Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:38, реферат
Особенностью комплекса маркетинга культурной организации является обязательное присутствие и участие потребителей, иначе вся деятельность учреждения оказывается бессмысленной. Эта особенность, впрочем, не касается исключительно сферы культуры, а распространяется также на производство ряда услуг. Например, работа парикмахерской или гостиницы без клиента не менее абсурдна.
Сфера культуры удовлетворяет потребности человека в духовном развитии, поэтому в качестве потребителей услуг учреждений культуры выступают различные слои населения. Культурные организации могут специализироваться на работе с определенной аудиторией, например с детьми, взрослыми, пенсионерами, инвалидами и т.д.
В целом информационная асимметрия на рынке культуры оказывает отрицательный эффект как на потребителей, так и на производителей услуг.
Работа
учреждений культуры характеризуется
также наличием локальной монополии
на рынке. В большинстве случаев
в небольших городах
Продвижение продукта
Из четырех элементов комплекса продвижения продукта (стимулирование продаж, прямой маркетинг, общественные связи и реклама) три элемента находят применение в сфере культуры — реклама, прямой маркетинг и общественные связи.
Различие
сущности рекламы, прямого маркетинга
и общественных отношений основывается
на связи их с финансовыми целями.
Реклама и прямой маркетинг в
сфере культуры, так же как и
в области бизнеса, направлены на
дополнительный приток денежных средств.
Управление
же общественными связями
Реклама и прямой маркетинг в сфере культуры по сравнению с коммерческим сектором имеют сходства и различия. Коммерческое предприятие, преследуя с помощью рекламы и прямого маркетинга цели увеличения числа продаж, завоевания новых рынков, продвижения созданного товара, ориентируется в конечном итоге на рост доходов от реализации продукции (услуг) или чистой прибыли. Культурная организация, привлекая дополнительных посетителей и покровителей с помощью рекламы и прямого маркетинга, использует данный приток средств на пополнение фондов для поддержания и развития деятельности учреждения. Если в коммерческом секторе потребитель получает в обмен на денежные средства материальные блага и услуги, то в сфере культуры — эстетическое и духовное наслаждение, удовлетворение потребностей в образовании и отдыхе.
В организации рекламы и прямого маркетинга сфера культуры и коммерческий сектор имеют больше сходства, чем различий.
Персонал
В
сфере культуры в качестве персонала
(исполнителей) выступают сотрудники
специально созданных в крупных
организациях отделов маркетинга, развития
и связей с общественностью. В
небольших учреждениях культуры
они обычно объединены в единую службу
или их функции переданы другим внутренним
структурам.
Работа по контракту с
В мировой практике существуют две основные модели организации маркетинговой деятельности в сфере культуры — американская и французская.
Американская модель в большей степени направлена на привлечение индивидуальных, корпоративных и государственных финансовых вложений в некоммерческую организацию. Объектами маркетинга в данном варианте являются друзья учреждения, спонсоры, меценаты, фонды и органы государственной власти. В организационной структуре американского учреждения культуры главную роль играет отдел развития. Так, в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке отдел развития имеет сложную внутреннюю организационную структуру и насчитывает более 75 штатных сотрудников. Около 35 специалистов работают в Обществе друзей музея, которое является составной частью отдела развития. Каждый сотрудник Общества отвечает за одно из трех направлений деятельности — программное обеспечение (организация мероприятий Общества друзей), работа с волонтерами, а также с индивидуальными и корпоративными членами.
Около 40 специалистов отдела развития музея «Метрополитен» заняты маркетинговым планированием и исследованием рынка, а также организацией и проведением кампаний для привлечения средств вкладчиков, спонсоров, благотворительных фондов и государства.
Французская
модель организации маркетинговой
деятельности в сфере культуры является
противоположной американской. Основное
внимание здесь уделяется не привлечению
потенциальных спонсоров, а созданию
и удовлетворению спроса посетителей.
Так, музей «Лувр» в Париже отличается
своей гибкой ценовой политикой:
системой скидок, льготными и бесплатными
часами работы, доступом в музей
в послерабочее время.
Кроме того, в музее существует сеть постоянно действующих конференций, семинаров, абонементного обслуживания, детских, школьных, студенческих и взрослых групп. На территории Лувра постоянно проходят концерты, музыкальные вечера, публичные лекции и т.д.
В американской модели существуют те же разновидности услуг культурной организации, но их отличие состоит в том, что они преследуют прежде всего финансовые цели, а не задачи максимального удовлетворения потребительского спроса. Причина различий — в особенностях структуры финансовых источников американских и французских учреждений культуры. Для сравнения, доля государственных субвенций и субсидий Лувра составляет около 58%, в то время как в музее «Метрополитэн» — около 14%.
Организационная
структура маркетинга в Лувре
состоит из четырех отделов. Три
службы занимаются привлечением в музей
посетителей. Это служба работы с
аудиторией, в задачи которой входят
организация и реклама
Общей
чертой американской и французской
моделей является наличие службы
по связям с общественностью, работающей
над созданием имиджа организации.
Внимание общественности привлекается через средства массовой информации, сотрудничество с другими учреждениями и организациями-партнерами, а также со спонсорами, благотворителями и органами государственной власти, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В
настоящее время в России формируется
промежуточная модель организации
маркетинга в сфере культуры. Ее
отличительной чертой является сочетание
различных элементов из американской
и французской моделей. Многие российские
культурные организации продолжают
советские традиции работы с посетителями,
которые близки к французской
модели. Так как государство уже
не в состоянии полностью
Рассмотренные
выше принципы маркетинга в сфере
культуры раскрывают важную роль данной
деятельности в управлении культурной
организацией. Учреждения культуры, занятые
поиском путей оптимизации
Список
использованной литературы
1. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. — СПб.: Питер Ком, 1998.