Производство как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:18, реферат

Описание

Производство является центральным ядром организации, организованным на основе рационального сочетания в пространстве и времени средств, предметов труда и самого труда для реализации производственного процесса по изготовлению изделий. Производственная деятельность организации протекает в подразделениях, основанных для выполнения конкретных целей.
Производственная и экономическая деятельность определяет суть процесса функционирования каждого производственного подразделения. Результатом этого процесса является выпуск каждым из них продукции по заключенным с организацией договорам, реализация ее другим заказчикам и вовлечение полученных финансовых средств в новый процесс.

Содержание

Введение 3
1. Цели и задачи управления производством 4
2. Функции управления производством 8
3. Особенности управления производством в фирмах США и Японии 12
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ_Введение в специальность.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Тактические функции  управления производством включают:

  1. тактику управления запасами, рассматривающую запасы как необходимый атрибут любой производственной системы, а управление ими — как элемент управления материальными потоками в производстве;
  2. тактику «точно в срок», показывающую пути минимизации запасов и возможности работать вообще без них;
  3. тактику расчета потребности в компонентах изделий, определяющую систему планирования на предприятии в условиях рыночного спроса;
  4. тактику агрегатного планирования, дающую решения по эффективному планированию темпов производства в среднесрочном периоде с учетом меняющегося рыночного спроса;
  5. тактику составления производственных расписаний на уровне исполнителей с учетом степени загруженности производственных участков.

Современный аппарат управления имеет в своем арсенале методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. 

Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации  труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления. 

Комплекс распорядительных актов по руководству хозяйственной  деятельностью представляет собой  организационно-распорядительный метод  управления. Положения, инструкции и другие служебные документы, определяющие функции, права и персональную ответственность должностных лиц и производственных коллективов, являют собой нормы административного воздействия. 

Социально-психологические  методы управления - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности управления производством в фирмах США и Японии

В современных условиях существуют достаточно четко выраженные различия в управлении производством  в фирмах США и Японии, которые относятся как к вопросам расширения производства (методы увеличения размеров компаний), так и к вопросам повышения эффективности производства (методы совершенствования технологической базы и управления развитием производства).

Расширение производственных мощностей компаний может осуществляться различными способами, среди которых:

  • дополнительные капиталовложения в оборудование и новое строительство с ориентацией на собственные финансовые ресурсы;
  • поглощение или слияние с другими фирмами;
  • аренда необходимого оборудования или производственного предприятия;
  • приобретение оборудования вместе с лицензией;
  • создание совместного предприятия и объединение производственных ресурсов партнеров;
  • осуществление совместного строительства предприятия на основе договора.

Американские компании всем другим способам расширения производственных мощностей предпочитают поглощения и слияния, между тем как японские компании ориентируются преимущественно  на внутренние ресурсы и практически  не прибегают к способу приобретения чужих компаний в силу особенностей управления персоналом - групповое поведение в принятии решений, пожизненный найм. Ввиду этого покупка-продажа фирм считается в Японии аморальной. Японские фирмы предпочитают всем другим способам развития производственных возможностей совместную предпринимательскую деятельность как путем создания смешанных по капиталу компаний, так и совместную деятельность по строительству предприятий на основе договора подряда. Когда в партнеры привлекается зарубежная фирма, она берет на себя обеспечение новейшей технологией, а японская фирма - производственными мощностями и системой сбыта. Когда в качестве партнеров выступают обе японские фирмы, они обычно предлагают лучшее, чем располагают, чтобы взаимно дополнять друг друга, что обеспечивает высокую эффективность совместного производства.

К числу наиболее важных особенностей в управлении производством  в фирмах США можно отнести  следующие:

  1. сокращение общего числа поставщиков. Выбор и установление стабильных связей с теми, кто способен осуществлять своевременные и качественные поставки с колес;
  2. установление с поставщиками взаимоотношений, основанных на долговременных обязательствах и оказании взаимных услуг;
  3. партнеры, осуществляющие снабженческие функции, объединяют свои усилия в сокращении запасов, обеспечении бездефектной и своевременной поставки, сокращении издержек путем минимизации транспортных расходов;
  4. в своей деятельности менеджеры руководствуются необходимостью достижения поставленной цели;
  5. обычная практика утверждения плана состоит в том, что предприятие "снизу" выходит с собственными цифрами и добивается их утверждения. План меняется под влиянием изменения условий:
  6. менеджер, осуществляя управленческую деятельность. широко использует современные технические средства: персональный компьютер, телетайп, телефакс и т.д.;
  7. в деятельности менеджера наиболее ценным считается умение предвидеть изменения и своевременно принимать меры;
  8. границы между различными подразделениями все более уменьшаются благодаря сокращению времени прохождения изделия через этапы конструирования, производства и сбыта;
  9. расширение участия персонала в управлении фирмой привело к уменьшению конфликтов между администрацией и работниками;
  10. создание на предприятиях рабочих бригад-групп, на которые возлагается ответственность не только за объем выпуска продукции, но также за контроль качества, соблюдение техники безопасности, снабжение, диспетчирование, рационализацию производственных процессов, ремонт оборудования, обучение кадров, а иногда и подбор кадров, назначение бригадира, соблюдение дисциплины. Создание таких бригад (групп) способствовало сокращению накладных расходов и повышению производительности труда, в том числе и за счет применения новых методов оплаты труда и его стимулирования;
  11. создание выборных рабочих советов в целях вовлечения рядовых работников в процесс планирования, что способствует усилению взаимосвязей между работниками и руководителями, развитию инициативы работников.

В американских фирмах разработка изделия осуществляется, как правило, группой высококомпетентных творческих специалистов. Большая часть исследований проводится элитарной группой узкоспециализированных инженеров, которые работают преимущественно самостоятельно.

Опыт американских фирм свидетельствует о том, что только при обеспечении самого тесного взаимодействия между представителями различных подразделений удается решать сложные производственные и сбытовые проблемы.

Отрицательные факторы, оказывающие воздействие на эффективность  деятельности фирм в США, можно свести к следующим:

  • трудности с внедрением новых методов управления производством;
  • обилие инструкций;
  • предпочтение узким специалистам по сравнению со специалистами широкого профиля;
  • развитие функциональной специализации;
  • ориентация на получение краткосрочных прибылей;
  • низкий уровень накопления;
  • рост потребительских расходов;
  • снижение объема инвестиций.

 

В японских фирмах первостепенное значение придается контролю и управлению непосредственно в цехе, на производственном участке. Рабочие выполняют как  стандартные операции, когда линия  работает в обычном заданном режиме, так и нестандартные: переналадку, выявление и устранение причин перебоев, контроль за качеством продукции. К услугам сторонних специалистов в японских фирмах прибегают лишь тогда, когда для работающих на линии такая задача слишком сложна, требует специальной подготовки. Такой подход не только позволяет сокращать простои и экономить на издержках производства, но и ведет к расширению участия рабочих в управлении производственно-технологическим процессом.

Особое внимание в  японских фирмах уделяется тому, чтобы знания, опыт, идеи производственных рабочих передавались в подразделения, занимающиеся НИОКР.

Поскольку в японской системе управления производством  центральное место занимает производственный цех, ноу-хау, накапливаемые в цехах, влияют на стратегию фирмы в целом - выбор конкретных видов оборудования, технологических систем.

Инженерно-технический  персонал в японских фирмах комплектуется  из бывших квалифицированных рабочих  своей фирмы.

Можно выделить также  следующие особенности управления в японских фирмах:

  1. при переходе на выпуск все более сложных и совершенных в техническом отношении изделий происходит снижение технической, технологической и организационной сложности их изготовления;
  2. разработка такой технологии и такой организации производства, чтобы изготавливать сложные изделия на основе стандартных, простых и легко управляемых наборов операций, осуществляемых на универсальном, гибко и в широком диапазоне переналаживаемом оборудовании;
  3. при общей ориентации на повышение уровня автоматизации считается важным в максимальной степени упростить и рационализировать работу производственных подразделений на основе тщательной технологической и конструкторской подготовки производства, минимизации числа незапрограммированных отклонений от запланированного процесса и четко рассчитанного хода производственного процесса;
  4. наряду с автоматизацией проводится концентрация усилий и ресурсов на разработке новых технологических процессов, позволяющих организовать ускоренный переход на производство новых изделий и изготовление мелких партий на принципах крупносерийного и массового производства;
  5. для того чтобы все или подавляющее большинство отклонений обнаруживались и урегулировались непосредственно производственным персоналом (мастером участка, цеха), необходимо создание организационно-управленческих условий и механизма управления "снизу".

В японских фирмах разработка новых товаров обычно проводится группой экспертов, которые под  руководством специалистов взаимодействуют друг с другом. Здесь процесс разработки новых товаров является особым инструментом, который помогает научиться мыслить в категориях фирмы в целом.

 

Заключение

Подводя итоги, необходимо отметить, что управление производством должно осуществляться такими личностями, которые используют приемы и методы, определяющие развитие организации, подразделений и вытекающие из них новые возможности, технологии, методы решения задач управления производством.

Для повышения уровня стабильности производства и управления необходимы:

  1. четкая целевая организация и взаимосвязь общих целей, подразделений, их коллективов;
  2. стратегия развития производства, совершенствования системы управления, стабилизации занятости должна разрабатываться совместно представителями руководства и непосредственно рабочих;
  3. участие рабочих в процессе управления.

Для этого руководство  должно:

  • проявлять готовность повышать степень влияния рабочих на решение проблем управления, включая участие в прибылях, программах стабилизации занятости, повышении качества, в принятии решений;
  • образовывать совместные рабочие группы, в которые должны входить представители всех категорий заинтересованных специалистов;
  • при внедрении новых форм организации производства, методов управления в практику необходимо начинать с изменений в процессе внедрения управленческих нововведений;
  • внедрение новых форм управления следует поручать людям, которые будут использовать их в своей повседневной работе;
  • работа по вовлечению рабочих в управление должна быть увязана с прогрессивными организационными изменениями, такими, как система управления производством по принципу "точно вовремя", внедрение новых производственных линий (участков), организация эффективной системы обслуживания потребителей, выпускаемых изделий, и т.д.

Список литературы

  1. Вильям Дж.Стивенсон. Управление производством / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Лаборатория Базовых знаний»», ЗАО «Издательство ВИНОМ», 1998. – 928с.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 480с.
  3. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: Инфра-М, 2007. – 304 с.
  4. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М.: НОРМА, 2001. – 528 с.
  5. Яркина Т. В. Основы экономики предприятия: краткий курс. - М. 1999.
  6. Дистанционный консалтинг: портал дистанционного правового консультирования предпринимателей. Управление производством: пособие для предпринимателей.

http://www.dist-cons.ru/modules/manageproduct/chap1.html#top


Информация о работе Производство как объект управления