Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:49, реферат
Конкуренция среди торговцев на ярмарках была очень ощутимой, так как продавцы того или иного товара вынуждены были стоять в одном ряду со своими конкурентами: так существовали сапожный ряд, калашный ряд, охотный ряд и др. В связи с этим торговцам приходилась всеми силами привлекать внимание к собственному товару, и дело не обходилось односложными выкриками типа «Калачи! Калачи!», потому что в ярмарочном шуме подобные «крики» просто не были слышны.
Российская
ярмарочная реклама
Российские ярмарки
долгое время были единственной формой
межрегионального сообщения, поэтому
люди стремились посетить ярмарку не
только чтобы приобрести что-нибудь,
но и чтобы услышать последние
новости политического и
К началу XIX века в
России насчитывалось более 1700 ярмарок
с миллионными оборотами, самая
известная среди них –
Конкуренция среди торговцев на ярмарках была очень ощутимой, так как продавцы того или иного товара вынуждены были стоять в одном ряду со своими конкурентами: так существовали сапожный ряд, калашный ряд, охотный ряд и др. В связи с этим торговцам приходилась всеми силами привлекать внимание к собственному товару, и дело не обходилось односложными выкриками типа «Калачи! Калачи!», потому что в ярмарочном шуме подобные «крики» просто не были слышны. Чаще всего торговцы прибегали к выкрикам в стихотворной форме: различные песенки и прибаутки могли привлечь потенциального покупателя не столько рекламным, сколько развлекательным характером. Например:
«Оладьи, оладушки,
Для деда, для бабушки.
Для малых ребяток,
На гривну десяток.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!
На нас не обижайтесь!
Пускай тухло да гнило,
Лишь бы сердцу вашему было мило!»
Простота, особый национальный юмор, использующийся в таких прибаутках, был рассчитан на соответствующего потребителя, и потому всегда находил отклик у адресата. Торговец, подшучивая над покупателем и над самим собой, создавал радостную, позитивную атмосферу вокруг продажи и тем самым стимулировал потребителей к совершению покупки.
Выкрики рекламного характера можно было услышать не только от продавцов, но и от ярмарочных зазывал, которые завлекали публику посетить развлекательные аттракционы – балаганы. Балаганы представляли собой шатры или временные деревянные постройки, которые ярко раскрашивались снаружи. Зазывалы, обслуживающие балаганы, назывались ряжеными дедами, карусельными дедами и т. п. Зазывы дедов также отличались юмором и грубоватостью:
«Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Здесь вы увидите
Вещи невиданные,
Услышите речи
Неслыханные,
Чудо-чудное,
Диво-дивное –
Заморские комедии!
Скорее, скорее –
Почти все места заняты».
Помимо устных приманок,
балаганные деды использовали приемы
так называемой театрализованной рекламы:
они разыгрывали небольшое
Одним из специфических развлечений российских ярмарок был раек – вариант «зрелищной шарманки», в которой можно было посмотреть нечто вроде примитивного мультфильма. В сюжете мультфильма обязательно присутствовало движение –путешествие или прогулка («Прогулка по Москве», «Прогулка в Царское село»). Райки обслуживали специальные люди – раешники, их завлекательные прибаутки назвались «раешным стихом». Раешный стих – считается особой разновидностью фольклора, также можно отметить, что в этом жанре формировались отличительные черты устной российской рекламы:
«Покалякать здесь со мной
Подходи народ честной,
И парни, и девицы,
И молодцы, и молодицы,
И купцы, и купчихи,
И дьяки, и дьячихи,
И крысы приказные,
И гуляки праздные.
Покажу вам всякие картинки,
И господ, и мужиков в овчинке.
А вы прибаутки, да всякие шутки
С вниманием слушайте,
Яблоки кушайте,
Орехи грызите,
Да карманы свои берегите –
Облапошат!»
Подобное неожиданное завершение раешного стиха также является особенностью этого жанра – раешник, как и зазывала, потешался не только над публикой, но и над собой.
Таким образом, можно сформулировать характерные черты устной российской рекламы:
Юмористический характер;
Рифма;
Ритм (рекламные выкрики превращались в речитатив);
Простота.
К изобразительной ярмарочной рекламе можно отнести:
Вывески торговых лавок;
Балаганные вывески;
Ярмарочные
афиши и программки.
Вывески торговых лавок, как правило, были предметными: композиция на вывеске состояла из ассортимента товаров, которыми торговали в лавке.
Балаганные вывески были органичной частью настенной росписи балагана, характерными героями живописных сюжетов выступали клоуны, артисты, жонглеры, акробаты и т. д.
Ярмарочные афиши и программки отличались красочным и несколько аляповатым оформлением – они распространялись накануне ярмарки, но, в отличие от европейских афиш, содержали небольшое количество текста. Вообще первые афиши выполнялись в технике лубка.
Лубочные картинки – народное ответвление граверного мастерства – пользовались большой популярностью в России, в связи с тем, что по своей форме и содержанию полностью вписывались в национальный колорит. Представители разных сословий украшали лубочными картинками свои дома, в крестьянских избах они заменяли иконы. По тематике лубочные картинки можно классифицировать следующим образом:
Эпизоды из сказок, басен, былин и т. д.;
Батальные сцены;
Портреты царей, членов царской семьи, полководцев;
Сцены из жизни царской семьи;
Сатирические сюжеты;
Религиозные сюжеты и др.
Лубочные картинки служили разным целям: коммерческим (лубочные картинки рекламного характера), образовательным (популяризировали классические произведения литературы), социальным (популяризировали нововведения, например, прививки от оспы и т. п.), политическим (сатирические картинки по своей направленности были близки политическому плакату) и другим. Государственные ограничения, выходившие время от времени, не могли заставить народ отказаться от этого глубоко национального явления; по сути, лубочные картинки отражали жизнь русского народа. Во время отечественной войны 1912 г выходило много лубков патриотического содержания, которые поддерживали боевой дух армии, то же самое можно сказать и о более поздних войнах, включая Первую Мировую.
К характерным чертам
лубочных картинок можно отнести
простоту, яркость, аляповатость, незначительное
количество текста – все это служило лучшему
восприятию со стороны необразованной
части населения. Позже, эти особенности
лубка легли в основу неорусского художественного
стиля, существовавшего на рубеже XIX и
XX вв., наравне со стилем модерн.
Первое
рекламное агентство
в России
После отмены крепостного
права в России начал развиваться
рекламный бизнес: если раньше объявления
рекламного характера публиковались
только в казенных газетах, то с этого
момента появилась возможность
издавать газеты на деньги рекламодателей.
Частные издания стали
К началу XX века предприятие Метцля практически монополизировало российский рынок печатной рекламы и уже вышло на международный уровень: отделения агентства существовали в Варшаве, Берлине, Париже, Нью-Йорке и т. д. К этому времени торговый дом был переделан в «Российское акционерное общество объявлений» - эта фирма просуществовала вплоть до октября 1917 г.
Семейный бизнес Метцля способствовал развитию отечественной рекламы: если раньше рекламные объявления составлялись самими рекламодателями, то с появлением рекламного агентства тексты объявлений создавались первыми профессионалами. Безусловно, это сказывалось на качестве рекламы в прессе, и, следовательно, на ее эффективности. С другой стороны, до Метцля российская печать еще не получала таких доходов, а, как правило,
существовала на деньги от подписки. Что касается провинций, то деятельность Метцля достаточно быстро оживила торговлю в отдаленных уголках страны, что, в свою очередь, сказывалось на российской экономике в целом.
Агентство Метцля продвигало не только чужие предприятия, но также и собственное, пропагандируя рекламный бизнес: «Всякий производитель какого-то ни было товара или же торгующий им должен, если он желает увеличить свой сбыт, прибегнуть к газетной рекламе, иначе трудно в настоящее время выдержать все прогрессивно увеличивающуюся конкуренцию. Приличная реклама, в которой не обещается больше того, что она в состоянии дать, принесет всегда пользу и суммы, затраченные на публикацию, всегда возвратятся с избытком. Фирма приобретет известность, товар находит все больше покупателей, и дело крепнет».
Если «Центральная
контора объявлений»
Известная фраза
«реклама – двигатель торговли»
- тоже изобретение первого рекламного
агентства Метцля: считается, что ее
придумал исполнительный директор фирмы
В. А. Поляков.