Страхование коммерческих операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассказать о страховании коммерческих операций, а задачи курсовой работы – рассказать об основных перспективах страхования коммерческих операций на сегодняшнем этапе его развития, а также выделить основные проблемы данной отрасли страхования.

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРИЯ 2012.docx

— 38.14 Кб (Скачать документ)

В условиях рыночного хозяйства, актуальным для  предпринимателя становится риск гражданской  ответственности.

Под гражданской  ответственностью следует понимать обязанность каждого лица возмещать  ущерб, причиненный другому лицу. Риски гражданской ответственности  характерны для всех областей жизни как хозяйственной деятельности, так и личной жизни граждан. К числу таких рисков следует отнести: риск возникновения ответственности за загрязнение окружающей среды, за несоблюдение договоров поставок, качество продукции, выпускаемой предприятием.

Одним из наиболее значительных для предпринимателя  видов риска является риск потери прибыли по различным причинам.

В эту  группу входят следующие виды рисков:

  • риск потери прибыли, в следствие вынужденных перерывов в производстве;
  • риск потери прибыли в результате потери имущества;
  • риск потери прибыли в результате невыполнения договорных обязательств;
  • потери вследствие изменения конъюнктуры рынка и перехода на выпуск другой продукции;
  • потери в результате замены устаревшего оборудования и внедрения новой техники и технологии;
  • потери вследствие проведения забастовок и других общественно-политических факторов.

Технический риск определяется степенью организации  производства, проведением профилактических и регламентных мероприятий ( регулировки, проверки и т. д.)

В группе коммерческих рисков можно выделить следующие: - риск, связанный с недопоставкой  продукции, выполнением финансовых обязательств и риск, связанный с  невозвратом кредитов [13].

Рыночный  риск включает следующие подвиды рисков, связанные с внутренним и внешним рынком. К ним можно отнести: риск в определении структуры и объемов производства новых и старых изделий; риск связанный с ценами и запросами, то есть возможностью покрытия с помощью платежеспособного спроса расходов по удовлетворению в изделиях, реализуемых по определенным ценам.

С внешним  рынком связаны риски: риск изменения  цен на мировом рынке, риск связанный с таможенными ограничениями.

Под валютным риском понимают опасность валютных потерь, вызванных изменением курса  иностранной валюты по отношению  к национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций. При этом различают два основных вида риска: риск наличия валютных убытков по конкретных операциям в иностранной валюте и бухгалтерский риск убытков при переоценке активов и пассивов.

 

1.3 Уровни коммерческих рисков и факторы, влияющие на их уровень

Каждый  предприниматель должен оценивать  величину того или иного риска  в своей хозяйственной деятельности. Количественная мера предпринимательского риска определяется абсолютным и относительным уровнем потерь, возникающим при осуществлении предпринимательской деятельности.

В абсолютном выражении риск может быть определен  величиной возможных потерь материально-вещевом  или стоимостном измерении.

В относительном  выражении он определяется как величина возможных потерь отнесенных к базе, в качестве которой принимается состояние предприятия, расход ресурсов или ожидаемый доход от предпринимательства.

Под допустимым понимается риск, в пределах которого данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность.

Критический риск - это риск, сопряженный с опасностью потерь в размере всей сумы затрат на осуществление данного вида предпринимательства.

Катастрофический риск – это риск, при котором предприниматель не получает доход и теряет все вложенные в дело средства.

Предпринимательские риски могут возникнуть при осуществлении  такой коммерческой деятельности, в результате которой образовывается влияние многочисленных факторов. Риски могут возникать вследствие внутренних решений или вследствие воздействия внешней предпринимательской среды.

Анализ  современного состояния экономики  позволяет выделить следующие причины, приводящие к появлению коммерческих рисков:

– экономический кризис;

– высокие  темпы инфляции;

– политическая нестабильность;

– необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;

– нечеткость и непрерывная изменяемость законодательных  и нормативных актов, регулирующих коммерческую деятельность;

– отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки;

– недобросовестная конкуренция;

– возможный  низкий уровень образования предпринимателей, в частных случаях, по проблемам рынка и предпринимательства и др.

Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния среды  и субъективную основу в результате принятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи деятельности предприятия  следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской  фирме, а другие — внутренними.

Под внешними факторами понимаются те условия, которые  предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они  сказываются на состоянии его  дел. Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению. Система внешних факторов, влияющих на уровень коммерческих рисков, представлена в таблице 1.

Не менее  многочисленны и внутренние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. В экономической литературе выделяют четыре группы таких факторов:

– стратегия  фирмы;

– принципы деятельности фирмы;

– ресурсы  и их использование;

– качество и уровень использования маркетинга.

Таблица 1 - Система внешних факторов, влияющих на уровень коммерческих рисков

Внешние факторы, влияющие на уровень  риска

Факторы прямого воздействия

Факторы косвенного воздействия

Законодательство, регулирующее предпринимательскую  деятельность

Политические условия

Налоговая система

Экономическая обстановка в стране

Конкуренция коммерсантов

Международные события

Взаимоотношения с партнёром

Стихийные события

Экономическое положение в обществе


 

 

1.4 Страхование отдельных видов коммерческого риска

В начале 21 столетия в нашей стране начался процесс создания страхового рынка. На страховом рынке сейчас действуют, в основном, государственные страховые организации, а акционерных, кооперативных обществ, ассоциаций практически и нет.

Самый распространенный в коммерческой деятельности метод уменьшения риска - его передача. Эта передача риска чаще всего происходит путем страхования. Страховщиком выступает фирма, которая за определенное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя финансовую ответственность за возможные потери страхователя в результате определенного вида риска. Размер страховой премии обычно устанавливается в % от стоимости застрахованного имущества.

Рассмотрим  порядок страхования отдельных  видов риска.

а) Страхование  риска утраты имущества.

Данный  вид страхования включает строения, здания, сооружения, машины, сырье, готовую  продукцию и другие материальные ценности. Имущество считается застрахованным на случай уничтожения или повреждения  в результате стихийных бедствий, пожаров, взрывов, краж со взломом, угона транспортных средств и др.

Страхование имущества осуществляется от фактической  стоимости, но с учетом повышения  цен и тарифов, т.е. по его восстановительной  стоимости. Для точной оценки риска, подлежащего страхованию, важно, чтобы страховщик установил максимальный размер своей ответственности и период времени, на который эта ответственность распространяется.

Если  договор страхования заключается  на 1 год, размер страховых платежей может быть рассчитан по следующей  формуле :

P = (pi * ci) + L , где

P - размер  страхового платежа;

pi - вероятность убытка i, проишедшего в течение периода страхования;

сi - убыток, равный i;

L - расходы,  надбавки на непредвиденные случаи.

б) Страхование  за качество продукции.

Страхование за качество выпускаемой продукции  имеет целью защиту производителя  против риска, связанного с поставкой  на рынок дефектной продукции, которая  может нанести ущерб потребителям. С помощью данного вида страхования  возмещается ущерб, причиненный  вредной продукцией потребителю, купившего  её.

в) Страхование  ответственности заемщика за непогашение  кредита. Объектом страхования в данном случае является ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит, за своевременное и полное погашение кредитов, включая проценты.

г) Страхование  рисков потери прибыли.

Этот  вид страхования производится на случай потери прибыли предпринимателем вследствие остановки производственного  процесса или сокращения его объема. Страховщики не несут ответственности  за остановку производства, явившихся  следствием военных действий, гражданских  волнений и других причин.

 

 

 

 

Заключение

Рынок страхования  предпринимательских рисков в Республике Беларусь в настоящее время только зарождается по сравнению с мировым, где данный вид страхования получил  бурное развитие, особенно в части  страхования кредитов. Белорусский страховой рынок также все более настраивается на классические, принятые на Западе, традиции ведения бизнеса. Многие  страховые компании Беларуси включили в свой пакет услуг страхование предпринимательских, коммерческих рисков. Принимая во внимание мировой опыт, эти виды страхования можно считать весьма перспективными, поэтому именно к ним в последние годы возрос интерес руководителей белорусских предприятий. Однако их развитие ограничивает не информированность страхователей, а также новизна продуктов.

Конечно, застраховать всё невозможно, да и не нужно. Поэтому необходимо грамотно минимизировать риски, связанные с ошибками при отборе лизингополучателя, поставщиков товара, оборудования и др. В то же время снижение рисков не может заменить их страхования. Главное условие эффективности страхования – дифференцированный подход к каждому страхователю.

Решение многообразных проблем, связанных  со страховой защитой предпринимателей и работников предприятий в условиях рыночного хозяйства, возможно лишь при сочетании различных форм страхования: государственного, взаимного, кооперативного, акционерного. При  этом необходимо разграничить сферы  деятельности каждой из этих форм страхования  и обеспечить их взаимодействие с  целью наилучшего удовлетворения потребностей предпринимателей (страховщиков).


Информация о работе Страхование коммерческих операций