Психологические приемы проведения свободного опроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:07, реферат

Описание

Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью).
Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной.

Содержание

Введение……………………………...……………………........................................3
Психологические приемы проведения свободного опроса … …...…………… ..4
Заключение……………………………………………………………………...…...6
Используемая литература…………….……………………………………………..7

Работа состоит из  1 файл

маркетинг 2(4 курс).docx

— 22.98 Кб (Скачать документ)

     Федеральное государственное образовательное  учреждение

     среднего  профессионального образования

     «Петровский колледж»

     Отделение международных программ, туризма  и сервиса 
 

     Реферат по маркетингу туризма

     на  тему: Психологические приемы проведения  свободного опроса. 
 

     Выполняла: Семенкина К.Г.

     Специальность : Туризм

     Курс IV группа №2824

     Форма обучения: очная

     Проверяла: Забалахтина Н.Б.

     Оценка___________________ 

     Санкт-Петербург

     2012 год 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение……………………………...……………………........................................3

     Психологические приемы проведения свободного опроса  … …...…………… ..4  

           Заключение……………………………………………………………………...…...6

     Используемая  литература…………….……………………………………………..7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Метод опроса используется в психологии в  двух формах: анкетирования и беседы (интервью).

     Источником  информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод  опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности  информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения  более достоверной информации создаются  специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.

     Получение информации в процессе непосредственного  общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более "психологичной" формой опроса, так как в ней  имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим  закономерностям. Важнейшее условие  успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы  общения. Исследователь должен расположить  к себе опрашиваемого, вызвать его  на откровенность.

     Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов  получения информации о субъектах  — респондентах опроса. Опрос заключается  в задавании людям специальных  вопросов, ответы на которые позволяют  исследователю получить необходимые  сведения в зависимости от задач  исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые  им решаются. Массовость обуславливается  тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о  группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

     Индивид — человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера. 
 

         Психологические приемы проведения свободного опроса.

Свободный опрос  — разновидность устного или  письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

При сборе первичных  данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований – эта анкеты и механические устройства. Анкета – более распространенное орудие. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые  опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том  смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует  тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, их формулирование и последовательность. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: 
* Закрытые 
* Открытые  
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.  
Формулирование вопроса требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. 
Особого внимания требует и установление последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих. 
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна: 
* облегчить ответ опрашиваемого лица; 
* сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;  
* позволить легко провести анализ. 
Правила составления вопросов:

  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные  подвопросы.
  • Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
  • Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
 

Заключение

Результаты опроса зависят от ряда обстоятельств:

-   психологического состояния респондента в момент опроса;

-   ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

-   содержания анкеты или устного опроса . 

Преимущества  свободного опроса (имеется только тема и цель; конкретной схемы нет): 
* возможен индивидуальный подход к каждому из опрашиваемых лиц, что помогает поддерживать атмосферу доверия; 
* возможно получение добавочной информации.  
Недостатки подобных опросов: 
* трудно протоколировать ответы;  
* плохая сравнимость результатов;  
* трудность в обработке данных; высокие затраты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Используемая  литература

        1. Банк рефератов

http://www.bestreferat.ru/referat-208951.html

  1. Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EE%EF%F0%EE%F1%E0

  1. http://truport.ru/foo_page/spssvm_5.html
  2. http://target-21.h1.ru/polk/PR-5.html
  3. http://tents.ucoz.ru/news/svobodnyj_opros_besedy_i_intervju/2010-07-12-20

Информация о работе Психологические приемы проведения свободного опроса