Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:00, курсовая работа
Правильная организация закупочной деятельности не только способствует удовлетворению потребительского спроса,но и позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска,связанного с отсутствием сбыта товаров.
Организация
системы закупочной деятельности розничного
торгового предприятия.
Введение
Тема курсовой работы является актуальной,т.к. закупочная деятельность является одной из основных коммерческих функций торговых организаций.Она заключается в приобретении товаров,предназначенных для их последущей реализации.
Правильная организация
закупочной деятельности не только способствует
удовлетворению потребительского спроса,но
и позволяет уменьшить вероятность коммерческого
риска,связанного с отсутствием сбыта
товаров.
Работа по закупкам товаров состоит из следующих операций:
1.Изучение и прогнозирование покупат ельского спроса.
2.Определение потребности в товарах.
3.Выявление источников товаров и выбор поставщиков.
4.Установлени е хозяйчтвенных связей споставщиками.
5.Контроль над исполнением
договоров.
Изучение и прогнозирование
покупательского спроса является необходимым
условием эффективного использование
маркетинга для успешной коммерческой
работы по закупочным товарам.
1 Понятие и содержание закупочной
деятельности предприятия.
1.1 Понятие закупочной деятельности предприятия.Основные этапы.
Этапы процесса
закупок на предприятии:
1. Определение масштаба
проекта (определение объема производства
и продаж, оценка величины затрат). Добываются,
анализируются и оцениваются данные о
поставщике (параметры бюджета, предложения,
подготовленные спецификации, невыполненные
заказы, справочные списки потребителей).
2. Формирование
плана закупок, предварительная оценка
поставщиков. Составляется список всех
будущих закупок для проекта, а также график
закупок каждого вида продукции. В графике
предусматривается время:
на подготовку спецификаций;
на запросы продавцу;
на оценку и анализ, отбор, переговоры и заключение обязательств;
на утверждение проектной документации поставщика;
на изготовление и отгрузку к месту получения.
3. Разработка предварительного
графика закупки на основании известной
требуемой даты поставки. Для этого устанавливается
дата начала и завершения той или иной
работы по формированию плана закупок,
определяются важнейшие этапы этой работы.
Затем следует организовать получение
информации от поставщика по каждому виду
продукции.
4. Размещение объявлений
о подаче предложений.
5. Оценка предложения.
6. Окончательные
переговоры.
7. Составление документации.
8. Поставка и контроль
качества.
9. Обсуждение спорных
вопросов и гарантийных обязательств.
Специалисты
службы закупок предприятия отвечают
за закупку продукции в соответствии со
спецификациями, полученными от внутренних
потребителей. Внутренними потребителями
являются другие функциональные подразделения
предприятия, которым требуется продукция.
Показатели, характеризующие
деятельность службы закупок предприятия:
-совокупный торговый оборот;
-общий объем закупок;
-закупочные цены на продукцию;
-средние цены на закупаемую продукцию;
-размеры отдельных (единичных) закупок;
-затраты на оформление и передачу заказов на поставку;
-количество запросов на оферты (приглашения выдвигать условия поставок);
-количество договоров на поставку;
-количество сотрудников службы закупок;
-количество поставщиков;
-условия платежа;
-условия поставки;
-аккуратность поставок;
-количество поставок за определенный период времени;
-срок поставок;
-надежность поставок.
Операции, осуществляемые
в рамках функции закупок:
-анализ рынка;
-изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. -Позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время;
получение и оценка предложения поставщика;
выбор поставщика;
согласование стоимости обслуживания и заключение договора;
проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя;
проведение предварительных переговоров между поставщиком и покупателем;
размещение заказа;
делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики;
установление единой политики в отношениях с поставщиками;
выработка методов учета продукции;
сокращение времени проверки и одобрения спецификации продукции;
ускорение оплаты продукции;
экономия ресурсов предприятия, например, путем консолидации заказов и установления стандартов запаса;
поиск более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств;
отбор, классификация и анализ данных, необходим! тх лля поиска альтернативного вида продукции;
прогноз снабжения, спроса и цен на основные виды закупаемой продукции;
анализ ценности и возможностей поставщика;
разработка новых методов для обработки необходимых данных в целях эффективного функционирования системы закупок.
Факторы, влияющие
на статус службы закупок на предприятии:
объем закупаемой продукции и сопутствующего обслуживания. Значительная доля закупок в общих расходах предприятия подчеркивает важность функции закупок для логистической системы предприятия;
особенности приобретаемой продукции. Приобретение комплексных компонентов или необходимость широкого применения подрядных отношений представляют собой трудную задачу для сотрудников службы закупок;
ситуация на рынке продукции, жизненно важной для функционирования предприятия. Если на рынке доминируют продавцы, то значимость службы закупок повышается. Планирование закупок сырья -- планирование общего количества основных и значимых видов сырья, необходимых для производства конечной продукции в конкретные периоды времени (обычно по неделям).
1.2 Этапы работы с потенциальными поставщиками.
Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
конкурсные торги
изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.
посещение выставок и ярмарок
письменные переговоры между поставщиком и потребителем.
Наиболее распространенными и эффективными являются: конкурсные торги и переговоры поставщиков с потребителем.
Конкурсные торги (тендеры) -- распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Они проводятся в случае закупок сырья, материалов, комплектующих на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги выгодны поставщику, так как он получает представление об условиях работы с потребителем, а также выгодны потребителю, так как он совмещает решение проблем получения требуемого товара и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.
Проведение тендера включает следующие этапы:
реклама
разработка тендерной документации, которая инструктирует участников тендера о процедуре торгов, дает описание закупаемых товаров и услуг, устанавливает критерии для оценки предложений и определяет условия будущего контракта
публикация тендерной документации
приемка и вскрытие тендерных предложений
оценка тендерных предложений, которая ведется в строгом соответствии с критериями, приведенными в тендерной документации. Например, члены тендерного комитета рассматривают только те предложения, которые отвечают требованиям, изложенным в тендерной документации, а также не вступают в переговорах с участниками торгов.
подтверждение квалификации участников торгов
предложение и присуждение контракта
В процессе письменных переговоров между поставщиком и потребителем официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика может быть организовано двумя способами. Первый - когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца товара. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (оферты), включающие в себя следующие реквизиты:
наименование товара
количество и качество товара
условия и срок поставки,
условия платежа
характеристику тары и упаковки
порядок приемки - сдачи
Оферты могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить условия. Твердые оферты высылаются, как правило, традиционным партнерам. Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.
При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение оферты. При обращении потенциального покупателя к своим постоянным контрагентам вместо запроса высылается заказ.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
Второй этап выбора поставщика - анализ потенциальных поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании основных критериев:
стоимость приобретения продукции или услуги
качество обслуживания -- соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки
удаленность поставщика от потребителя
сроки выполнения текущих и экстренных заказов
наличие у поставщика резервных мощностей
организация управления качеством у поставщика
психологический климат в трудовом коллективе поставщика
риск забастовок у поставщика
финансовое положение поставщика, его кредитоспособность
Основными критериями выбора поставщика являются стоимость приобретения продукции или услуг и качество обслуживания. Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и неимеющую денежного выражения стоимость, к которой можно отнести изменение имиджа организации, перспективы роста и развития производства и т.п.
Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.
Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников, например:
собственное расследование
местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители официальных органов
банки и финансовые институты
конкуренты потенциального поставщика
торговые ассоциации, например Торгово-промышленная палата
информационные агентства
государственные источники (регистрационные палаты, налоговая, лицензионная служба)
Западные фирмы для сбора информации, как правило, прибегают к услугам специализированных агентств, которые готовят справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Отечественные предприятия в основном полагаются на собственную информацию. В любом случае, при несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Поэтому при сборе информации для снижении риска необходимо пользоваться несколькими источниками информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой информации, а также использовать хотя бы один независимый источник информации (т.е. незаинтересованный в возможных последствиях использования предоставленной им информации).
Информация о работе Организация системы закупочной деятельности розничного торгового предприятия