Организации производства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:27, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - исследование эффективности различных видов организационных структур.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: охарактеризовать структуры организаций с позиций их сложности, степени формализации, степени централизации, их конфигурации; рассмотреть и проанализировать виды организационных структур, в частности, такие как: линейные (и их модификации), функциональные, их комбинацию (линейно-функциональные) и гибкие структуры.

Содержание

Введение
1 Понятие организационных структур управления
2 Основные типы организационных структур управления, их достоинства, недостатки и сферы применения
3 Функции и методы управления
4 Освоение производства новой продукции
Заключение
Список использованной литературы:

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)


Министерство ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ Российской федерации

федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

Казанский государственный технологический университет

Факультет управления, экономики и права

Кафедра экономики

 

 

Курсовая работа

Организации производства на предприятии

 

 

 

К защите допустить

_____________"___"__________20__г.

Выполнил:

Студентка гр.3281-83

Саврукова А.С.

Проверил:

__________________

 

__________________

 

 

 

 

Казань 2011

Содержание:

 

Введение

1              Понятие организационных структур управления

2              Основные типы организационных структур управления, их достоинства, недостатки и сферы применения

3              Функции и методы управления

4              Освоение производства новой продукции

Заключение

Список использованной литературы:

 

 

 



 

Введение

 

Структура организации - это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры - необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации. Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

Цель данной работы - исследование эффективности различных видов организационных структур.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: охарактеризовать структуры организаций с позиций их сложности, степени формализации, степени централизации, их конфигурации; рассмотреть и проанализировать виды организационных структур, в частности, такие как: линейные (и их модификации), функциональные, их комбинацию (линейно-функциональные) и гибкие структуры.

Объектом исследования в работе выступает эффективность структуры организации.

Предметом исследования - совокупность характеристик.

Информационной базой для написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных учёных по общим принципам устройства и функционирования организации, социальным аспектам и связям в организациях.

 


1        Понятие организационных структур управления

 

Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

На действенность и эффек­тивность организационной структуры влияют:

1.                        действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

2.                        действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

3.                        полномочия и функции работников организации на различ­ных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

  При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой су­ществует реальная и благоприятная возможность достижения высо­кого уровня эффективности производства.

Организационная структура конкретного предприятия - это комбинация различных типов департаментизации. Простота и ясность функционирования должны обеспечить ее понимание средой, минимизировать затраты и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Обусловленная теми или иными управленческими решениями организационная структура предприятия является одной из динамичных ситуационных переменных - изменения в составе собственников и высших менеджеров, перемены во властных структурах и совершенствование законодательства сопровождаются, как правило, трансформацией структуры организации. Динамичные и неопределенные условия развития российских фирм делают этот процесс перманентным, а его решающим фактором - смену команды управленцев [1].

 


2        Основные типы организационных структур управления, их достоинства, недостатки и сферы применения

 

В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную и матричную.

Линейная организационная структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. При линейной структуре во главе производственного звена любо­го уровня стоит руководитель — единоначальник, который осущест­вляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вы­шестоящему начальнику. Так складывается подчиненность руково­дителей различных уровней по вертикали (линия), которые осущест­вляют административное и функциональное управление одновремен­но [2].

Таблица 1

Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки .

Преимущества

Недостатки

1.                  Единство и четкость распорядительства;

2.                  согласованность действий исполнителей;

3.                  простота управления;

4.                  оперативность в принятии решения;

5.                  четко выраженная ответственность;

6.                  личная ответственность руководителя.

1.                  Высокие требования к руководителю;

2.                  отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;

3.                  затруднительные связи между инстанциями;

4.                  концентрация власти в управляющей верхушке.

 

 

 

Эта структура характерна для малых предприятий, где круг ре­шаемых вопросов незначителен и производственных связей немно­го. Когда же масштабы производства больше, а круг решаемых про­блем все возрастает, повышается технический и организационный уровень, линейная структура оказывается неэффективной, так как ру­ководитель не может знать все и поэтому не может управлять хоро­шо.

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.

Функциональная организационная структура управления организацией.  Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, ра­бочий обязан выполнять одновременно указания своего линейного начальника и функционального специалиста. При функциональной структуре управления линейный руководитель имеет возможность больше заниматься вопросами оперативного управления, так как фун­кциональные специалисты высвобождают его от решения специаль­ных вопросов. Но команды управления поступают от многих функ­циональных служб в одно производственное подразделение или к од­ному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимного согла­сования этих команд, что создает определенные трудности. Кроме то­го, снижается ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностей.

Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки .

Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной мере устраняются линейно-функциональными структурами.

 

Таблица 2

Преимущества и недостатки функциональной структуры

Преимущества

Недостатки

1.                  Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

2.                  освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;

3.                  стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;

4.                  исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;

5.                  уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

1.                  Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;

2.                  трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

3.                  появление тенденций чрезмерной централизации;

4.                  длительная процедура принятия решения ;

5.                  относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

 

 

Линейно-функциональная (штабная) структура управления.

Специалисты образуют при линейном руководстве штаб, который готовит для них данные в целях компетентного решения специаль­ных вопросов. В этом случае функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с по­следним. Это дает возможность решать вопросы более компетентно. Но при линейно-функциональной структуре управления резко уве­личивается нагрузка на линейного руководителя, который должен ис­полнять роль посредника между функциональными службами и под­чиненными ему производственными подразделениями. Он воспри­нимает потоки информации от подчиненных подразделений, дает за­дания функциональным службам, вырабатывает решения, отдает ко­манды сверху вниз.

  В настоящее время штабная структу­ра в промышленности играет ведущую роль. Основу этой структуры составляет линейное управление. Роль же функциональных органов меняется в зависимости от уровня управления. Чем выше уровень, тем большую роль играют функциональные органы. На уровне управ­ления участком влияние функциональных служб незначительно, но на уровне управления предприятием они выполняют огромную работу по планированию, технической подготовке производства, выработ­ке управленческих решений.

Таблица 3

Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные и отрицательные стороны

Преимущества

Недостатки

1.                  Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

2.                  освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;

3.                  возможность привлечения консультантов и экспертов.

 

 

 

1.                  Отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями;

2.                  недостаточно четка ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации;

3.                  чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно -   подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.

Информация о работе Организации производства на предприятии