Общественное управление образованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:34, контрольная работа

Описание

Цель ГОУО - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества, государства.
Задачи ГОУО:
реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательных учреждений, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждений, системой образования;
повышение эффективности государственной политики в области образования;
удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.

Содержание

Введение 3
Государственный характер системы образования 4
Общественно-государственное управление 4
Нормативно-правовая основа 7
Используемая литература 9

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)


Оглавление

Введение

Одной из отличительных  особенностей развития современной  системы образования является переход  от государственного к государственно-общественному  управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Концепция государственно-общественного  управления общим образованием разработана  в 2002 году в лаборатории государственно-общественного  управления образованием Института  управления образование Российской академии образования (руководитель - Бочкарев Вениамин Иванович, доктор педагогических наук, профессор)[1].

В концепции изложены сущность ГОУО, его основные признаки, принципы, организационная структура, определены также полномочия субъектов  ГОУО на федеральном, региональном, муниципальном уровне и  на уровне образовательного учреждения (в соответствии с Законом РФ «Об образовании», глава III. Управление системой образования), а также представлены критерии эффективности государственно-общественного управления образовательной системой.

Цель ГОУО - оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества, государства.

Задачи ГОУО:

  • реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательных учреждений, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждений, системой образования;
  • повышение эффективности государственной политики в области образования;

удовлетворение образовательных  потребностей и интересов всех категорий  участников образовательного процесса.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе РФ «Об образовании», в редакции, введенной в действие в 1996 г. В соответствии с Законом сфера образования в РФ провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти России - Федеральным Собранием на определенный промежуток времени. Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования.

Общественно-государственное управление - управленческая деятельность, осуществляемая структурами гражданского общества - добровольно сформировавшимися объединениями, ассоциациями и организациями граждан, проводящих общественную образовательную политику на основе демократических процедур самоуправления и соуправления. Эти объединения учреждаются по желанию самих граждан, свободны от правительственного контроля и могут на него воздействовать.

Общественный характер управления системой образования проявляется  в том, что наряду с органами государственной  власти создаются общественные органы, в которые входят представители  учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания творческой атмосферы и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления - совета школы. Функции и содержание работы совета определяются Типовым положением об общеобразовательном учреждении [2].

Высшим руководящим  органом школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия, на общешкольной конференции избираются совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается Типовым положением об общеобразовательном учебном заведении. Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса избираются на собраниях своих коллективов учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.

В период между конференциями  в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения). Деятельность совета школы  осуществляется по следующим основным направлениям:

·  организует выполнение решений конференций;

·  наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы учащихся;

·  устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;

·  рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

·  заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;

·  совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.

Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.

Одним из важнейших показателей  усиления общественного характера  управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

 Разгосударствление  означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификация (лат. - разнообразие, разностороннее развитие) образовательных  учреждений предполагает одновременное  развитие различных типов учебных  заведений - гимназий, лицеев, колледжей, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов - как государственных, так и негосударственных.

Руководство негосударственным  образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и выборов руководителя образовательного учреждения.

Нормативно-правовой основой создания органов общественного управления образованием является Конституция РФ. В соответствии с п.1 ст.1 наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, что означает, что все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образования, обязаны функционировать на основе права и демократии[5]. Закон РФ «Об образовании»[3] в качестве принципа государственной политики в области образования провозглашает демократический, государственно-общественный характер управления образования (ст.2), устанавливает, что управление муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления (п.2 ст.35). Закон предоставляет право на участие в управлении образовательным учреждением всем участникам образовательного процесса (п.4 ст.50, п.1 ст.52, п.1 ст.55)

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Постановление Правительства  РФ от 29 декабря 2001г №1756-р) подчеркивается, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты» (п.1.4), ... «Необходимо расширять участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой. Так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования» (п.2.6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

  1. Бочкарев, В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика.–2001.–№ 2.–С. 9-13.
  2. Вестник образования. – 2001.–№ 5.– С. 14-32.
  1. Закон об образовании [Электронный ресурс] / http://base.garant.ru/10164235/

  1. Кондрашов П.Е. Модернизация образования как задача социального управления [Текст] / П.Е. Кондрашов // Высшее образование сегодня.– 2002.– №3.– С. 12-16.

  1. Конституция Российской Федерации.– М: Юридическая литература, 1993. – 64 с.
  2. Сластёнин, В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

Информация о работе Общественное управление образованием