Основные критерии и методы сегментирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:25, реферат

Описание

Критерии сегментации потребительского рынка
Потребительский рынок - это рынок конечных потребителей, которые приобретают товары для личного, домашнего или семейного пользования.
Сегменты потребительского рынка могут выделяться на основе:
· региональных критериев;

Работа состоит из  1 файл

Основные критерии и методы сегментирования..docx

— 18.70 Кб (Скачать документ)

Департамент образования города Москвы

ГОУ СПО  ТПСК №57, отделение «Нагорное»

__________________________________________________________

Реферат.

По предмету: Маркетинг

На тему: Основные критерии и методы сегментирования. 

 

Выполнила:

Студентка

Группы 3КВ – 03

Соседова  Наталья

Проверил:

                                Кленина С.Д. 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2012 
 

Основные  критерии сегментирования  рынка.

Микро и макро сегментирование. 

Критерии  сегментации потребительского рынка

Потребительский рынок - это рынок конечных потребителей, которые приобретают товары для  личного, домашнего или семейного  пользования.

Сегменты  потребительского рынка могут выделяться на основе:

· региональных критериев;

· демографических  критериев;

· критериев  жизненного стиля потребителей.

Региональные  критерии представляют собой основные отличительные характеристики городов, областей, регионов.  

Основные  региональные критерии следующие:

1) Расположение  региона может отражать различия  в доходе, культуре, социальных ценностях  и других потребительских факторах. Например, один район может быть  более консервативным, чем другой.

2) Численность  и плотность населения показывает, достаточно ли в регионе людей,  чтобы обеспечить сбыт и облегчить  проведение маркетинговой деятельности.

3) Транспортная  сеть региона представляет собой  сочетание массового общественного  транспорта и автомагистралей.  Регион с ограниченной сетью  массового общественного транспорта, скорее всего имеет иные определенные потребности, чем регион с хорошо развитой системой транспорта и легковых автомобилей.

4) Климат  также может являться критерием  сегментации рынка, например, для  фирм, специализирующихся на калориферах  и кондиционерах. 

5) Структура  коммерческой деятельности в  регионе включает ориентацию  на туристов, рабочих и служащих, и других лиц, проживающих в  данном регионе. 

6) Доступность  средств массовой информации  меняется по регионам и существенно  сказывается на способности компании  осуществлять сегментацию. 

7) Динамика  развития региона может характеризоваться  стабильностью, падением или ростом.

8) Юридические  ограничения меняются в зависимости  от города и области. 

Демографические критерии представляют собой основные особенности отдельных людей  или их групп. Они часто используются в качестве базиса для сегментации, поскольку от них во многом зависят  требования к покупкам. Персональные демографические характеристики могут  быть следующими:

1) Возрастные  категории - так можно разделить  людей, например, на детей, подростков, взрослых и людей пожилого  возраста.

2) Пол  также является важной сегментационной  переменной, особенно для таких  товаров, как текстиль, косметика,  ювелирные украшения, личные услуги, например, парикмахерские услуги.

3) Уровень  образования может также использоваться  для выделения рыночных сегментов. 

4) Мобильность  характеризует, как часто потребитель  меняет место жительства. Мобильные  потребители опираются на общенациональные  торговые марки и магазины, и  неличностную информацию.

5) Дифференциация  доходов делит потребителей на  группы с низкими, средними  и высокими доходами. Каждая категория  располагает различными ресурсами  на приобретение товаров и  услуг. 

6) Профессия  потребителей может влиять на  покупки. 

7) Семейное  положение и размер семьи также  могут составлять основу сегментации. 

8) Персонально-демографические профили также часто используются при планировании сегментационной стратегии. Такие профили учитывают несколько факторов.  

Жизненный стиль потребителей определяет, как  люди живут и расходуют время  и деньги. Разрабатывая профили стилей жизни, фирмы могут выходить на четкие рыночные сегменты. Критерии жизненного стиля потребителей, важные при сегментации  рынка, могут быть следующими:

1) Социальные  группы и этапы жизненного  цикла семьи - первые возможные  критерии рыночной сегментации. 

2) Степень  использования товара относится  к объему товара или услуг,  которые приобретает потребитель.  Потребитель может использовать  совсем немного, немного или  очень много.

3) Опыт  использования означает прежний  опыт потребителя в отношении  товара или услуги.

4) Приверженность  торговой марке может иметь  три формы: отсутствие, определенная  и полная.

5) Типы  личности - критерий сегментирования  рынка, например, на интровертов  и экстравертов, легкоубеждаемых и трудноубеждаемых.

6) Отношение  к фирме и ее предложениям.

7) Мотивы  совершения покупок могут подразделять  рынок на сегменты преимуществ. 

8) Важность  покупки также различная для  различных потребителей. Приобрести  холодильник важнее для той  семьи, у которой он сломался, чем для той, у которой он  хорошо функционирует.  

Критерии  сегментации промышленного  рынка 

· Среда (сектор промышленности, размер фирмы, географическое положение);

· Рабочие  характеристики (применяемая технология, использование данного товара, технические  и финансовые ресурсы);

· Метод  совершения закупки (наличие центра закупки, иерархическая структура, отношения покупатель - продавец, общая  политика закупок, критерии закупки);

· Ситуационные факторы (срочность выполнения заказа, применение товара, размер заказа);

· Личные качества покупателя.  

Макро-сегментирование

Рассмотрим  важнейшие критерии макро-сегментирования: масштаб организации, отрасль, которую  она представляет, и её географическое местоположение. 

Масштаб организации

Для сегментирования  рынков может использоваться такой  показатель, как масштаб организации-покупателя. Крупные организации отличаются от средних и мелких организаций  тем, что объемы заказываемой ими  продукции, как правило, значительно  больше, процедуры покупки и управления более формализованы, а выполняемые  функции более специализированы.  Из всего этого следует, что такие  организации могут образовывать важные целевые рыночные сегменты. Наличие таких сегментов требует  соответствующей адаптации стратегий  формирования маркетингового комплекса.  

Отрасль

Ещё одной  характерной переменной макро-сегментирования  является отраслевой сектор, иногда идентифицируемый с помощью кодов стандартной  промышленной классификации (Standard Industrial Classification - SIC). Различным отраслям могут быть присущи разные требования к товарам.  Разобравшись досконально в специфических потребностях каждой отрасли, можно сформировать маркетинговый комплекс, близкий к оптимальному. В каких-то случаях может даже понадобиться более подробное сегментирование. Например, сектор образования можно разделить на сегменты начального, среднего и высшего образования, поскольку их требования к товарам и услугам могут отличаться весьма существенно. 

Географическое  местоположение

Региональные  особенности потребностей и традиций, связанные с совершенствованием покупок, указывают на возможность  использования географического  местоположения в качестве основы для  дифференциации маркетинговых стратегий. 

Микро-сегментирование

Иногда  бывает полезно разделить каждый макро-сегмент на более мелкие микро-сегменты. Основой для такого деления могут быть критерии выбора, которыми руководствуется покупатель, структура звена принятия решений, процесс принятия решений, класс покупок, организация покупок и организационное новаторство. 

Критерии  выбора

Этот  показатель позволяет сегментировать рынок организаций на основе определяющего  критерия выбора, используемого покупателями при оценке ими товаров или  услуг поставщика. Одна группа потребителей может использовать в качестве такого определяющего критерия выбора цену товара, другой сегмент может ориентироваться в основном на функциональные характеристики товара, в то время как третий – на качество обслуживания.  

Структура закупочного центра

Ещё один способ сегментирования рынков b2b базируется на структуре центра принятия решений (decision-making unit - DMU): члены центра принятия решений и его величина могут изменятся от одной организации-покупателя к другой. Закупочный центр включает всех людей в организации-покупателе, которые оказывают влияние на выбор конкретного поставщика.  

Процесс принятия решений

Процесс принятия решений может занимать довольно много времени или, наоборот, быть весьма непродолжительным. Продолжительность  этого процесса зачастую коррелирует со структурой закупочного центра.  

Категория закупок

Закупки организаций можно разделить  на следующие категории: рутинная повторная  закупка, видоизмененная повторная  закупка и закупка-почин (когда  потребность в товарах возникает  у предприятия впервые). Они влияют на продолжительность процесса принятия решений, сложность структуры закупочного  центра и число критериев выбора, которые используются при выборе поставщика.  

Организация закупок

Децентрализованный  или, наоборот, централизованный способ закупок из-за своего влияния на решение о покупке может служить  ещё одной переменной микро-сегментирования. Централизованный способ закупок ассоциируется  со специалистами по закупкам, ставшими экспертами по закупкам определенного  спектра продукции.  

Организационное новаторство

При выведении  на рынок новых товаров важнейшей  переменной сегментирования является приверженность потенциальных покупателей  к новаторству.  

 

Информация о работе Основные критерии и методы сегментирования