Тактические функции
управления производством включают:
- тактику управления запасами, рассматривающую запасы как необходимый атрибут любой производственной системы, а управление ими — как элемент управления материальными потоками в производстве;
- тактику «точно в срок», показывающую пути минимизации запасов и возможности работать вообще без них;
- тактику расчета потребности в компонентах изделий, определяющую систему планирования на предприятии в условиях рыночного спроса;
- тактику агрегатного планирования, дающую решения по эффективному планированию темпов производства в среднесрочном периоде с учетом меняющегося рыночного спроса;
- тактику составления производственных расписаний на уровне исполнителей с учетом степени загруженности производственных участков.
Современный аппарат управления имеет
в своем арсенале методы руководства:
экономические, организационно-распорядительные
(административные) и социально-психологические.
Так, вопросы планирования,
экономического анализа, организации
труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования
составляют систему экономических методов
управления.
Комплекс распорядительных
актов по руководству хозяйственной
деятельностью представляет собой
организационно-распорядительный метод
управления. Положения, инструкции и другие служебные документы,
определяющие функции, права и персональную
ответственность должностных лиц и производственных
коллективов, являют собой нормы административного
воздействия.
Социально-психологические
методы управления - это методы убеждения, морального
и нравственного воздействия на психологию
людей.
Особенности управления производством в фирмах США и Японии
В современных условиях
существуют достаточно четко выраженные
различия в управлении производством
в фирмах США и Японии, которые относятся как к вопросам
расширения производства (методы увеличения
размеров компаний), так и к вопросам повышения
эффективности производства (методы совершенствования
технологической базы и управления развитием
производства).
Расширение производственных
мощностей компаний может осуществляться
различными способами, среди которых:
- дополнительные капиталовложения в оборудование и новое строительство с ориентацией на собственные финансовые ресурсы;
- поглощение или слияние с другими фирмами;
- аренда необходимого оборудования или производственного предприятия;
- приобретение оборудования вместе с лицензией;
- создание совместного предприятия и объединение производственных ресурсов партнеров;
- осуществление совместного строительства предприятия на основе договора.
Американские компании
всем другим способам расширения производственных
мощностей предпочитают поглощения
и слияния, между тем как японские
компании ориентируются преимущественно
на внутренние ресурсы и практически
не прибегают к способу приобретения чужих компаний
в силу особенностей управления персоналом
- групповое поведение в принятии решений,
пожизненный найм. Ввиду этого покупка-продажа
фирм считается в Японии аморальной. Японские
фирмы предпочитают всем другим способам
развития производственных возможностей
совместную предпринимательскую деятельность
как путем создания смешанных по капиталу
компаний, так и совместную деятельность
по строительству предприятий на основе
договора подряда. Когда в партнеры привлекается
зарубежная фирма, она берет на себя обеспечение
новейшей технологией, а японская фирма
- производственными мощностями и системой
сбыта. Когда в качестве партнеров выступают
обе японские фирмы, они обычно предлагают
лучшее, чем располагают, чтобы взаимно
дополнять друг друга, что обеспечивает
высокую эффективность совместного производства.
К числу наиболее важных
особенностей в управлении производством
в фирмах США можно отнести
следующие:
- сокращение общего числа поставщиков. Выбор и установление стабильных связей с теми, кто способен осуществлять своевременные и качественные поставки с колес;
- установление с поставщиками взаимоотношений, основанных на долговременных обязательствах и оказании взаимных услуг;
- партнеры, осуществляющие снабженческие функции, объединяют свои усилия в сокращении запасов, обеспечении бездефектной и своевременной поставки, сокращении издержек путем минимизации транспортных расходов;
- в своей деятельности менеджеры руководствуются необходимостью достижения поставленной цели;
- обычная практика утверждения плана состоит в том, что предприятие "снизу" выходит с собственными цифрами и добивается их утверждения. План меняется под влиянием изменения условий:
- менеджер, осуществляя управленческую деятельность. широко использует современные технические средства: персональный компьютер, телетайп, телефакс и т.д.;
- в деятельности менеджера наиболее ценным считается умение предвидеть изменения и своевременно принимать меры;
- границы между различными подразделениями все более уменьшаются благодаря сокращению времени прохождения изделия через этапы конструирования, производства и сбыта;
- расширение участия персонала в управлении фирмой привело к уменьшению конфликтов между администрацией и работниками;
- создание на предприятиях рабочих бригад-групп, на которые возлагается ответственность не только за объем выпуска продукции, но также за контроль качества, соблюдение техники безопасности, снабжение, диспетчирование, рационализацию производственных процессов, ремонт оборудования, обучение кадров, а иногда и подбор кадров, назначение бригадира, соблюдение дисциплины. Создание таких бригад (групп) способствовало сокращению накладных расходов и повышению производительности труда, в том числе и за счет применения новых методов оплаты труда и его стимулирования;
- создание выборных рабочих советов в целях вовлечения рядовых работников в процесс планирования, что способствует усилению взаимосвязей между работниками и руководителями, развитию инициативы работников.
В американских фирмах разработка
изделия осуществляется, как правило,
группой высококомпетентных творческих специалистов. Большая
часть исследований проводится элитарной
группой узкоспециализированных инженеров,
которые работают преимущественно самостоятельно.
Опыт американских фирм
свидетельствует о том, что только
при обеспечении самого тесного взаимодействия
между представителями различных подразделений
удается решать сложные производственные
и сбытовые проблемы.
Отрицательные факторы,
оказывающие воздействие на эффективность
деятельности фирм в США, можно свести
к следующим:
- трудности с внедрением новых методов управления производством;
- обилие инструкций;
- предпочтение узким специалистам по сравнению со специалистами широкого профиля;
- развитие функциональной специализации;
- ориентация на получение краткосрочных прибылей;
- низкий уровень накопления;
- рост потребительских расходов;
- снижение объема инвестиций.
В японских фирмах первостепенное
значение придается контролю и управлению
непосредственно в цехе, на производственном
участке. Рабочие выполняют как
стандартные операции, когда линия
работает в обычном заданном режиме, так и нестандартные:
переналадку, выявление и устранение причин
перебоев, контроль за качеством продукции.
К услугам сторонних специалистов в японских
фирмах прибегают лишь тогда, когда для
работающих на линии такая задача слишком
сложна, требует специальной подготовки.
Такой подход не только позволяет сокращать
простои и экономить на издержках производства,
но и ведет к расширению участия рабочих
в управлении производственно-технологическим
процессом.
Особое внимание в
японских фирмах уделяется тому, чтобы знания,
опыт, идеи производственных рабочих передавались
в подразделения, занимающиеся НИОКР.
Поскольку в японской
системе управления производством
центральное место занимает производственный
цех, ноу-хау, накапливаемые в цехах, влияют на
стратегию фирмы в целом - выбор конкретных
видов оборудования, технологических
систем.
Инженерно-технический
персонал в японских фирмах комплектуется
из бывших квалифицированных рабочих
своей фирмы.
Можно выделить также
следующие особенности управления в японских фирмах:
- при переходе на выпуск все более сложных и совершенных в техническом отношении изделий происходит снижение технической, технологической и организационной сложности их изготовления;
- разработка такой технологии и такой организации производства, чтобы изготавливать сложные изделия на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций, осуществляемых на универсальном, гибко и в широком диапазоне переналаживаемом оборудовании;
- при общей ориентации на повышение уровня автоматизации считается важным в максимальной степени упростить и рационализировать работу производственных подразделений на основе тщательной технологической и конструкторской подготовки производства, минимизации числа незапрограммированных отклонений от запланированного процесса и четко рассчитанного хода производственного процесса;
- наряду с автоматизацией проводится концентрация усилий и ресурсов на разработке новых технологических процессов, позволяющих организовать ускоренный переход на производство новых изделий и изготовление мелких партий на принципах крупносерийного и массового производства;
- для того чтобы все или подавляющее большинство отклонений обнаруживались и урегулировались непосредственно производственным персоналом (мастером участка, цеха), необходимо создание организационно-управленческих условий и механизма управления "снизу".
В японских фирмах разработка
новых товаров обычно проводится
группой экспертов, которые под
руководством специалистов взаимодействуют друг
с другом. Здесь процесс разработки новых
товаров является особым инструментом,
который помогает научиться мыслить в
категориях фирмы в целом.
Заключение
Подводя итоги, необходимо
отметить, что управление производством должно осуществляться
такими личностями, которые используют
приемы и методы, определяющие развитие
организации, подразделений и вытекающие
из них новые возможности, технологии,
методы решения задач управления производством.
Для повышения уровня
стабильности производства и управления необходимы:
- четкая целевая организация и взаимосвязь общих целей, подразделений, их коллективов;
- стратегия развития производства, совершенствования системы управления, стабилизации занятости должна разрабатываться совместно представителями руководства и непосредственно рабочих;
- участие рабочих в процессе управления.
Для этого руководство
должно:
- проявлять готовность повышать степень влияния рабочих на решение проблем управления, включая участие в прибылях, программах стабилизации занятости, повышении качества, в принятии решений;
- образовывать совместные рабочие группы, в которые должны входить представители всех категорий заинтересованных специалистов;
- при внедрении новых форм организации производства, методов управления в практику необходимо начинать с изменений в процессе внедрения управленческих нововведений;
- внедрение новых форм управления следует поручать людям, которые будут использовать их в своей повседневной работе;
- работа по вовлечению рабочих в управление должна быть увязана с прогрессивными организационными изменениями, такими, как система управления производством по принципу "точно вовремя", внедрение новых производственных линий (участков), организация эффективной системы обслуживания потребителей, выпускаемых изделий, и т.д.
Список литературы
- Вильям Дж.Стивенсон. Управление производством / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Лаборатория Базовых знаний»», ЗАО «Издательство ВИНОМ», 1998. – 928с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 480с.
- Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: Инфра-М, 2007. – 304 с.
- Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М.: НОРМА, 2001. – 528 с.
- Яркина Т. В. Основы экономики предприятия: краткий курс. - М. 1999.
- Дистанционный консалтинг: портал дистанционного правового консультирования предпринимателей. Управление производством: пособие для предпринимателей.
http://www.dist-cons.ru/modules/manageproduct/chap1.html#top