Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 02:08, курсовая работа
Цель курсовой работы –анализ этапов разработки и управления брендом.
Введение………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Сущность и роль брендинга в деятельности компании………………...5-20
1.1. Анализ сущности бренда………………………………………………………..5-9
1.2. Архитектура брендов…………………………………………………………..9-16
1.3. Особенности формирования брендинга на российском рынке……………16-20
Глава 2. Организация процесса разработки и управления брендом…………...20-34
2.1. Этапы создания бренда……………………………………………………….21-25
2.2. Разработка атрибутов бренда………………………………………………...25-31
2.3. Технологии управлением брендом…………………………………………..31-36
Заключение………………………………………………………………………...37-38
Список использованной литературы………………………………………………...39
В-пятых,
архитектура позволяет
В-шестых,
без четко представляемой архитектуры
брендов невозможно иметь четкого
представления о будущем
1.3.
Особенности формирования
брендинга на российском
рынке
Главной отличительной чертой российского рынка является то, что он относительно молод, структура его не устоялась и быстро меняется. С позиций управления торговыми марками важно проанализировать состояние конкуренции на рынке, уровень развития сбытовой сети, используемые на рынке средства коммуникации и структуру информационного поля, в котором происходит создание и управление торговую маркой, а также возможности фирм влиять на ценовую политику на рынке в целом и в каналах распределения. Именно эти параметры рыночной среды оказывают наибольшее влияние на процесс формирования и управления торговыми марками российских фирм.
Для современного российского рынка, как уже отмечалось, характерно возрастающее значение торговых марок для потребителей. В то же время российский рынок представляет собой довольно пеструю мозаику конкурирующих марок, различия между которыми столь существенны, что позволяют говорить о наличии нескольких групп марок в большинстве товарных категорий потребительского рынка (рис.1). Это первая специфическая черта российского рынка.
Рис.1.
Виды товарных марок на российском
рынке
Среди
марок потребительских товаров
сохранилось небольшое
Первые советские марки появились уже в 1919 году. Спецификой советских марок продовольственных товаров было то, что многие из них отражали официально зарегистрированные рецептуры и технологии, поэтому не выполняли чисто марочную функцию, как средства отличия схожих товаров разных производителей.
Начало перестройки ознаменовалось, наряду со сменой предприятиями названий, и появлением новых отечественных марок товаров. Однако на первом этапе многие марки имели “западное” звучание – псевдоиностранные марки, что было связано с потребительским менталитетом того времени. Это московское пиво Viking, кубанские соки Viko.
Одновременно в начале 90-х годов появляется и чисто российские марки, которые связаны как с появлением нового бизнеса, так и с расширением ассортимента и освоением производства новых товаров на бывших государственных предприятиях (новые виды водок, конфет, напитков и т.д.).2 Наиболее известные новые торговые марки “Майский чай”, зонтичная марка “Довгань”, холодильники “Стинол”, пиво “Сибирская корона” и т. д.
Некоторые
товарные категории переживают взрывной
рост количества марок. Наряду с российскими
на отечественном рынке
Отдельно можно выделить марки товаров, создаваемые иностранными компаниями специально для российского рынка (так называемые псевдорусские марки). Это пиво “Балтика” концерна BBH, мороженое “48 копеек” и батончики Ш.О.К. фирмы Nestle, сигареты “Петр I” компании R. J. Reonolds и т. д.
Российский рынок имеет свою специфику и с позиций продвижения торговой марки. На раскрутку новой марки потребительских товаров на отечественном рынке требуется существенно меньше времени при более низких по сравнению с западным рынком затратах. Это делает российский рынок все еще привлекательным для новых иностранных марок. Приток иностранных марок вынуждает российские фирмы заняться активной рекламной поддержкой своих марок.
Важным элементом управления торговыми марками является ценовая политика, или ценовое позиционирование марочных товаров на рынке относительно других марок и немарочных товаров.
Имидж торговой марки создает в сознании потребителя ассоциации, которые уникальны и отличны от восприятия других марок. По мнению К. Келлера, такие ассоциации могут быть связаны с характерными чертами марки, выгодами потребителей или с отношением к марке. При совпадении ассоциаций с ожиданиями владелец марки получает лояльного к марке, а значит, к продукции потребителя.
Интуитивно создаваемые российские марки завоевывали рынок без видимых усилий, часто для их продвижения не требовалось проводить исследований потребителей, мощной рекламы. Со временем ситуация на российском рынке меняется, и для успешной работы с торговыми марками становятся необходимыми следующие предпосылки: фирма должна быть достаточно зрелой и уже пересечь тот рубеж, когда эффективность деятельности обсуждается только в терминах финансов, то есть приходит понимание важности рыночных позиций, доли рынка и других маркетинговых показателей; развит современный менеджмент и присутствует четко выраженное стремление двигаться вперед, которое в явной форме поддерживается высшим руководством; на такой фирме развита служба маркетинга, которая способна формировать имидж торговой марки (совместно с рекламными агентствами), отслеживать изменения ситуации на рынке, в том числе проводить оценку восприятия марки фирмы потребителями.
Указанные факторы определяют особенности управления торговыми марками на современном российском рынке.
Могут
ли российские бренды в обозримом
будущем попасть в мировой
табель о рангах? Если смотреть только
по деньгам, то наш лидер - "Билайн"
- со своими $5 млрд. уже в мировом
рейтинге-2005 мог бы занять 61-е место.
Потеснив, между прочим, Kodak, оцененный
в $4,9 млрд. Но не только деньги являются
"входным билетом" в высшее общество
брендов. Глобальная торговая марка, по
условиям рейтинга, около трети выручки
должна получать за пределами своей страны.
Этому критерию в российской табели о
рангах соответствуют только "ЛУКОЙЛ"
и "Газпром". Но оба "недотягивают"
по деньгам. Самые серьезные шансы стать
первым российским брендом, пробившимся
в суперэлиту, имеет, судя по всему, "ЛУКОЙЛ".
Если нефтяной гигант целенаправленно
займется наращиванием стоимости своего
бренда, можно не сомневаться - он быстро
ликвидирует разрыв.3
Глава
2. Организация процесса
разработки и управления
брендом.
2.1. Этапы создания бренда.
Этап 1. Целеполагание. Руководству и ядру рабочей группы, обладающим знаниями о стратегических целях (миссии) компании, необходимо четко понять, каковы стратегические цели бренда. Эти цели удобнее всего формулировать в предложенных параметрах: осведомленность, знание, отношение, лояльность.
Например, если у гипотетической компании «Имбирь & Ко» есть стратегическая цель — через пять лет стать крупнейшим продавцом имбирных молочных продуктов на территории России — то показатели ее бренда должны быть следующими:
Этап 2. Планирование проекта. Как и в любом деле, прежде чем начать копать траншеи, необходимо узнать не только цель, но и ограничения, доступные ресурсы, сроки, определить ответственных и исполнителей.
Этап 3. Анализ реального состояния бренда (т.е. представлений о нем в сознании людей). Поскольку бренд — это убеждения, существующие в сознании окружающих, то для того, чтобы понять его реальное состояние, надо провести исследование всех сегментов целевой аудитории.
Этап 4. Анализ соответствия реального состояния бренда желаемому. В долгосрочной перспективе невозможно скрыть несоответствие реального имиджа компании желаемому. Если бренд-имидж «Имбирь & Ко» предполагает, что компания использует только натуральные органические продукты, то необходимо жестко следовать этому принципу в реальном производстве.
На данном этапе возможны возвращение к этапу 1 и ревизия целей в случае, если в реальности достижение желаемого невозможно или обойдется очень дорого. Например, если без каких-то искусственных добавок нашему имбирному молочнику никак не обойтись, то придется отказаться от характеристики «только натуральные ингредиенты».
Тем не менее, гораздо разумнее будет исправить не цели, а себя самих. Если бренд в глазах клиентов выглядит недружелюбным (а дружелюбность и позитивность необходимы для достижения стратегического успеха), то следует натренировать сотрудников, исправить упаковку, изменить продукт, наладить коммуникации и организовать политику фирмы так, чтобы соответствовать требованиям.
Этап 5. Анализ конкурентов. Чтобы создать сильный бренд, важно отстраниться от конкурентов. Поскольку врага надо знать в лицо, следует выявить:
Знать конкурентов необходимо, чтобы выработать тактику позиционирования собственной компании.
Этап 6. Разработка стратегии развития бренда. В зависимости от того, насколько сильно различаются желаемое (этап 1) и реальное (этап 3) состояния бренда, можно понять, какова вероятность успешно реализовать свои цели.
Например, если ясно, что настоящее представление о бренде соответствуют желаемому, а не достает лишь уровня осведомленности, то в ближайшие годы нужно будет тратить силы и средства на рост осведомленности.
Если представления о бренде не соответствуют желаемому, а осведомленность, например, достаточная, то значит перед компанией стоит задача переформирования имиджа. Это требует гораздо больших сил и средств, чем, допустим, создание и развитие репутации с нуля. В примере с «Имбирь & Ко», если сейчас вся страна знает нашего имбирного молочника как производителя имбирных шампуней, то переубедить такую обширную аудиторию будет непросто. Дешевле создать новый бренд.
Рассмотрим элементы стратегии развития бренда.
а) Разработка позиционирования или миссии бренда. В основе позиционирования лежит один из основных постулатов маркетинга. Он гласит, что «все люди разные и абсолютно всем продукт понравиться не может». Компании приходится всегда выбирать своего потребителя. Крупный американский маркетолог Ларри Лайт, основоположник учения о брэнде считал, что любая компания должна стремиться к тому, чтобы ее продукт боготворила (обожала) небольшая часть потребителей, а не просто любили широкие массы. При слабом позиционировании, компания не выдержит конкурентной борьбы с теми, чьи усилия сосредоточены на более узкой группе покупателей.4 Конкурентную гонку выигрывает тот, кто правильно выбрал своего потребителя.Чтобы его разработать, необходимо знать следующее: