Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:11, реферат
Маркетинг — это удивительное сочетание строгой науки и виртуозного искусства
эффективной работы на рынке. Маркетинг очень молод (ему еще нет и ста лет),
но это не означает, что методы разработаны лишь в последние десятилетия —
некоторые из них существовали с незапамятных времен: реклама, известная едва
ли не столько же, сколько существует человек; попытки продвижения товаров на
рынок, возникшие вместе с товаром; исследования покупателя, появившиеся
вместе с первым покупателем...
Маркетинг — это удивительное сочетание строгой науки и виртуозного искусства
эффективной работы на рынке. Маркетинг очень молод (ему еще нет и ста лет),
но это не означает, что методы разработаны лишь в последние десятилетия —
некоторые из них существовали с незапамятных времен: реклама, известная едва
ли не столько же, сколько существует человек; попытки продвижения товаров на
рынок, возникшие вместе с товаром; исследования покупателя, появившиеся
вместе с первым покупателем... Но все эти методы были разрознены,
существовали и развивались сами по себе. До поры до времени. А потом бурное
развитие рыночных отношений, подкрепленное взрывом «научно-технического»
прогресса, перевернуло неторопливое течение времени. Рынок (market) и породил
новое течение в науке управления — маркетинг (marketing).
Этот термин впервые появился в 1902 году в США, а спустя 20 лет его уже
использовали во многих странах мира. Однако наибольшее развитие маркетинг
получает во второй половине ХХ века. Причины этого таятся как во внешних, так
и во внутренних факторах:
возросший
уровень жизни и уровень
изменившиеся социальные стандарты, в первую очередь, в образовании,
культуре и пристрастиях (хобби);
улучшенные дороги и транспортные средства, позволившие людям
путешествовать и привозить с собой не только новые товары, но и новые
впечатления и потребности; увеличившееся свободное время.
В связи с этими обстоятельствами деловые люди и руководители компаний нашли
для себя целесообразным прибегнуть к тому, что сейчас называется
маркетинговыми процедурами, а именно:
к выявлению и оценке желаний и нужд потребителей;
разработке и выпуску новых товаров и услуг, способных удовлетворять
потребительские нужды;
побуждению потребителя покупать именно эти, а не другие продукты;
осуществление контроля над теми усилиями, событиями и процессами,
которые служат к обоюдному удовлетворению потребителя и производителя
(продавца)
Что же такое маркетинг?
С одной стороны, маркетинг — это концепция, которая заключается в том, чтобы
"предвидеть,
идентифицировать и с пользой
для производителя
потребности покупателей".
С другой стороны, маркетинг — это практический инструмент, позволяющий
"производить то, что надо, там, где надо, когда надо и по цене, какой надо" и
включающий в себя определенные виды деятельности и методы:
· по исследованию рынка товаров или услуг;
· по мотивации покупателей вести себя на рынке так, а не иначе.
Эти сферы деятельности и методы можно подразделить на группы, достаточно
тесно взаимодействующие:
· маркетинговые исследования;
· разработка рекламных кампаний;
· продвижение товаров и услуг;
· маркетинговое планирование;
· доведение продукта до потребителя.
Каждая фирма в соответствии с тем, каким видом бизнеса занимается,
разрабатывает
собственный маркетинговый
инструментов маркетинга, который позволит ей с наибольшей эффективностью
решать и свои задачи, и проблемы клиентов.
К настоящему времени можно насчитать огромное множество самых различных
определений маркетинга, что в какой-то мере отражает этапы его развития, а
также основную концепцию, состоящую в том, что любая современная организация
может и должна достигать своих целей только на пути удовлетворения желаний
клиента более умело и эффективно, чем это делают конкуренты. Эти определения
подчас достаточно красочны и афористичны. Вот некоторые из них:
"Выяви потребности и удовлетвори их";
"Делай то, что ты можешь продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что
ты делаешь";
"Идя навстречу пожеланиям клиентов, извлекай выгоду";
Один из ведущих теоретиков менеджмента Питер Друкер (Peter Drucker)
утверждает: "Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Цель
маркетинга — узнать и понять клиента настолько, чтобы товар или услуга точно
соответствовали его требованиям и продавали себя сами..."
Один из ведущих и самых известных специалистов в области маркетинга, доктор
философских наук, профессор международного маркетинга Высшей школы
менеджмента Северо-Западного университета (США) Филип Котлер (Philip Kotler)
дает
следующее определение
Маркетинг — социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные
лица
и группы лиц удовлетворяют свои
нужды и потребности
товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом.
Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды,
потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Исходной идеей, лежащей ив основе маркетинга, является идея человеческих
нужд. Нужда — чувство, ощущаемое человеком, нехватки чего-либо.
Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в
пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости,
влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении.
Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и
несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он
переживает.
Неудовлетворенный человек
поисками объекта, способного удовлетворить его нужду, либо попытается
заглушить ее.
Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с
культурным уровнем и личностью индивида.
Проголодавшемуся жителю острова Бали требуются плоды манго, молоденький
поросенок и фасоль. Проголодавшемуся жителю Соединенных Штатов — булочка с
рубленым бифштексом, обжаренная в масле картофельная стружка и стакан кока-
колы. Потребности выражаются в объектах, способных, удовлетворить нужду тем,
способом, который присущ культурному укладу данного общества.
По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов.
Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их
любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают
целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами.
Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами
людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда
специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.
Продавцы часто путают потребности с нуждами. Производитель буровых коронок
может считать, что потребителю нужна буровая коронка. При появлении другого
товара, который сможет пробурить скважину лучше и дешевле, у клиента
появиться новая потребность (в товаре-новинке), хотя нужда и останется
прежней (скважина).
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их
удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые
доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос — это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Товары — это, по сути дела, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех
продуктах, которые обеспечивают им получение набора выгод за свои деньги.
Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему
наибольшее удовлетворение за данную цену с учетом своих специфических
потребностей и ресурсов.
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят мысль о существовании
товаров для их удовлетворения.
Товар — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается
рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или
потребления.
Понятие товар не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать