Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:48, сочинение
Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы свидетельствует о том, что в мире современного бизнеса понятие «маркетинг» является едва ли не самым употребляемым. Поэтому не случаен, а вполне закономерен интерес науки, к выяснению сущности данного понятия, тем не менее, несмотря на обилие зарубежной и отечественной литературы по маркетингу, в том числе учебной, опубликованной за последние полтора-два десятилетия, сущность маркетинга остается дискуссионной проблемой.
Эссе
по теме: «Социально-экономическая
сущность и содержание маркетинга»
Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы свидетельствует о том, что в мире современного бизнеса понятие «маркетинг» является едва ли не самым употребляемым. Поэтому не случаен, а вполне закономерен интерес науки, к выяснению сущности данного понятия, тем не менее, несмотря на обилие зарубежной и отечественной литературы по маркетингу, в том числе учебной, опубликованной за последние полтора-два десятилетия, сущность маркетинга остается дискуссионной проблемой. Такая ситуация обусловлена, на взгляд автора, следующими обстоятельствами:
Одна
крайность заключается в
В
одном из подобных вариантов маркетинг
отождествляется с
В
другом варианте маркетинг — это
«концепция предпринимательской
Еще в одном из вариантов сущность маркетинга сводится к анализу конъюнктуры товарного рынка, направленному на выявление потенциальных рынков сбыта при их долгосрочном прогнозе с учетом потребительского спроса, а также перспектив организации в области исследований и приспособления производства к возникающим или ожидаемым ситуациям8. Другая крайность в исследовании маркетинга заключается в попытке, не выясняя его природы, дать ему однозначное универсальное определение с приданием самого разнообразного смыслового значения. Так, согласно Словарю современной экономической теории Макмиллана, под маркетингом понимается «термин, охватывающий всю деятельность фирмы, связанную с продажей и сбытом своей продукции», а по мнению В.П. Хлусова, «маркетинг — это комплексная система организации производства и сбыта товара или оказания услуг»9.
Отмеченные выше обстоятельства породили в зарубежной и отечественной литературе множество определений маркетинга — от упрощенных и лаконичных до весобъемлющих и многословных. По данным Германского института маркетинга и Американской ассоциации маркетинга, их насчитывается свыше двух тысяч (!), что является еще одним свидетельством довольно глубоких разногласий в этой области даже среди специалистов.
Тем не менее, сущность отражает наиболее устойчивые глубинные свойства и связи явления (объекта) в их единстве, а вот содержание явления есть совокупность его внутренних процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих объект элементов и свойств и обусловливают существование явления (объекта), его развитие. В этом смысле содержание выступает как процесс, раскрывающий сущность явления (объекта), его технологию. Нельзя не отметить и системный подход, который обязывает в контексте выяснения сущности маркетинга рассматривать последний в качестве сложного многоаспектного явления, последовательно анализировать всю иерархическую систему существенных связей, восходя от глубинной сущности к сущностям производного порядка, а также различных форм их проявления в том или ином аспекте.10
Можно согласиться с точкой
зрения авторов,
Но в данном исследовании автор не ставит своей целью анализ столь широкого спектра существующих определений маркетинга, ибо это занятие весьма обременительное, к тому же бесплодное, затрудняющее поиск истины. Представляется целесообразным сосредоточиться на двух наиболее значимых – социальной и экономической сущности маркетинга.
Представим
схематически основные формы проявления
социально-экономической
Рис.
1. Формы проявления социально-экономической
сущности маркетинга11
Если анализировать непосредственно экономическую сущность маркетинга, то это процесс который обеспечивает контакт производителя и потребителя, способствует эффективности совершаемых ими обменов. Как следствие, он является целеполагающим началом производства, средством сведения до минимума несоответствия спроса и предложения. В рассматриваемом качестве маркетинг устанавливает и постоянно поддерживает не только товарный, но и информационный обмен между потенциальными участниками рыночных отношений. Потребность в нем тем выше, чем больше производителей однородной продукции противостоит нуждающимся в ней покупателям.
Независимо от размеров, формы собственности и сферы приложения капитала предприятие, стремясь достичь стратегических целей своего развития, выполняет ряд функций. К числу важнейших из них можно отнести подготовку производства, изготовление продукции, финансово-экономические, обеспечивающие и маркетинг. Первоначально маркетинг рассматривался как одна из многочисленных и равноправных функций хозяйственной деятельности, затем как хозяйственная функция, превалирующая над другими, и, наконец, как интегрирующая хозяйственная функция12.
Но, важно отметить, что, маркетинг наравне с другими элементами экономики должен нести ответственность за достижение социальных целей как страны в целом, так и отдельных ее хозяйствующих субъектов, и в этом проявляется его экономическая сущность.
Применительно к стране маркетинг ориентирован на повышение (поддержание) ее притягательности для других стран, их хозяйствующих субъектов, других социальных институтов и населения, престижа в международных организациях. Маркетинг страны, разумеется, не ставит своей целью конкретные акты купли-продажи и является некоммерческим, хотя важнейших опосредованных экономических результатов такого маркетинга можно выделить достаточно много. Это эффекты реализации геофизических, финансовых, технико-технологических и кадровых ресурсов (использование вне территории внутренних ресурсов и притяжение внешних), рост объемов и активизация внешнеэкономической деятельности, результаты участия в международных проектах и др.
Можно
выделить следующие направления
применения маркетинга в данном секторе:
покрытие дефицита бюджета, эффективное
использование земельных
В дополнение к изложенному можно говорить об использовании маркетингового подхода в государственных органах управления при решении следующих задач13:
1. Выделение отдельных регионов и организаций, которые в наибольшей степени нуждаются в государственной поддержке и ускоренное развитие которых обеспечит структурную перестройку и решение других социально-экономических проблем России.
2. Регулирование спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг, обеспечение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию за счет разумных налоговой и ценовой политики, экспортно-импортных квот и пошлин и др.
3. Грамотное формулирование госзаказов на военную технику, объекты строительства, сельскохозяйственную продукцию и др.
4. Определение приоритетов на отдельные целевые программы государственного уровня.
Таким образом, целесообразно заключить следующее: из изложенных в исследовании определений сущности маркетинга, можно резюмировать следующее общее понятие: маркетинг — это экономическая категория, обладающая очень емким содержанием. Базируясь на системном подходе к определению его сущности, можно рассмотреть маркетинг как экономический или социальный процесс. Хотя маркетинг — это сложное многоаспектное объективно-субъективное социально-экономическое явление, присущее рыночной экономике, его возникновение и развитие обусловлено реакцией субъектов рыночных отношений на обострение противоречий воспроизводственного процесса в условиях ужесточения конкуренции, возрастания неопределенности общеэкономической и рыночной конъюнктуры, а также рисков ведения хозяйственной деятельности.
Следует
сказать, что некоторые аспекты
объективно-субъективной природы маркетинга
в разрозненном виде нашли отражение
в зарубежной и отечественной
литературе. В частности, отмечалось,
что маркетинг «базируется на
понятии обмена», «когда по крайней мере
одна из сторон потенциального обмена
разрабатывает и использует средства
достижения желаемого отклика других
сторон» 14и «возникает всегда, когда
имеется какая-либо неопределенность»15.
По мнению автора, маркетинг необходимо
рассматривать в первую очередь как социально-экономический
процесс.
Список использованных источников
Информация о работе Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга