Модернизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:45, доклад

Описание

Модернизация — макропроцесс перехода от традиционного общества к современному обществу (смотри статью Модернити).

Сегодня понятие модернизации в таком социальном смысле рассматривается преимущественно в трёх различных значениях:

1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени;

2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;

3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), то есть модернизация как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.

Работа состоит из  1 файл

Модернизация — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техниче

— 20.20 Кб (Скачать документ)

Модернизация — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы.

Модернизация — изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.

Модернизация — макропроцесс перехода от традиционного общества к современному обществу (смотри статью Модернити).

Сегодня понятие  модернизации в таком социальном смысле рассматривается преимущественно  в трёх различных значениях:

1) как внутреннее  развитие стран Западной Европы  и Северной Америки, относящееся  к европейскому Новому времени;

2) догоняющая  модернизация, которую практикуют  страны, не относящиеся к странам  первой группы, но стремящиеся  их догнать;

3) процессы эволюционного  развития наиболее модернизированных  обществ (Западная Европа и Северная Америка), то есть модернизация как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.

В результате ускорения  имманентного развития в период Нового времени в Европе сложилась особая цивилизация модерности, радикально отличающаяся от традиционного общества.

В традиционном обществе человеку не свойственно мышление, предрасполагающее к переменам, он видит мир неизменным. В цивилизации  модерности человек постоянно стремится  добиваться каких-то новых целей, преобразуя себя и общество.

Традиционное  общество разделяет людей на отдельные  группы и общины, члены которых  обычно хорошо знают друг друга и  зачастую связаны между собой  также кровным родством. При этом решения, принимаемые в одной  общине, практически не влияют на жизнь  других. Общество же модерности представляет собой так называемое общество участия, в котором отдельные индивиды в нем принимают решения по вопросам, которые являются в то же время и вопросами общественной значимости и поэтому должны часто  вступать в столкновение с другими  индивидами и группами. В нем большинство  людей вступают в контакт с  ранее незнакомыми им людьми, поскольку  люди оканчивают школу, читают газеты, получают зарплату на работе и потом  тратят заработанные деньги, покупая  нужные для жизни товары. По этой причине, общество, для того чтобы  иметь возможность существовать, должно в той или иной форме  обеспечивать консенсус. Этот консенсус может достигаться и путем жестких столкновений. Демократическая система выборов появляется на сравнительно поздней стадии развития такого общества, как некий завершающий данную систему институт.

Модерность возникла в Западной Европе благодаря формированию протестантской трудовой этики, рыночной экономики и либеральных правовых принципов. В Западной Европе макропроцесс модернизации — перехода от традиционного (доиндустриального) общества к обществу модерности занял несколько столетий (укрепление представителей бизнеса и обретение ими политической власти в XVI-XVIII веках,промышленная революция в XIX веке). Процесс перехода к обществу модерности значительно ускорили Английская революция 1640-1642 годов, Американская революция 1776 года и Великая Французская революция 1789 года).

Обычно выделяют четыре периода модернизации:

  • I период - мануфактурная или раннеиндустриальная модернизация (XVI - середина XVIII века)
  • II период — индустриальная модернизация (конец XVIII века - XIX век);
  • III период — позднеиндустриальная модернизация, создавшая массовое общество (первая половина XX века);
  • IV период — постиндустриальная модернизация (с середины XX века до нашего времени)

Ряд авторов, в  частности Юрген Хабермас и Энтони Гидденс, полагают, что эпоха модерности продолжается сегодня, как продолжается и процесс модернизации. Изучением этого процесса занимается модернизационная теория.

Так как модернизация достигла наибольших успехов в Западной Европе, то начиная с XIV века практически  по всему миру люди стали ощущать  европейское влияние - в виде прямого  военного давления, в виде проповеди  европейских христианских миссионеров, в виде распространения европейской  культуры, в виде притока европейских  товаров. Давление со стороны Западной Европы, а затем и США, принадлежащих  к той же цивилизации, на остальной  мир постоянно усиливалось, апофеозом  чего стала эпоха колониальных империй второй половины XIX – первой половины XX века.

Ответом стран  с изначально незападной культурой  на наступление западной цивилизации  стала догоняющая модернизация. Можно  выделить её три типа:

  • Приближение изначально незападного общество к западному (вестернизация). Пример -реформы Петра I в России, "Революция Мэйдзи" в Японии, реформы Мустафы Кемаля в Турции;
  • Попытка вписаться в западноцентричный мир, эксплуатируя сырьевые ресурсы (Латинская Америка, нефтедобывающие арабские страны Персидского залива);
  • Попытка достичь военного и технологического паритета при сохранении социальной и политической самобытности. Пример - индустриализация в СССР.

Первоначально предполагалось, что сложнее всего  процесс модернизации пойдет у стран  с наиболее устойчивой и сложной  традиционной культурой, однако послевоенный опыт показал, что такие страны (прежде всего страны ЮВА - Япония, корея, Китай  и т.д.) могут, могут сохраняя многие черты традиционной культуры, пользоваться экономические и организационными достижениями западных стран, и, более  того, использовать многие западные политические институты, в то же время сохраняя значительную часть своей традиционной культуры. В тоже время наиболее трудно с постоянными срывами  и резкими переходами от либеральной  демократии к популисткому автооритаризму и жесткому тоталитаризму процесс модернизации идут в Латинской Америке и России. С.В. Цирель высказал предположение, что основную роль не тип институтов, а их устойчивость. Согласно его гпотезе по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные. Холодные общества – это те общества, где люди договорились о правилах игры (неважно, как они называются – законы, обычаи, традиции, сакральные заповеди и т.д.) и более не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций (наиболее близки к этой дефиниции западные страны и страны Юго-Восточной Азии). В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций. Теплые общества – это те, где люди, наоборот, не сумели договориться об общих правилах, и вынуждены компенсировать их отсутствие (иначе говоря, одновременное существование различных правил) личными взаимоотношениями (в том числе коррупционного характера) или временными драконовскими правилами и виртуальной мистической связью каждого с вождем. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т.д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах, и, соответственно, препятствует модернизации. В настоящее время можно даже указать формальный экономический критерий выделения теплых обществ – значение коэффициента Джини ≥ 0,4-0,5. 

Информация о работе Модернизация