Организация системы закупочной деятельности розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание

Правильная организация закупочной деятельности не только способствует удовлетворению потребительского спроса,но и позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска,связанного с отсутствием сбыта товаров.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ОКД..doc

— 68.38 Кб (Скачать документ)

Организация системы закупочной деятельности розничного торгового предприятия. 

Введение

Тема курсовой работы является актуальной,т.к. закупочная деятельность является одной из основных коммерческих функций  торговых организаций.Она заключается в приобретении товаров,предназначенных для их последущей реализации.

Правильная организация закупочной деятельности не только способствует удовлетворению потребительского спроса,но и позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска,связанного с отсутствием сбыта товаров. 

Работа по закупкам товаров состоит из следующих операций:

1.Изучение и прогнозирование покупат ельского спроса.

2.Определение потребности в товарах.

3.Выявление источников товаров и выбор поставщиков.

4.Установлени е хозяйчтвенных связей споставщиками.

5.Контроль над исполнением договоров. 

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием эффективного использование маркетинга для успешной коммерческой работы по закупочным товарам. 
 
 

1 Понятие и содержание закупочной деятельности предприятия. 

1.1 Понятие закупочной деятельности предприятия.Основные этапы.

  Этапы процесса закупок на предприятии: 

1. Определение масштаба проекта (определение объема производства и продаж, оценка величины затрат). Добываются, анализируются и оцениваются данные о поставщике (параметры бюджета, предложения, подготовленные спецификации, невыполненные заказы, справочные списки потребителей). 

2.  Формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции. В графике предусматривается время: 

на подготовку спецификаций;

на запросы продавцу;

на оценку и анализ, отбор, переговоры и заключение обязательств;

на утверждение проектной документации поставщика;

на изготовление и отгрузку к месту получения.

3.  Разработка предварительного графика закупки на основании известной требуемой даты поставки. Для этого устанавливается дата начала и завершения той или иной работы по формированию плана закупок, определяются важнейшие этапы этой работы. Затем следует организовать получение информации от поставщика по каждому виду продукции. 

4.  Размещение объявлений о подаче предложений. 

5.  Оценка предложения. 

6.  Окончательные переговоры. 

7. Составление документации. 

8.  Поставка и контроль качества. 

9.  Обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств. 

      Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция. 

            Показатели,   характеризующие  деятельность  службы  закупок предприятия: 

-совокупный торговый оборот;

-общий объем закупок;

-закупочные цены на продукцию;

-средние цены на закупаемую продукцию;

-размеры отдельных (единичных) закупок;

-затраты на оформление и передачу заказов на поставку;

-количество запросов на оферты (приглашения выдвигать условия поставок);

-количество договоров на поставку;

-количество сотрудников службы закупок;

-количество поставщиков;

-условия платежа;

-условия поставки;

-аккуратность поставок;

-количество поставок за определенный период времени;

-срок поставок;

-надежность поставок.

Операции, осуществляемые в рамках функции закупок: 

-анализ рынка;

-изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. -Позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время;

получение и оценка предложения поставщика;

выбор поставщика;

согласование стоимости обслуживания и заключение договора;

проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя;

проведение предварительных переговоров между поставщиком и покупателем;

размещение заказа;

делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики;

установление единой политики в отношениях с поставщиками;

выработка методов учета продукции;

сокращение времени проверки и одобрения спецификации продукции;

ускорение оплаты продукции;

экономия ресурсов предприятия, например, путем консолидации заказов и установления стандартов запаса;

поиск более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств;

отбор, классификация и анализ данных, необходим! тх лля поиска альтернативного вида продукции;

прогноз снабжения, спроса и цен на основные виды закупаемой продукции;

анализ ценности и возможностей поставщика;

разработка новых методов для обработки необходимых данных в целях эффективного функционирования системы закупок.

Факторы, влияющие на статус службы закупок на предприятии: 

объем закупаемой продукции и сопутствующего обслуживания. Значительная доля закупок в общих расходах предприятия подчеркивает важность функции закупок для логистической системы предприятия;

особенности приобретаемой продукции. Приобретение комплексных компонентов или необходимость широкого применения подрядных отношений представляют собой трудную задачу для сотрудников службы закупок;

ситуация на рынке продукции, жизненно важной для функционирования предприятия. Если на рынке доминируют продавцы, то значимость службы закупок повышается. Планирование закупок сырья -- планирование общего количества основных и значимых видов сырья, необходимых для производства конечной продукции в конкретные периоды времени (обычно по неделям).

1.2 Этапы работы с потенциальными поставщиками.

Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:

конкурсные торги

изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.

посещение выставок и ярмарок

письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

Наиболее распространенными и эффективными являются: конкурсные торги и переговоры поставщиков с потребителем.

Конкурсные торги (тендеры) -- распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Они проводятся в случае закупок сырья, материалов, комплектующих на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны поставщику, так как он получает представление об условиях работы с потребителем, а также выгодны потребителю, так как он совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.

Проведение тендера включает следующие этапы:

реклама

разработка тендерной документации, которая инструктирует участников тендера о процедуре торгов, дает описание закупаемых товаров и услуг, устанавливает критерии для оценки предложений и определяет условия будущего контракта

публикация тендерной документации

приемка и вскрытие тендерных предложений

оценка тендерных предложений, которая ведется в строгом соответствии с критериями, приведенными в тендерной документации. Например, члены тендерного комитета рассматривают только те предложения, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации, а также не вступают в переговорах с участниками торгов.

подтверждение квалификации участников торгов

предложение и присуждение контракта

В процессе письменных переговоров между поставщиком и потребителем официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика может быть организовано двумя способами. Первый - когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (оферты), включающие в себя следующие реквизиты:

наименование товара

количество и качество товара

условия и срок поставки,

условия платежа

характеристику тары и упаковки

порядок приемки - сдачи

Оферты могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить условия. Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнерам. Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.

При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение оферты. При обращении потенциального покупателя к своим постоянным контрагентам вместо запроса высылается заказ.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

Второй этап выбора поставщика - анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании основных критериев:

стоимость приобретения продукции или услуги

качество обслуживания -- соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки

удаленность поставщика от потребителя

сроки выполнения текущих и экстренных заказов

наличие у поставщика резервных мощностей

организация управления качеством у поставщика

психологический климат в трудовом коллективе поставщика

риск забастовок у поставщика

финансовое положение поставщика, его кредитоспособность

Основными критериями выбора поставщика являются стоимость приобретения продукции или услуг и качество обслуживания. Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и неимеющую денежного выражения стоимость, к которой можно отнести изменение имиджа организации, перспективы роста и развития производства и т.п.

Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.

Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников, например:

собственное расследование

местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители официальных органов

банки и финансовые институты

конкуренты потенциального поставщика

торговые ассоциации, например Торгово-промышленная палата

информационные агентства

государственные источники (регистрационные палаты, налоговая, лицензионная служба)

Западные фирмы для сбора информации, как правило, прибегают к услугам специализированных агентств, которые готовят справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Отечественные предприятия в основном полагаются на собственную информацию. В любом случае, при несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Поэтому при сборе информации для снижении риска необходимо пользоваться несколькими источниками информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой информации, а также использовать хотя бы один независимый источник информации (т.е. незаинтересованный в возможных последствиях использования предоставленной им информации).

Информация о работе Организация системы закупочной деятельности розничного торгового предприятия