Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:37, реферат
Международная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.
Введение 3
1 Региональная стандартизация 4
1.1 Цели и задачи региональной стандартизации 5
1.2 Региональные организации по стандартизации 7
2 Международная стандартизация 12
2.1 Цели и задачи международной стандартизации 13
2.2 Общие нормы 15
2.3 Международные организации по стандартизации 17
3 Порядок разработки проектов межгосударственных стандартов МТК, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию 27
4 Порядок разработки и принятия международных стандартов, автором которых является Российская Федерация 36
5 Список литературы 39
31. OMG (Object Management Group, Группа управления объектами) – международный консорциум, осуществляющий разработку стандартов унифицированного распределённого программного обеспечения, созданного на принципах объктно–ориентированной парадигмы.
32. Open Group – организация, сформированная в 1996 году в результате объединения консорциумов X/Open и Open Software Foundation, исследует вопросы открытости и бесшовного введения информационных систем в интерсеть
33. SAE (Society of Automotive Engineers International) – Сообщество автомобильных инженеров
34. TeleManagement форум – глобальный консорциум операторов и поставщиков услуг, разрабатывает стандарты в области управления частными сетями и услугами.
35. TIA (Telecommunications Industry Associastion) – Ассоциация промышленных телекоммуникаций
36. W3C (World Wide Web Consortium) – консорциум, который специализируется в области разработки и развитии стандартов WWW–технологий, таких, как, например, HTTP, HTML, URL, XML.
37. WFMC (Workflow Management Coalition – консорциум по управлению потоками работ)– консорциум, занимающийся разработкой стандартов в области управления потоками работ.
2.1. Цели и задачи международной стандартизации
Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации. Научно–техническое сотрудничество в области стандартизации направлено на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.
Цели международной стандартизации:
– сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;
– обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;
– содействие международной торговле;
– содействие взаимному обмену научно–технической информацией и ускорение научно–технического прогресса.
Основные задачи стандартизации являются:
– установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
– развитие унификации и агрегатированы промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
– обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
– разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико–экономической информации;
– принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;
– формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
– создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно–технических связей.
ЕЭК ООН определил следующие основные приоритетные направления и задачи для стандартизации:
– здравоохранение и обеспечение безопасности;
– улучшение окружающей среды;
– содействие научно–техническому сотрудничеству;
– устранение технических барьеров в международной торговле, являющихся следствием не гармонизованных нормативных документов.
В перечне ЕЭК ООН обозначено 15 секторов (областей), для которых необходима стандартизация:
1. Атомная энергетика, радиационная безопасность и радиационная защита.
2. Строительное оборудование и элементы.
3. Электро– и электронное оборудование и детали.
4. Охрана окружающей среды.
5. Противопожарная защита и системы защиты от краж.
6. Машинное оборудование.
7. Здравоохранение.
8. Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства.
9. Транспортное оборудование.
10 .Обработка информации.
11. Энергетика.
12. Материалы.
13. Прочие продукты и оборудование.
14. Метрология.
15. Обеспечение и оценка качества.
Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли.
Руководство ИСО/МЭК 21:2004 предусматривает прямое и косвенное применение международного стандарта.
– Прямое применение – это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе.
– Косвенное применение – применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.
Руководство ИСО/МЭК
21 устанавливает систему классифи
Идентичные (IDT): Идентичные по технической содержанию и структуре, но могут содержать минимальные редакционные изменения.
Измененные (MOD): Принятые стандарты содержат технические отклонения, которые ясно идентифицированы и объяснены.
Не эквивалентный (NEQ): региональный или национальный стандарт не эквивалентен международным стандартам. Изменения ясно не идентифицированы, и не установлено четкое соответствие.
Нормы Государственной системы стандартизации России.
ГСС России допускает следующие варианты правил применения международных и региональных стандартов:
– принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких–либо дополнений и изменений (метод обложки). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта;
– принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации.
При обозначении
такого нормативного документа к
шифру отечественного стандарта
добавляется номер
Международные, региональные стандарты, документы ЕЭК ООН и других международных, региональных организаций и национальные стандарты других стран могут применяться в качестве стандартов отраслей, стандартов предприятий и стандартов научно–технических, инженерных обществ и других общественных объединений до их принятия в качестве государственных стандартов Российской Федерации.
Возможны и другие варианты: использование (заимствование) отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Это вполне допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемой при создании отечественного стандарта. Последний не считается формой принятия международного (регионального) стандарта. Подобное толкование применимо и к ГОСТ Р, который содержит ссылку на международный (региональный) стандарт.
Международная организация ISO начала функционировать 23 февраля 1947 г. как добровольная, неправительственная организация. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25–ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов.
Международная организация по стандартизации, ИСО (ISO), содействует развитию стандартизации и активизации роли стандартов во всем мире. Ее основной задачей является развитие сотрудничества и международный обмен в интеллектуальной, научной, технической и экономической сферах деятельности. Эта неправительственная организация, учрежденная в 1947 г., в настоящее время объединяет представителей из 140 стран. Результатом деятельности ИСО является публикация согласованных международных стандартов во всех направлениях жизнедеятельности.
Основными языками являются : английский, французский и русский.
Деятельность
ИСО осуществляется следующим образом.
Представители различных
– действительными членами;
– членами с совещательным голосом;
– наблюдателями.
Головным органом управления ИСО является Генеральная ассамблея. В промежутках между сессиями Генеральной ассамблеи управление осуществляется Советом. Структура ИСО приведена
ниже.
Рис.1 Организационная структура ИСО
Текущая работа организации происходит по двум вертикалям – политики развития и технического управления, представленных комитетами Совета. На сегодняшний день в ИСО присутствуют следующие основные комитеты:
Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК. К началу 2006 г. действовало примерно 14 тысяч международных стандартов ИСО. 75% МС ИСО – основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний. В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в МС, – конкретные нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий потребителей регулируются через цену непосредственно в контрактах. Значительными достижениями ИСО являются разработка международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта. В настоящее время особое внимание привлекает работа ТК 176 «Системы обеспечения качества», созданного в 1979 г. В его задачу входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях, в 1994 г. –вторая версия, в 2000 г. – третья версия.
Другими
органами Совета ИСО являются
Техническое бюро и семь
– ПЛАКО (PLACO – Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ISO, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты;
– КОПОЛКО (COPOLCO – Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ISO/МЭК по подготовке стандартов безопасности;
– СТАКО комитет по изучению научных принципов стандартизации;
– КАСКО (CASCO – Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО – содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ISO и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.;
– ИНФКО комитет по научно-технической информации, к компетенции ИНФКО относятся: координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, баз данных, маркетинга, продажи стандартов и технических регламентов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармонизации стандартов и другим указанным выше вопросам; контроль и руководство деятельностью Информационной сети ИСО (ИСОНЕТ);