Цель контрольной работы – описать основные направления психологии управления.
Глава 1. Предмет, методы и основные направления исследования психологии управления
Впервые об управлении как самостоятельной области научного исследования заговорили после появления книги Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента» (1911), в которой были выделены первоначальные принципы управленческого труда. Немного позднее, в 1920-е гг., известный французский инженер А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента. Принято считать, что именно благодаря Файолю управление стали считать особой, специфической деятельностью. К этому времени уже сформировалась психология как наука в ее теоретическом и прикладном направлениях с соответствующим психодиагностическим инструментарием. В результате слияния управления и психологии, а также в ответ на требования развивающегося производства, возникла прикладная междисциплинарная наука – психология управления.
В настоящее время к организационному управлению относится вся совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Прежде всего эти мероприятия имеют отношение к людям, работающим в данной организации, к каждому из которых в процессе управленческого взаимодействия необходимо найти правильный подход в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями и профессионально-деловыми качествами.
Предметом психологии управления являются психологические закономерности организации управленческого процесса, а также управленческие отношения с точки зрения ситуаций менеджмента. Традиционно в психологии управления рассматриваются управленческие отношения между:
– субъектом и объектом управления;
– членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий исходя из поставленных задач;
– различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.
Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления могут выступать как отдельные индивиды, так и социальные группы.
Субъектом управления является носитель (источник) управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектом управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа. При этом субъекты и объекты управления могут взаимодействовать, оказывая влияние друг на друга.
В какой-то мере предмет психологии управления совпадает с менеджментом как системой способов управления персоналом, но тем не менее он имеет свою специфику. Условно эту специфику можно представить следующим образом: если менеджмент учит «что делать», то психология управления в большей степени ориентирована на объяснение того, «как это делать».
Основная задача психологии управления – анализ и описание психологических условий и особенностей управленческой деятельности, приведение их в систему, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций.
Основными направлениями (областями) исследования в психологии управления являются:
– общие и процессуальные
вопросы организации
– вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства;
– внутриорганизационные
социально-психологические
– личности руководителя
и сотрудников, возможности их профессионального
самосовершенствования и
– управленческое общение и взаимодействие руководителя с подчиненными.
Глава 2. Основные направлениями психологии управления
2.1 Общие вопросы
организации управленческой
Управленческая деятельность должна быть организована, без этого она превращается в набор хаотических действий, которые, несмотря на все старания, могут приводить лишь к посредственным результатам. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных – одна из важнейших способностей руководителя. Психология управления изучает условия и особенности оптимальной организации управленческой деятельности. Практика показывает, что эффективно работающий руководитель не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять, он рефлексивно анализирует свою деятельность и совершенствует ее. Кроме того, знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей, что имеет практическое значение.
В этом направлении
психология управления изучает структуру,
содержание и алгоритм управленческой
деятельности на всех уровнях управления
и описывает соответствующие
принципы и правила ее организации,
а также рассматривает
Результатом изучения общих вопросов организации управленческой деятельности является описание различных управленческих подходов и концепций, выделение основных управленческих функций руководителя и описание алгоритма их эффективного выполнения, а также описание различных стилей руководства, их преимуществ и недостатков.
Конкретно-прикладными
результатами исследований в этом направлении
является описание эффективных алгоритмов:
делегирования руководителем
2.2 Вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства
В настоящее время
мало у кого вызывает сомнение то, что
лидерский ресурс руководителя дополняет
его формальные властные полномочия
и повышает успешность выполнения им
управленческих функций. Будучи лидером,
руководитель имеет возможность
влиять на процессы самоорганизации
коллектива, сближать индивидуальные
и групповые интересы его членов,
а также более полно
Результатом изучения
процессов руководства и
2.3 Внутриорганизационные
социально-психологические
Эффективность деятельности
как организации в целом, так
и отдельных подразделений во
многом зависит от ее организационной
культуры, характера взаимоотношений
и психологического климата в
служебных коллективах, способности
руководителя грамотно управлять социально-
Уровень профессионализма руководителя во многом определяется тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития и как он действует в сложные моменты и в обстановке конфликта.
Исследования в этом направлении включают изучение:
– формальной и неформальной структуры организации;
– организационной культуры и психологического климата в коллективах;
– теории и практики командообразования, а также конфликтов в служебных коллективах и роли руководителя в их конструктивном разрешении.
Практическими результатами исследований в этом направлении являются:
– описание типов организационной культуры в контексте возможностей ее целенаправленного формирования и изменения;
– изучение факторов и условий формирования благоприятного психологического климата в организации;
– исследование проблемы
неформального лидерства в
– разработка моделей формирования и управления профессиональной командой и др.
2.4 Личности руководителя
и сотрудников, возможности их
профессионального
Особенностью изучения личности руководителя является выделение среди множества его личностных качеств, характеристик и черт именно тех, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность. Рассматривая личность руководителя, психология управления не ограничивается только описаниями и сравнительным анализом различных качеств и черт, но и предлагает ряд практических советов и рекомендаций, помогающих руководителю целенаправленно самосовершенствоваться и развивать в себе управленческие качества.
В этом направлении психология управления, опираясь на персоналистические теории личности и результаты экспериментальных исследований, изучает мотивацию и способности руководителей и сотрудников, их профессионально значимые качества, индивидуальные управленческие концепции и замыслы, принятые руководителями принципы и правила управления и их взаимосвязь с эффективностью профессиональной деятельности.
Результатом изучения
личности руководителя является описание
моделей профессионально значимых качеств
руководителей применительно к специфике
управленческой деятельности, психологических
типов руководителей, основных профессионально-