Особенности временной перспективы дистрибьюторов многоуровневого сетевого маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:50, статья

Описание

В статье приведено исследование дистрибьюторов многоуровневого сетевого маркетинга (МЛМ) с целью выявления особенностей временной перспективы, понимаемой как взгляд на свою жизнь с точки зрения того или иного времени: прошлого, настоящего или будущего, а также видение их взаимосвязей.
Любой социум представляет собой потребительскую кооперацию, то есть объединение потребителей для совместного производства и купли-продажи тех или иных товаров и услуг. Совокупность и многообразие социально-потребительских технологий и методик определяет уровень развития любого общества, а также уровень и стиль жизни огромных групп людей, объединенных в нем исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности.

Работа состоит из  1 файл

ВП ДИСТРИБЬЮТОРОВ МНОГОУРОВНЕВОГО СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА.docx

— 48.64 Кб (Скачать документ)

 

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТРИБЬЮТОРОВ МНОГОУРОВНЕВОГО СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА

Хван Н. В.

Национальный  исследовательский Томский государственный  университет 

  г. Томск

 

            В статье приведено исследование дистрибьюторов многоуровневого сетевого маркетинга (МЛМ) с целью выявления особенностей временной перспективы, понимаемой  как взгляд на свою жизнь с точки зрения того или иного времени: прошлого, настоящего или будущего, а также видение их взаимосвязей.

 

  Любой социум представляет собой потребительскую кооперацию, то есть объединение потребителей для совместного производства и купли-продажи тех или иных товаров и услуг. Совокупность и многообразие социально-потребительских технологий и методик определяет уровень развития любого общества, а также уровень и стиль жизни огромных групп людей, объединенных в нем исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности.

С начала 80-х годов прошлого века среди потребителей всего мира динамично развивается еще один способ распределения товара – сетевой маркетинг или MLM (Multi-level Marketing). Сущность системы сетевого маркетинга отличается от традиционных подходов к бизнесу, поскольку это продвижение продукции от производителя к потребителю, минуя посредников, предусматривающее многоступенчатую систему поощрения людей, доставляющих товар клиентам.

 Однако, несмотря на  узаконенность действий, репутация сетевых компаний не слишком высока. Особенно в странах постсоветского пространства, население которых хорошо помнит махинации многочисленных финансовых пирамид, разоривших тысячи людей. В результате имидж MLM-предприятий сильно пострадал, и до сих пор очень часто можно наблюдать  настороженное или даже негативное   отношение к сетевому бизнесу.

Тем не менее, в настоящее время этот вид предпринимательства   продолжает развиваться,  представлен более чем в ста странах, более 60 миллионов человек работают в этой индустрии, каждый год дистрибьюторами  становятся  тысячи людей. Однако до сегодняшнего дня  личностные особенности сотрудников сетевых компаний практически не становились предметом специального психологического исследования.

 Целью предпринятого нами исследования было изучение особенностей временной перспективы  предпринимателей, т.е. особенности построения  ими   психологического времени,  их взгляд на свою жизнь с точки зрения того или иного времени: прошлого, настоящего или будущего, а также видение их взаимосвязей.

Взаимодействие со временем - фундаментальная характеристика человеческого опыта, как объективного (т.е. задаваемого часами), так и субъективного (личные конструкты времени). Психологическое время личности является связующим звеном между всеми структурами реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, т.к. и внешние (природные, социальные, экономические и др.), и внутренние (психические) процессы происходят и разворачиваются во времени.

  Осмысление категории времени происходило на протяжении длительного исторического периода. У многих исследователей из самых разных областей науки (как гуманитарных, так и точных) можно встретить представления о психологическом времени, а также и предпосылки для изучения временной перспективы личности.

В течение многих лет и в последнее время в психологии возрос интерес к временной перспективе (ВП) (Zaleski Z., 1994; Zimbardo P.G., 2002) [4]. В одном литературном обзоре, как указывает Сырцова А., было представлено 211 различных подходов к понятию временной перспективы. Такое разнообразие подходов привело к появлению множества определений и методов оценки составляющих временной ориентации. Некоторые фокусируются на эмоциональной валентности прошлого или будущего, другие - на преобладании   определённой   временной   ориентации   или   фиксации   на   прошлом или будущем, третьи - на непрерывности между прошлым, настоящим и будущим, временной отнесенности и т.д.

Тиск (Tysk L., 1984) определяет временные ориентации как психологическое отношение к прошлому, настоящему или будущему. Орнштейн (Ornstein R.E., 1969) определял временную перспективу как «философские, социальные, культурные построения (объяснения) мира и их воздействия на интерпретацию переживания времени» (Ornstein R.E., 1969). Временную перспективу также описывали как доминирующее направление мыслей и действий (поведения) индивида (Dilling С.A., Rabin A.I. 1967; Nuttin J., 1985). Таким образом, временная ориентация это в большей степени макроконцепт по сравнению с временными микроконцептами, такими как индивидуальное восприятие темпа или длительности времени (Martz Е., 2004).

«Временная перспектива» рассматривается  как интегральная часть субъективного (личного) опыта «прожитого времени» (Gorman B.S., Wessman А.Е., 1977). Таким образом, временная перспектива с этой точки зрения представляет собой индивидуальный подход к отношению к психологическим концептам прошлого, настоящего и будущего. Время и его составляющие - не объективные стимулы, существующие независимо от человека, а психологические представления, создаваемые и изменяемые индивидом (Block R.A., 1990). Одно из самых широких определений «временной ориентации» дали Хорник и Закай: «относительное доминирование прошлого, настоящего или будущего в мыслях человека» (Hornick J., Zakay D., 1996).

Понятие «временной перспективы» также  было поддержано исследовательской  программой, которую запустили Зимбардо и соавторы в  Стенфордском университете. Они утверждают, что «Временная перспектива (ВП) - это основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего» (Zimbardo P.G., Boyd J.N., 1999) [3].

   Исследователи указывают, что временная ориентация индивида может иметь сильное влияние на его (ее) мысли и поведение. Левин рассматривал временную перспективу как видение индивида своего будущего или прошлого в своем настоящем и предполагал, что когнитивная деятельность и эмоции о прошлом или будущем может влиять на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем, а также и на стремления в будущем (Левин К., 2001).

 Разработка теории и методов оценки временной перспективы (ВП) в США (а затем и во всем мире) началась в 70-х годах с эксперимента по гипнотическому внушению временной перспективы настоящего студентам колледжа, которые были в принципе ориентированы на будущее (Zimbardo P.G., Marshall G., Maslach С., 1971). Исследователи зафиксировали существенные изменения в мыслях, чувствах и поведении испытуемых, просто психологически введя их в расширенную временную зону настоящего, где прошлое и будущее были отдалены.

До начала исследований Зимбардо с  коллегами систематическому исследованию временных процессов уделялось  довольно мало внимания со стороны психологии и социальных наук.  Психологические исследования  субъективного времени были сосредоточены на оценке и восприятии субъектом продолжительности временного промежутка, скорости изменений, продолжительности жизни и, конечно, времени реакции (ВР). Использование ВР как основной зависимой переменной в экспериментальной и когнитивной психологии смешивало объективную регистрацию времени и субъективное реагирование.

Согласно теории временной перспективы  Зимбардо, ВП - это бессознательный процесс, при котором непрерывный поток личного и социального опыта распределяется по временным категориям, или рамкам, которые помогают придать упорядоченность, согласованность и смысл событиям (Zimbardo P.G., Boyd J.N., 1999). Эти временные рамки прошлого, настоящего и будущего используются при кодировании, хранении и воспроизведении пережитых событий, а также при формировании ожиданий, целей, возможностей и воображаемых сценариев. В данном случае в качестве основы принимается модель жизненного пространства К. Левина, которая рассматривает влияние  как прошлого опыта, так и планов на будущее, на процесс принятия решений, поведение человека в настоящем.

Прошлое может быть травматичным и негативным или ностальгическим и позитивным, воспроизводиться точно или искажаться в памяти. Будущее может видеться как что-то, что человек сам в силах проектировать и создавать (планировать и реализовывать), а может как то, на что нет возможности влиять, как неизбежность. Влияние сенсорных, биологических и социальных стимулов, окружающих человека в настоящий момент, может быть источником сильного давления, и тогда все действия человека обусловлены действием этих ситуационных факторов. Т.е. та или иная временная ориентация может значительно влиять на интерпретацию и реагирование на различные события в настоящем, а также и на процесс принятия решения.

Существует довольно стабильная индивидуальная тенденция чрезмерно фиксироваться  на одном из времен (некоторые из нас более ориентированы на будущее, другие - на настоящее или на прошлое), что приводит к формированию временного «пристрастия» или «предубеждения». Таким образом, исследователи рассматривают временную ориентацию как черту личности, т.к. при хроническом проявлении «предубеждение» становится предрасположенностью, т.е. переменной индивидуальных различий.

В России одно из самых масштабных исследований временной перспективы было проведено Сырцовой А., благодаря которой  адаптирован и валидизирован

Опросник  Ф. Зимбардо по временной перспективе (Zimbardo Time Perspective Inventory: ZTPI) [2], использованный нами в качестве диагностического инструментария. Объектом эмпирического исследования выступали    дистрибьюторы сетевых компаний.

  В ходе анализа данных были получены усредненный профиль (средние и стандартные отклонения  шкал   ВП приведены в таблице 1) и корреляционная модель временной перспективы (таблица 2).

 Таблица 1.

Средние и стандартные отклонения  шкал   ВП  (N- 47чел).

Шкала ВП

х

σ

Негативное прошлое

2,72

0,74

Гедонистическое настоящее 

3,56

0,37

Будущее

4,26

0,37

Позитивное прошлое

3,78

0,58

Фаталистическое настоящее

2,71

0,65


 

Таблица 2.

Корреляционная модель временной перспективы

 

 
 

r

p

Негативное прошлое     

Гедонистическое настоящее 

0,5151

0,0494

Негативное прошлое    

Фаталистическое настоящее 

0,6434 

0,0097

Гедонистическое настоящее   

Фаталистическое настоящее 

0,5785 

0,0239


                                    

Фаталистическое настоящее


Негативное прошлое


 0,6434




0,5151                                            0,5785

Гедонистическое настоящее


  


 

Обнаружена значимая положительная  корреляция  между факторами   Негативное прошлое и Гедонистическое  настоящее. То есть чем более негативное   отношение к своему прошлому, тем  более ориентирован  на получение  удовольствий сегодняшнего дня человек.

Негативное  прошлое положительно коррелирует  с Фаталистическим настоящим. Пессимистическое отношение к своему прошлому  связано с  беспомощным безнадежным  отношением к будущему и к жизни  в целом, в том числе. с верой в предопределенность.

Гедонистическое настоящее положительно коррелирует  с Фаталистическим настоящим. То есть беззаботное, ориентированное  на получение удовольствий отношение  к жизни одновременно связано  с неверием в Будущее, пессимистическое отношение к нему.

Усредненный профиль временной перспективы  в  исследуемой группе выглядит следующим образом: высокие показатели по временным ориентациям  Гедонистическое настоящее и Будущее, средневыраженные ориентации на Позитивное прошлое,  Негативное прошлое и Фаталистическое настоящее. Таким образом, для  дистрибьюторов МЛМ характерно гедонистическое, несколько беззаботное и беспечное отношение ко времени и жизни, а также принятие рискованных решений, ориентация на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем. В то же время  их поведение в значительной  степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям будущего. Как правило, это цели определены так называемой «Лестницей достижений», имеющей свою специфику в каждой   сетевой компании.

 

 Литература

  1. Барбер Девид ‘Сетевой маркетинг” – М.: Фаир-пресс, 2000. – 192 с.
  2. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности

[Текст]: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Сырцова Анна. – Москва, 2008.  – 38 с.

  1. Сырцова А., Митина О.В., Бойд Дж., Давыдова И.С., Зимбардо Ф.,Непряхо Т.Л., Никитина Е.А., Семенова Н.С., Фьёлен Н., Ясная В.А.Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология, 2007, №4. С. 19-31.
  2. Zaleski Z., Cycon A., Kurc A. Future time perspective and subjective well-being in adolescent samples.// P.Schmuck, K.M.Sheldon (Eds.), Life goals and well-being: Towards a positive psychology of human striving, -Goettingen, Germany: Hogrefe & Huber Publishers, 2001. P. 58-67.
  3. http://www.nsp-israel.com/mlm-history.html

Информация о работе Особенности временной перспективы дистрибьюторов многоуровневого сетевого маркетинга