Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:16, курсовая работа
Рынок продовольствия представляет собой один из важнейших структурных компонентов рыночной экономики любой страны. Это объясняется рядом объективных причин: во-первых, значимостью и ролью продовольственных товаров в жизнеобеспеченности общества; во-вторых, особой ролью аграрного сектора в воспроизводственных процессах рыночной экономики; в-третьих, низкой ценовой эластичностью спроса на продовольствие.
Значимость товара для бюджета семьи.
Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
Консерватизм во вкусах.
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).Формула для расчета эластичности спроса по доходу:
E — Elasticity (эластичность); Q — Quantity (количество); P — Price (цена); d — Дельта; I — Income (доход).
Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.
Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.
Перекрёстная эластичность спроса
Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.
Формула для расчета:
Если , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если , то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).
3.2 Расчет эластичности спроса на примере хлебобулочных изделий
Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа.
Таблица 1 Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
Количество проданных батонов шт. | Цена, руб. | Выручка, руб. |
Коэффициент эластичности |
500 | 20 | 10000 | - |
1000 | 19,5 | 19500 | 4,3 |
1500 | 19 | 28500 | 2,2 |
2000 |
18,5 | 37000
|
1,3 |
2500 | 18 | 45000 | 0,8 |
Рассчитаем изменение величины спроса. Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов.
Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%). В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса ∆Q будет выглядеть:
Где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.
Аналогично для определения процентного изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:
где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.
Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:
Рассчитав коэффициенты эластичности ( таблица1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен.
На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
Современное состояние спроса на российском рынке продовольственных товаров, обладая своей спецификой, отражает кризисное состояние экономики и общества в целом. Процесс формирования продовольственного рынка в нашей стране происходит стихийно, а рыночные механизмы государственного регулирования развиты еще слабо и недостаточно.
Рост объемов различных сегментов продовольственного рынка обусловлен ростом цен. По данным Минэкономразвития, с начала 2011 г. цены на продовольственные товары в России выросли в среднем на 13,7% против 7,5% в 2010 г. Отдельные продукты дорожали сильнее: по данным Росстата, только за 9 месяцев 2011 г. цены на хлеб, сыры, овощи, сливочное и подсолнечное масло выросли больше чем на 15%. Производители объясняют рост цен подорожанием сырья - зерновых, масличных и молока.
Российский рынок имеет и свои отличия. Если на мировом рынке один из самых быстрорастущий сегментов это питьевой йогурт, то в России это сегмент готовых блюд (в 2010 г. его рост составил 41%), детские соки и сокосодержащие напитки (33%).
Впрочем, в 2010 г. самым быстрорастущим как в мире, так и в России, стал сегмент детского питания. В России это объясняется тем, что в стране введена господдержка многодетных семей, растут показатели рождаемости. Производители все чаще выступают в роли консультантов по детскому питанию, приспосабливаясь к местным вкусам. Но одновременно, в условиях погони производителей за сверхприбылями, в сегменте отмечается снижение качества и использование дешевого низкокачественного сырья.По особенностям спроса на регионом продовольственном рынке России , для производителей в первую очередь, привлекателен центральный регион, где уровень доходов выше.
Список использованной литературы
Учебники, монографии, брошюры
1. Астратова Г.В. «Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход»изд. АСТ 2010г;
2. Гомелько Т.В. «Формирование и функционирование продовольственного рынка Центрального региона России»,2007г.;
3.Гончаров В.Д. «Маркетинг продовольственных товаров в России»,изд. «Финансы и статистика» 2002г.;
3. Добросоцкий В.И. «Государственное регулирование продовольственного рынка», 2000г.;
4. Дубровин И.А. « Маркетинг продовольственных товаров»,изд. «КолосС»2008г,;
5.Котлер Ф. «Основы маркетинга» краткий курс,изд. «Вильямс»2011 г.;
6. Соколова И. А. «Cпрос на продукты питания и аграрная политика страны»журнал«Евразийский международный научно-аналитический журнал» N 4 (36), 2010;
Монографии и брошюры
7.Березин И.К. «ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальная стратификация в России» Практический Маркетинг. 2006г. №108.
8.. Стуканова И.П. «Управление региональным рынком продовольственных товаров: маркетинговый подход»Информационно-
Электронные ресурсы
9. «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2010 году»Федеральная служба государственной статистики, официальный сайт http://www.gks.ru.
10. «Товары повседневного спроса, продукты питания»деловая сеть www.rb.ru/biz/.
25
Информация о работе Региональные особенности спроса на продовольственном рынке РФ