Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Содержание

Введение ..………………………………………………………………………..
3
1 Экономическая сущность и структура налоговой системы РФ …...………..
5
1.1
Экономическая сущность налогов …...………...….……………………..
5
1.2
Структура и классификация налогов ..…………………………………...
8
2 Роль и значение системы налогов и сборов РФ ....………………………….
17
2.1
Функции налоговой системы ...…………………………………………...
17
2.2
Налоги как инструмент государственной политики ...………………….
20
3 Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации ..…………………………………………………………………..
22
3.1
Недостатки налоговой системы России .………………………………..
22
3.2
Пути оптимизации налоговой системы России …………………………
24
Заключение ………………………………………………………………………
26
Список литературы .…………………………………………………………….
27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

На первое место следует  поставить регулирующую функцию, без  которой в экономике нельзя обойтись.   Рыночная экономика  в  развитых  странах  – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире,  не  регулируемую  государством,

невозможно.

_________________________________

7 Дуканич Л.В., Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону.: Феникс. – 2000. - С. 19

Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях:

   – регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка непосредственно с налогами не связано;

   – регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным  объективным экономическим законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Здесь речь идёт  главным  образом  о  финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы  людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

  Таким образом,  развитие экономики регулирyется финансово-экономическими методами  –  путём применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

 Другая функция  налогов – стимулирующая.  С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует  технический  прогресс, увеличение числа рабочих мест,  капитальные вложения в расширение производства и др.  Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и  ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота,  кончено, очень существенная.

 Следующая функция налогов – распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов  в  государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.

 С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя её на развитие  производственной  и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и капиталоёмкие и фондоёмкие отрасли  с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др.  В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства,  отставание  которого наиболее болезненно  отражается  на  всём состоянии экономики и жизни населения.

 Перераспределительная функция  налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность,  как это сделано в Германии, Швеции многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок  налогообложения,   направления   значительной части бюджета  средств  на социальные нужды населения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся  в социальной защите.

 И ещё одна функция  налогов  –   фискальная,  изъятие части доходов   предприятий и граждан для содержания  государственного аппарата,  обороны страны  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки,  архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.).

 Указанное разграничение  функций  налоговой системы   носит условный характер,  так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.  Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее система налогообложения,  тем увереннее чувствует  себя  предприниматель:  он  может  заранее  и достаточно точно  рассчитать,  каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  и т.п. 

 Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,  ставки,  льготы,  санкции  могут  быть  установлены раз и навсегда.  «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя,  состояние экономики страны,  устойчивость социально-политической  ситуации, 

 Систему налогообложения можно считать стабильной  и,  соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные  принципы  налогообложения, состав налоговой  системы,  наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

 

2.2  Налоги как инструмент государственной политики

 

Динамизм налоговой  системы обусловлен не только изменением видов налогов, но в ещё большей степени – подвижностью налоговых ставок. Да и само налоговое бремя зависит от величины налоговых ставок. Поэтому в процессе налогового регулирования государство чаще всего прибегает к манипулированию ставками налога, процентом, определяющим долю изымаемого  дохода. А чтобы как-то смягчить налоговый процесс  для отдельных налогоплательщиков, применяют налоговые льготы, в форме снижения налоговых ставок или освобождения от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования.

Вопрос о размерах критического налогообложения давно  волнует политиков, учёных, практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в  государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведёт к росту налоговых доходов государства.

Конечно, трудно рассчитывать, что можно построить идеальную  шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные, культурные и психологический факторы. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

Налоги – это те же экономические нормативы,  но только  подлинно единые  и стабильные,  независящие от воли отдельных лиц.

Индивидуализация налоговых ставок,  льгот и санкций  запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

   Налоги относятся  к классу экономических нормативов, они формируются по принципам,  присущим нормативам.  Например,  ставку налога на  прибыль  можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет,  но установленный  на  общегосударственном уровне.

   Как мировой,  так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой  изъятия части доходов  граждан  и предприятий в государственный бюджет.

Одно из  этих  преимуществ  –  правовой  характер  налогов.  Их состав, ставки  и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительством,  а принятыми парламентами Законами.

3 Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации

3.1  Недостатки налоговой системы России

 

Оптимально построенная  налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами  потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Мировой опыт налогообложения  показывает, что изъятие у налогоплательщика  до 40% от дохода является пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматривает изъятие у налогоплательщика более 50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

В мировой налоговой  практике в качестве показателя налоговой  нагрузки на макроуровне служит отношение  суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объёму полученного валового внутреннего продукта.

В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создаётся в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведённого ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.

Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через  налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных  к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным  центром и регионами. Однако самые  собираемые налоги (НДС, акцизы, налог  на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются.

Ещё одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о  тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

Проблематичен также  вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании.

Вместо посильной поддержки  развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое  препятствование такому развитию.

Несмотря на очевидную  необходимость реформирования налоговой системы, её кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться.

 

3.2 Пути оптимизации налоговой системы России

 

Сегодня под налоговой  реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, её совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля эффективности использования государственных финансовых ресурсов.

Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:

1.  ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путём отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

2. расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

3. решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем  соблюдения налогового законодательства.

На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в  области реформирования налоговой  системы можно предложить:

 – расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на 
имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных 
средств) и граждан;

 – унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;

Информация о работе Налоговая система РФ