Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:59, реферат
Функции и состав жилищного хозяйства. Реформирование и технологическая модернизация ЖКК, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг. Государственная политика реформирования ЖКК. Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК.
Общие
проблемы управления и реформирования
ЖКК
Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными
услугами (ЖКУ) - один из самых важных показателей
качества жизни на территории муниципального
образования. Управление жилищно-коммунальным
комплексом, согласно Федеральному закону
2003 года, относится в основном к компетенции
поселений. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный
комплекс, - поставщики ресурсов, управляющие
и подрядные организации, органы регионального
управления и местного самоуправления
- должны согласовывать свои действия
в целях повышения качества жилищно-коммунального
обслуживания.
Важнейшим аспектом является принцип
конкурентоспособности, определяемый
наличием конкурентных преимуществ у
предприятий и организаций, предоставляющих
услуги, которые должны обеспечиваться
ресурсосберегающими и инновационными
подходами, развитием конкуренции и формированием
социально-ориентированной политики,
а также условиями, определяющими качество
системы управления объектами ЖКК.
Управление муниципальным жилищно-коммунальным
комплексом относится в основном к компетенции
поселений. На муниципальные районы возложены
межпоселенческие функции: организация
электро- и газоснабжения в границах муниципального
района, содержание и строительство автомобильных
дорог общего пользования между населенными
пунктами муниципального района с соответствующими
инженерными сооружениями, организация
утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов, содержание межпоселенческих
мест захоронения и оказание ритуальных
услуг.
На современном этапе развития с учетом
потенциала отдельных подотраслей ЖКК,
типологии предоставляемых частных и
общественных услуг, степени конкурентных
отношений, наличия различных форм собственности
на имущество, особенностей экономических
механизмов функционирования предприятий,
следует рассматривать в качестве отдельных
сфер жилищное хозяйство и коммунальный
комплекс, имеющие различные системы управления
и принципы их реформирования.
В состав жилищного хозяйства входят жилые
и нежилые здания с сетью эксплуатирующих
и обслуживающих их предприятий и организаций.
Коммунальный комплекс включает в себя
системы инженерного обеспечения поселений
(электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение
и водоотведение) и общегородское коммунальное
хозяйство (дороги, благоустройство и
озеленение территории, вывоз и переработка
бытовых отходов и ряд других хозяйств).
Реформирование и технологическая модернизация
ЖКК, повышение конкурентоспособности
предоставляемых услуг, предприятий предполагают
применение новых, более совершенных организационно-экономических
и информационных методов управления,
принципиально отличающихся от использовавшихся
до недавнего времени в жилищно-коммунальной
сфере.
Однако внедрение эффективных форм и методов
управления осложняется специфическими
особенностями трансформации собственности,
экономических отношений и хозяйственного
механизма функционирования предприятий
ЖКК, усугубляемыми социально-экономической
ситуацией в различных регионах.
Кризисное состояние жилищно-коммунального
комплекса в большинстве муниципальных
образований России стало проблемой общегосударственного
значения. Причинами кризиса явились многолетнее
недофинансирование и неэффективная тарифная
политика, предопределяющие дотационность
отрасли, высокие затраты на оказание
услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий
экономических стимулов снижения затрат,
а у получателей ЖКУ - возможности влиять
на их количество и качество, неэффективная
система управления, неразвитость конкурентной
среды, высокая степень износа основных
фондов, большие потери теплоэнергии,
воды и других ресурсов.
Возникновение и нарастание технологических
и финансовых проблем ЖКК было связано
также с тем, что до начала массовой приватизации
в России основная часть объектов ЖКК
находилась на балансе промышленных и
других предприятий и финансировалась
по титулам соответствующих отраслевых
министерств и ведомств. В ходе приватизации
эти объекты были переданы в муниципальную
собственность, как правило, в крайне запущенном
техническом состоянии и без должной финансовой
компенсации расходов на их содержание
и ремонт. Во избежание полного краха систем
жизнеобеспечения поселений муниципалитеты
были вынуждены взять на свой баланс ветхий
и аварийный жилищный фонд, изношенные
трубопроводы, устаревшие котельные и
насосные станции и т.д. без проведения
полной технической инвентаризации основных
фондов ЖКК, вследствие чего муниципальные
органы не имеют достоверной информации
о фактическом уровне их износа. Недостаточность
государственных централизованных финансовых
средств на модернизацию и ремонт переданных
муниципалитетам изношенных основных
фондов не позволила устранить аварийность
в системах жизнеобеспечения, особенно
в тепло- и водоснабжении. Финансовый кризис
и банкротство градообразующих предприятий
поставили многие города и поселения с
моноструктурным характером экономики
в сложные социально-экономические условия.
В результате начал нарастать объем задолженности
местных бюджетов и муниципальных жилищно-коммунальных
предприятий перед ресурсоснабжающими
организациями.
Наличие в ЖКК сложных взаимосвязей хозяйствующих
субъектов и потребителей услуг, обусловленных
как схемой технологического взаимодействия,
так и возникающими при этом противоречиями
между экономической природой производства
услуг и социальным характером их потребления,
подчеркивает специфику управления ЖКК.
С точки зрения социальной значимости,
ЖКК призван создавать необходимые условия
для комфортного и безопасного проживания
граждан, а с экономической, являясь сферой
деятельности с постоянным потребительским
спросом на рынке жилищно-коммунальных
услуг, он обладает значительным потенциалом
для развития частного бизнеса.
При этом важно выделить три взаимосвязанных
аспекта управления в сфере ЖКК, включающих
доступность приобретения и эксплуатации
жилья, повышение качества жилищно-коммунального
обслуживания, а также преобразование
жилищно-коммунального комплекса муниципальных
образований на принципах самоокупаемости
услуг и привлечения частного бизнеса,
которые действуют в условиях регулируемого
органами управления рынка услуг ЖКК с
учетом социально-экономических условий
и регламентов, обеспечивающих стандарты
условий проживания для населения, а также
социальной ответственности бизнеса.
Организационно-экономический механизм
реформирования ЖКК предусматривает совокупность
взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих
достижение конечных целей управления,
переход от нормативно-тарифного регулирования
коммунальных услуг к оплате фактически
потребленных, разработку схем взаимодействия
органов власти, хозяйствующих субъектов
и потребителей при предоставлении услуг,
изменение системы финансирования с ориентацией
на оплату потребителями услуг по их реальной
стоимости, рациональное сочетание источников
финансирования, создание условий для
деятельности частных управляющих организаций.
Государственная политика реформирования
ЖКК
Важнейшей тенденцией нынешнего этапа
явилась нарастающая роль государства
в формировании жилищно-коммунальной
политики и принятии пакета законов о
доступном жилье и модернизации коммунальной
инфраструктуры. Проблема обеспечения
населения доступным жильем приобрела
федеральное значение и привела к созданию
национального проекта "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России".
Вступление в силу Жилищного кодекса Российской
Федерации, Федеральных законов "О концессионных
соглашениях" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации" открывает
перспективы для развития конкурентных
отношений и привлечения в отрасль бизнес-структур
на основе государственно-частного партнерства;
крупные управляющие компании переходят
от краткосрочных договоров к долгосрочным
инвестициям и расширяют масштаб своей
деятельности, охватывая все большее количество
регионов и муниципальных образований.
Привлечение частного бизнеса к управлению
и инвестированию в коммунальный комплекс
должно обеспечиваться при преимущественном
сохранении региональной (муниципальной)
собственности на коммунальную инфраструктуру.
Особенно это касается систем тепло- и
водоснабжения, где за счет ресурсосберегающих
мероприятий может быть достигнут серьезный
экономический эффект. Привлечение инвестиций
предусматривает в основном переход с
бюджетной на заемную и концессионную
основу инвестирования отраслей ЖКК с
частичным бюджетным софинансированием.
Комплекс основных задач по реформированию
жилищно-коммунального комплекса включает:
- повышение качества и доступности жилищно-коммунальных
услуг на основе институциональных преобразований
и развития рыночных отношений, включающих
реструктуризацию органов управления
в сфере жилищно-коммунального обслуживания;
системное построение договорных отношений
и повышение эффективности конкурентных
принципов, привлечение частного бизнеса,
акционирование предприятий ЖКК, развитие
института профессиональных управляющих
жилищным фондом, формирование механизма
их отбора на конкурсной основе, содействие
в реализации схем самоуправления жителей
в жилищной сфере;
- обеспечение финансового оздоровления
ЖКК на основе повышения эффективности
использования бюджетных расходов и адресной
поддержки реально нуждающихся граждан
в предоставлении определенного стандарта
жилищно-коммунального обслуживания,
оптимизации соотношения тарифного и
бюджетного финансирования, а также увеличения
инвестиционной составляющей в тарифах
на услуги ЖКК;
- регулирование деятельности коммунального
комплекса с целью консолидации теплоэнергетических
активов в муниципальном образовании
и проведения органами муниципального
управления единой политики по обеспечению
его устойчивого функционирования, надежности
и безопасности предоставляемых услуг,
модернизации сетей, сооружений и оборудования
и повышение на этой основе ресурсной
эффективности производства и качества
услуг.
Финансовое оздоровление предприятий
ЖКК базируется на проведении инвентаризации,
реструктуризации и ликвидации накопившейся
многолетней задолженности. Без решения
этой первоочередной задачи другие мероприятия
не дадут положительного эффекта.
Предусматривается переход на полную
оплату всеми категориями потребителей
затрат на содержание и ремонт жилья и
на предоставление коммунальных услуг.
Вместо дотирования предприятий ЖКК введена
система адресных жилищных субсидий, зачисляемых
на персонифицированные счета граждан.
При этом устанавливается единый показатель
для получения жилищных субсидий - доля
расходов на оплату жилищно-коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи. Федеральным
стандартом эта доля установлена в размере
22%, однако субъекты РФ могут понижать
ее для отдельных категорий домохозяйств
за счет использования средств местных
бюджетов.
Разделение функций собственника, управляющего
жилищным фондом и обслуживающих организаций
на основе договорных отношений между
ними позволит демонополизировать систему
управления многоквартирными домами,
их обслуживания и ремонта, обеспечить
замену административных отношений в
данной сфере рыночными, создать конкурентную
среду в сфере управления и обслуживания
жилищного фонда и предпосылки для повышения
качества ЖКУ.
Изменение тарифной политики включает
в себя введение государственного регулирования
тарифов на услуги естественных монополий
(электроэнергию и природный газ) и ежегодное
установление федеральным законом предельной
стоимости ЖКУ на квадратный метр жилой
площади дифференцированно по субъектам
РФ. На все виды ЖКУ должны быть установлены
экономически обоснованные тарифы, обеспечивающие
покрытие текущих затрат эксплуатирующих
организаций и включение инвестиционной
составляющей на цели модернизации и реконструкции
объектов. При этом должны быть созданы
эффективные механизмы целевого использования
собственных средств предприятий, и в
первую очередь амортизационных отчислений
на цели модернизации и ремонта.
При условии установления экономически
обоснованных тарифов на оплату ЖКУ содержание
жилищного фонда и систем инженерного
обеспечения поселений становится потенциально
привлекательным для частных инвесторов.
Особо важным и серьезным шагом в реформировании
жилищно-коммунального комплекса является
передача управления многоквартирными
домами с разным набором собственников
от муниципальных органов к собственникам
помещений. При этом собственники на общем
собрании обязаны самостоятельно выбрать
способ управления многоквартирным домом
и управляющую организацию и нести полную
ответственность за текущее содержание
и ремонт домовладения.
В этих условиях необходимо обеспечить
прозрачность управления, предполагающую
гласность и открытость процессов функционирования
и развития ЖКК, включая тарифную политику,
структуру и объемы работ (услуг), включаемые
в тарифы и цены, а также участие общественных
организаций и иных объединений собственников,
нанимателей жилья в принятии решений
и контроле их выполнения при управлении
многоквартирными жилыми домами на основе
пообъектного планирования доходов и
расходов, а также ресурсосбережения в
масштабах конкретного здания.
В процессе реформирования ЖКК возрастают
требования к осознанию целей и задач
конкурентной политики общественностью,
субъектами рыночной деятельности и органами
местного самоуправления. При этом должна
быть обеспечена защита конкуренции, построенная
на убеждении и информировании населения
как потребителя услуг.
Важнейшим элементом повышения эффективности
управления муниципальным ЖКК является
обеспечение общественного надзора не
только со стороны собственников жилья
и контролирующих организаций, но и с участием
саморегулируемых организаций в сфере
ЖКК, что позволит бизнесу выработать
и принять критерии, которым должен соответствовать
хозяйствующий субъект для участия в жилищно-коммунальной
деятельности (заказчик, инвестор, управляющая
организация, подрядчик и т.д.), разработать
и принять правила и стандарты такой деятельности,
повысить ответственность субъектов рынка
жилищно-коммунальных услуг перед потребителями
путем выработки механизмов коллективной
ответственности за эксплуатацию жилищного
фонда и предоставление коммунальных
услуг.
Задачи органов местного самоуправления
по реформированию ЖКК
Реализация положений Жилищного кодекса
РФ существенно повлияет на деятельность
органов местного самоуправления в сфере
ЖКК, избавит их от непосредственного
выполнения хозяйственных функций по
управлению и обслуживанию жилищного
фонда, позволит существенно сократить
расходы местных бюджетов на дотирование
предприятий.
В каждом муниципальном образовании должна
быть разработана собственная экономически
и социально обоснованная программа реформирования
жилищно-коммунального комплекса, учитывающая
местную специфику, направленная на осуществление
перехода на систему договорных отношений
между органами местного самоуправления,
собственниками и нанимателями жилищного
фонда, управляющими организациями и исполнителями
жилищно-коммунальных услуг, создание
конкурентной среды в сферах управления
жилищным фондом и его эксплуатации, а
также системы концессионных соглашений
по передаче в управление частному бизнесу
систем инженерного обеспечения населенных
пунктов. На этой основе должно быть обеспечено
существенное повышение качества предоставления
ЖКУ.
В системе управления муниципальных администраций
имеются структурные подразделения, отвечающие
за вопросы ЖКК. Важно их укреплять, осуществлять
переподготовку специалистов применительно
к новой экономической и управленческой
ситуации в сфере ЖКК, обучать их работе
с населением, немуниципальными управляющими
и эксплуатирующими организациями.
Изменение отношений собственности в
жилищной сфере
Существенное изменение отношений собственности
в жилищной сфере оказывает определяющее
влияние на формы управления жилищным
фондом.
К компетенции органов местного самоуправления
в области жилищных отношений относятся:
- учет муниципального жилищного фонда;
- установление размера дохода, приходящегося
на каждого члена семьи, и стоимости имущества,
находящегося в собственности членов
семьи и подлежащего налогообложению,
в целях признания граждан малоимущими
и предоставления им по договорам социального
найма жилых помещений муниципального
жилищного фонда;
- ведение в установленном порядке учета
граждан в качестве нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма;
- определение порядка предоставления
жилых помещений муниципального специализированного
жилищного фонда;
- предоставление в установленном порядке
малоимущим гражданам по договорам социального
найма жилых помещений муниципального
жилищного фонда;
- принятие в установленном порядке решений
о переводе жилых помещений в нежилые
и нежилых помещений в жилые;
- согласование переустройства и перепланировки
жилых помещений;
- признание в установленном порядке жилых
помещений муниципального жилищного фонда
непригодными для проживания;
- осуществление контроля использования
и сохранности муниципального жилищного
фонда, соответствия жилых помещений данного
фонда установленным санитарным и техническим
правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
- определение порядка получения документа,
подтверждающего принятие решения о согласовании
или об отказе в согласовании переустройства
и (или) перепланировки жилого помещения
в соответствии с условиями и порядком
переустройства и перепланировки жилых
помещений;
- иные вопросы, отнесенные к компетенции
органов местного самоуправления в области
жилищных отношений.
По формам собственности жилищный фонд
делится на частный, государственный и
муниципальный. В большинстве развитых
стран основная часть жилищного фонда
находится в частной собственности. Собственник
многоквартирного дома сдает квартиры
в аренду. Муниципального жилья в зарубежных
городах очень мало, как правило, это жилье
невысокого качества для малообеспеченных
слоев населения. В СССР основная часть
жилищного фонда находилась в государственной
собственности. В период массовой приватизации
промышленных предприятий объем государственного
(ведомственного) жилищного фонда резко
сократился и соответственно увеличился
объем муниципального жилищного фонда.
С другой стороны, по мере приватизации
квартир возрастал объем частного жилищного
фонда и сокращался объем муниципального.
В зависимости от целей использования
жилищный фонд подразделяется на:
- жилищный фонд социального использования,
предоставляемый для малоимущих и некоторых
других категорий граждан (в основном
муниципальный и частично государственный);
- специализированный жилищный фонд (также
в основном муниципальный и частично государственный),
предназначенный для временного проживания
отдельных категорий граждан;
- индивидуальный жилищный фонд, предназначенный
для собственного проживания граждан
и членов их семей;
- жилищный фонд коммерческого использования,
предназначенный его собственником для
проживания граждан на условиях возмездного
пользования.
В муниципальной собственности находятся:
- жилищный фонд социального назначения
для малообеспеченных граждан;
- служебные жилые помещения и общежития;
- маневренный жилищный фонд, предназначенный:
для временного проживания граждан в связи
с капитальным ремонтом или реконструкцией
дома, в котором находятся муниципальные
жилые помещения; для граждан - несостоятельных
должников, утративших жилые помещения,
полученные за счет кредитов или целевых
займов и заложенные в их обеспечение,
если на момент обращения у них нет другого
жилья; для граждан, у которых единственные
жилые помещения стали непригодными для
проживания в результате чрезвычайных
обстоятельств; иных граждан в случаях,
предусмотренных законодательством.
В отношении муниципального жилищного
фонда органы местного самоуправления
обладают всеми полномочиями собственника.
По отношению к иному жилищному фонду
к компетенции органов местного самоуправления
относится только принятие в установленном
порядке решений о переводе жилых помещений
в нежилые и обратно и согласование переустройства
и перепланировки жилья. Остальные решения
по правам владения, пользования и распоряжения
принимаются собственниками помещений
и их объединениями.
Для совместного управления комплексом
недвижимого имущества в многоквартирных
домах, обеспечения их эксплуатации Жилищный
кодекс РФ предусматривает следующие
формы объединений собственников:
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы
и иные специализированные потребительские
кооперативы;
- товарищества собственников жилья (ТСЖ);
- объединения (ассоциации) ТСЖ, ЖСК для
совместного управления общим имуществом
многоквартирных домов.
Жилищным или жилищно-строительным кооперативом
признается добровольное объединение
граждан и (или) юридических лиц на основе
членства в целях удовлетворения потребности
граждан в жилье, а также управления жилыми
и нежилыми помещениями в кооперативном
доме. Порядок организации и деятельности
кооперативов определяется Жилищным кодексом
РФ и федеральным законодательством. Жилищный
или жилищно-строительный кооператив,
в котором все его члены внесли паевые
взносы за жилые помещения, по решению
общего собрания его членов может быть
преобразован в товарищество собственников
жилья.
Товариществом собственников жилья (ТСЖ)
признается некоммерческая организация,
объединение собственников помещений
для совместного управления комплексом
недвижимого имущества в многоквартирном
доме, обеспечения эксплуатации этого
комплекса, владения, пользования и в установленном
законодательством порядке распоряжения
общим имуществом в многоквартирном доме.
Число членов ТСЖ, создавших товарищество,
должно превышать 50% от общего числа голосов
собственников помещений. При наличии
в многоквартирном доме муниципальных
жилых и нежилых помещений уполномоченный
орган местного самоуправления имеет
в ТСЖ количество голосов, пропорциональное
его доле в общей площади помещений дома.
Решение о создании ТСЖ принимается собственниками
помещений на общем собрании при условии,
что за него проголосовали собственники
помещений, обладающие более чем 50% голосов
от общего числа голосов собственников
помещений. ТСЖ может объединять несколько
многоквартирных домов, а также односемейных
домов, дачных домов с приусадебными участками,
гаражами и другими объектами при наличии
общего или соседних земельных участков,
общих сетей инженерно-технического обеспечения
и других элементов инфраструктуры. Два
и более ТСЖ могут создать объединение
(ассоциацию) для совместного управления
общим имуществом.
ТСЖ обязано обеспечивать надлежащее
санитарное и техническое состояние общего
имущества в многоквартирном доме. Оно
самостоятельно принимает решение о форме
управления домом, вправе заключать договор
с выбранной управляющей организацией
на управление, а также договоры о содержании
и ремонте общего имущества, оказании
коммунальных услуг и прочие договоры
в интересах членов товарищества, может
своими силами выполнять работы для собственников
помещений и оказывать им различные услуги.
ТСЖ самостоятельно определяет смету
доходов и расходов на год и на ее основе
устанавливает размеры платежей и взносов
для каждого собственника помещений в
соответствии с его долей в общей собственности.
Органом управления многоквартирным домом,
в котором не создано ТСЖ или кооператив,
является общее собрание собственников
помещений. К компетенции собрания собственников
помещений относятся:
- принятие решения о реконструкции дома
(в том числе расширении или надстройке),
строительстве хозяйственных построек
и других зданий, строений, сооружений,
ремонте общего имущества в многоквартирном
доме;
- принятие решения о пределах использования
земельного участка, на котором расположен
многоквартирный дом, в том числе введение
ограничений на пользование им;
- принятие решений о передаче в пользование
общего имущества дома;
- выбор способа управления многоквартирным
домом;
- другие вопросы, установленные Жилищным
кодексом РФ.
Количество голосов, которым обладает
каждый собственник помещения в данном
доме, пропорционально его доле в праве
собственности на общее имущество в строении.
Порядок проведения общих собраний собственников
определяется Жилищным кодексом РФ.
Информация о работе Общие проблемы управления и реформирования ЖКК