Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:45, контрольная работа
Маркетинговые исследования - это процесс идентификации рыночных проблем и возможностей организации, а также сбора и обработки информации о рынке с целью совершенствования принимаемых решений в области товарно-ценовой политики, развития сетей реализации продукции и стимулирования продаж, а также выявление и систематизация характеристик и особенностей различных объектов, информация о которых необходима для рациональной организации маркетинговой деятельности на предприятии.
1. Значение, структура и методы маркетинговых исследований.
2. Стратегии охвата рынка.
3. Опишите, на какой стадии «жизненного цикла» находятся товары Вашего предприятия.
то потребитель предпочитает несколько марок, его привлекают скидки по ним, он
редко их меняет и обычно не стремится апробировать новые. При полной
приверженности потребитель настаивает на одной марке, его не привлекают скидки
по другим, он никогда не меняет марки и не будет пробовать новую.
• Типы личности – критерий сегментирования рынка, например, на
интровертов и экстравертов, легкоубеждаемых и трудноубеждаемых.
Потребители-интроверты
более консервативны и
совершении покупок, чем экстраверты. Трудноубеждаемые люди негативно реагируют
на интенсивную персональную продажу и скептически относятся к рекламной
информации. Легкоубеждаемых людей можно склонить к покупке при помощи
интенсивных методов сбыта, они поддаются рекламной информации.
• Отношение к фирме и ее предложениям. Нейтральное отношение (я слышал о
марке X, но ничего о ней не знаю) требует интенсивной информации и
убедительного продвижения. Положительное отношение (марка Х – лучший товар на
рынке) требует подкрепления в виде последующей рекламы и личных контактов с
потребителями. Негативное отношение (марка Х гораздо хуже марки У) трудно
изменить, оно требует улучшения товара и образа фирмы. Лучше всего здесь,
видимо, игнорировать этот сегмент и концентрировать усилия на первых двух; при
сегментации фирма не обязана удовлетворять все группы одновременно.
• Мотивы совершения покупок могут подразделять рынок на сегменты
преимуществ. Сегментация по преимуществам была внедрена в 1968 году Расселом
Хейли: «В основе сегментации лежит представление, что преимущества, которые
люди ищут в потреблении данного товара, являются основными причинами для
существования реальных сегментов рынка» [8].
• Важность покупки также различная для различных потребителей, Например,
житель пригорода, вероятно, считает приобретение автомобиля более важным делом,
чем человек, проживающий в городе и имеющий доступ к общественному транспорту.
Приобрести холодильник важнее для той семьи, у которой он сломался, чем для
той, у которой он хорошо функционирует.
Как правило, сочетание факторов демографии и стиля жизни необходимо
фирме для определения и описания своих рыночных сегментов. Использование набора
факторов позволяет делать анализ более содержательным и значимым.
Оценим теперь возможные критерии сегментации промышленного рынка.
Промышленный рынок
– это рынок организаций-
товары для дальнейшего производства и перепродажи другим потребителям.
Критерии сегментации промышленного рынка, в принципе, могут быть аналогичными
критериям сегментации потребительского рынка.
Так, в соответствии с работой Эванса и Бермана [1] региональные критерии
должны включать характеристики региона, где размещаются организации-
потребители. «Демографические» критерии могут включать область специализации,
ресурсы, существующие контракты, прошлые покупки, размер заказов,
характеристики лиц, принимающих решения. Факторы стиля жизни включают способ
функционирования организации, приверженность торговой марке, причины
совершения покупки,
социальные и психологические
Эти параметры могут представлять собой основу для сегментации рынка.
Более строгая процедура
сегментации промышленного
группах критериев, действующих по принципу вложенной иерархии, представлена в
работе [10]. Переходя
от внешних критериев к
следующий вид.
1) Среда:
• сектор промышленности,
• размер фирмы,
• географическое положение.
2) Рабочие характеристики:
• применяемая технология,
• использование данного товара,
• технические и финансовые ресурсы.
3) Метод совершения закупки:
• наличие центра закупки,
• иерархическая структура,
• отношения покупатель – продавец,
• общая политика закупок,
• критерии закупки.
4) Ситуационные факторы:
• срочность выполнения заказа,
• применение товара,
• размер заказа.
5) Личные качества покупателя.
По мере движения внутрь этой иерархической структуры доступность для
наблюдения и стабильность
критериев сегментации
сегментацию начинать с внешних уровней, поскольку здесь данные более
доступны, а определения более четки [2].
В самом общем случае критерии сегментации промышленного рынка зависят от типа
производства и
от конечного использования
производственного назначения. Важное значение также имеют функции товара в
производственном процессе, иначе, включение данного товара в группы основного
оборудования, вспомогательного оборудования, комплектующих изделий,
расходуемых средств, сырьевых материалов или производственных услуг.
В соответствии с общей схемой сегментации, оценим теперь собственно процедуры
выбора целевого рынка и целевого сегмента.
Выбор целевого рынка
Одним из важнейших этапов сегментации рынка, после определения критериев,
принципов и методов сегментации, является выбор целевого рынка. В монографии
Ламбена [2] данный этап получил название макросегментации, в противовес
микросегментации, посвященной выбору целевого сегмента. Отметим основные
моменты подобной макросегментации в соответствии с результатами работы
Ламбена.
Реализация стратегии сегментации рынка должна начинаться с определении
миссии фирмы, которая описывает ее роль и главную функцию в перспективе,
ориентированной на потребителя. Следует поставить три фундаментальных вопроса:
«Каким бизнесом занимается фирма?», «Каким бизнесом следует заниматься?»,
«Каким бизнесом не следует заниматься?».
Отсюда возникает понятие целевого (иначе, базового) рынка фирмы,
представляющего собой значительную группу потребителей со схожими
потребностями и мотивационными характеристиками, создающими для фирмы
благоприятные маркетинговые возможности.
Согласно работе Эйбелла [11] целевой рынок фирмы может быть определен по трем
измерениям:
• технологическому, описывающему технологии, способные удовлетворить
потребности на рынке («как?»);
• функциональному, определяющему функции, которые должны быть
удовлетворены на данном рынке («что?»);
• потребительскому, обусловливающему группы потребителей, которые могут
быть удовлетворены на данном рынке («кого?»).
Графически это можно представить трехмерной схемой, показанной на рис. 3.
|
Рисунок 3. Структуры целевого рынка [11]
Используя данный подход, можно провести разграничение между тремя различными
структурами: рынком одной технологии (отраслью), рынком одной функции
(технологическим рынком) и товарным рынком.
Отрасль определяется технологией, независимо от связанных с ней функцией
или групп потребителей. Понятие отрасли является самым традиционным. В то же
время оно наименее удовлетворительно, так как ориентировано на предложение, а
не на спрос. Таким образом, подобная категория уместна при условии высокой
однородности рассматриваемых функций и групп потребителей.
Рынок технологий охватывает совокупность технологий для выполнения одной
функции и для одной группы потребителей. Это понятие близко концепции базовой
потребности и подчеркивает взаимозаменяемость различных технологий для одной
функции. Обращение к рынку технологий особенно важно для выбора направлений
исследований и разработок.
Товарный рынок находится на пересечении группы потребителей и набора
функций, основанных на конкретной технологии. Он соответствует понятию
стратегической бизнес-единицы и отвечает реальностям спроса и предложения.
Выбор стратегии охвата рынка производится на основе анализа
конкурентоспособности
применительно к каждому
выбраны следующие различные стратегии охвата целевого рынка:
• стратегия концентрации – предприятие дает узкое определение своей
области деятельности в отношении рынка товаров, функции или группы
потребителей;
• стратегия функционального специалиста – предприятие предпочитает
специализироваться на одной функции, но обслуживать все группы потребителей,
заинтересованных в этой функции, например в функции складирования промышленных
товаров;
• стратегия специализации по клиенту – предприятие специализируется на
определенной категории клиентов (больницы, гостиницы и т.п.), предлагая своим
клиентам широкую гамму товаров или комплектные системы оборудования,
выполняющие дополнительные или взаимосвязанные функции;
• стратегия селективной специализации – выпуск многих товаров на
различных рынках, не связанных между собой (проявление диверсификации
производства);
• стратегия полного охвата – предложение полного ассортимента,
удовлетворяющего все группы потребителей.
В большинстве реальных случаев стратегии охвата целевого рынка могут быть
сформулированы только по двум измерениям: функциям и группам потребителей,
так как предприятия, чаще всего, владеют только одной определенной
технологией, отражающей их отраслевую принадлежность.
Если же фирма владеет различными технологиями, то выбор целевого рынка и
стратегии его охвата будут определяться также и технологическим измерением
рынка.