Автор работы: y************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:46, реферат
Социальная защита населения является одной из главных проблем сегодняшнего дня, так как она затрагивает жизненно важные интересы всего населения Республики Беларусь. Система пенсионного обеспечения является важнейшей составной частью системы социальной защиты. Она не только регулирует порядок назначения и перерасчетов 2,5 млн. граждан Республики Беларусь, находящихся на пенсии, но и тех, кто участвует в финансировании системы, «зарабатывает» себе будущую пенсию.
Служба развивается гармонично, ежегодно на обслуживание принимается в среднем 70 человек.
Совместно с сельисполкомами проводится постоянная работа по выявлению и обследованию одиноких граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.
Для эффективной работы отделения районным исполнительным комитетом и отделом по труду и социальной защите ему предоставлено благоустроенное служебное помещение площадью 116 м2, две легковые автомашины, приобретена необходимая мебель, установлены два телефона, оборудована комната для сбора и хранения одежды, обуви и других предметов первой необходимости, поступающих как от населении, так и по линии гуманитарной помощи. Тем социальным работникам, которые обслуживают несколько населенных пунктов, для личного пользования выделены велосипеды. В 2001 году приобретено за счет средств местного бюджета 11 велосипедов на сумму 771 тыс. рублей, в 2002 году запланировано приобретение 40 велосипедов на общую сумму 1500 тыс. рублей.
Районный исполнительный комитет поддержал предложение отделения по обслуживанию на дому о создании опорных пунктов социальной помощи на базе Хотенчицкого и Долгиновского сельских советов, так как они находятся на значительном удалении от районного центра. На работу инспекторами по основной деятельности приняты жители этих сельских советов и их рабочие места определены там же, Такой подход позволяет оперативно оказывать необходимую помощь нуждающимся, осуществлять постоянный контроль за работой социальных работников и вместе с тем экономить бюджетные средства на транспортные и командировочные расходы. Надомным обслуживанием охвачен 211 населенный пункт района. Практически надомным социальным обслуживанием охвачена большая часть территории всех сельских советов. За четыре месяца текущего года на надомное обслуживание зачислено 77 человек.
В своей деятельности по обслуживанию на дому одиноких и одиноко проживающих граждан руководство отделения работает в личном контакте с сельскими исполнительными комитетами, предприятиями и организациями, в которых работали граждане или которые расположены на территории тех или иных сельских советов, школами, шефствующими организациями. Выступает инициатором и организатором различных мероприятий, направленных на улучшение материального благополучия и моральной поддержки инвалидов и одиноких. Ежегодно к "Дню пожилого человека" и "Дню инвалида" совместно с отделом по труду и социальной защите проводятся огоньки и вечера, на которых чествуются ветераны и инвалиды с вручением памятных сувениров, организуются интересные конкурсы, заслушиваются воспоминания заслуженных людей, силами отдела культуры организуется концертная программа.
В текущем году 249 человекам заготовлено топливо, 8 человекам произведен ремонт электропроводки, из средств местного бюджета оказана помощь 9 человекам на сумму 64 тыс. рублей, шефствующими организациями 13 человекам на сумму 143 тыс. рублей. За 2001 года отделением оказана помощь в заготовке овощей бесплатно и по льготной цене 115 человекам 3,6 тонны, картофеля 181 человеку 29,3 тонны.
Увеличение численности пожилых людей сопровождается увеличением нагрузки на различные службы по уходу за ними, поскольку возраст является единственным фактором, который теснейшим образом связан с уровнем потребления социальных услуг.
Из-за ряда причин усилилась тенденция определения пожилых одинокопроживающих граждан в дома-интернаты. Особенно обостряется проблема ухода за такой категорией в зимний период.
Проанализировав ситуацию, районный исполнительный комитет принял решение об открытии медико-социальных коек при участковых больницах района. Согласно положения о палатах сестринского ухода, социальные койки обеспечивают пожилых людей постоянным посторонним уходом за определенную плату ( 70 процентов получаемой пенсии ) На сегодняшний день работают 6 палат сестринского ухода в которых функционирует 24 койки. За 2001 г. в социальных палатах пролечено 181 человек, что составило 4981 койко/дней.
Этим решением предусмотрено создание в каждом сельском совете домов социальных услуг, основная цель которых приблизить к пожилому населению района, проживающему в отдаленных населенных пунктах, услуг организаций бытового медицинского обслуживания , культуры, социальной защиты. В районе действует 10 домов социальных услуг. За 4 месяца текущего года принято 366 заявок от населения на различные виды услуг. Оказано услуг на 1854,5 тыс. рублей.
Одним
из перспективных
направлений развития
материально-бытового
и социального
обслуживания пожилого
населения района отдел
по труду и социальной
защите видит в оказании
платных услуг, дифференцированном
подходе к выделению
материальной помощи
и социальных услуг,
оказанию адресной социальной
помощи, поставив их
в прямую зависимость
от размера получаемых
доходов, состояния
здоровья, степени нуждаемости
и т.д. Такой подход
к проблемам социальной
защиты пожилого населения
позволит отследить
наиболее нуждающуюся
категорию граждан и
обеспечить ее необходимыми
видами социальных услуг
и помощи, вместе с тем
будет постепенно
снижаться роль необоснованного
иждивенчества, которая
на данном этапе имеет
тенденцию к росту.
Социальная политика нашего государства направлена на укрепление семьи, оказанию помощи в воспитаний детей. Семья является естественной средой обитания ребенка.
Для координации работы в этом направлении в отделе по труду и социальной защите введена должность специалиста по проблемам семьи, демографии и гендерным проблемам, а с мая 2000 года организован и функционирует Территориальный Центр социального обслуживания семьи и детей " Диалог".
На сегодняшний день на базе Центра работают три отделения ;
1. Первичного приема, анализа, информации и прогнозирования.
2. Социально-экономической помощи.
3. Психолого-педагогической помощи.
Основные направления работы центра осуществляется по следующим направлениям:
-сбор информации о различных категориях семей, имеющих несовершеннолетних детей ( многодетные, неблагополучные, семьи с ребенком -инвалидом, семьи, где ребенка воспитывает родитель-инвалид, опекунские семьи, неполные семьи).
- оказание помощи и содействие в получении льгот, пособий, материальной и натуральной помощи, улучшению жилищных условий.
-
оказание социально-
Одной их основных форм работы центра является осуществление социального патронажа семей . За истекший период обследовано 1286 семей, обращений в Центр 1216. Разработаны и утверждены графики патронажей и корректировки банка данных. Составлены социальные паспорта каждого сельского совета.
Вся работа ведется через тесное сотрудничество с различными учреждениями, занимающимися проблемами семьи;
- Центр занятости
- Учебные заведения
- Дошкольные
- ЗАГС
- Вилейское ТМО
- Отдел образования
- Сельские Советы
- Общественные организации
Оправдала себя такая форма работы, как "круглые столы," "дискуссионные встречи" В текущем году состоялись такие мероприятия, как " Ты и я - наша малая семья" ( с категорией неполных семей); "Взгляд на жизнь женщины в разводе ", "Круглый стол с общественниками"( по вопросам взаимодействия и сотрудничества), "Встречи с членами общества "Светлый путь". На эти мероприятия приглашаются юристы, медики, специалист по вопросам семьи и гендерным проблемам, председатель женсовета. Работа с каждой категорией строится с учетом тех запросов и проблем, которые возникают в ходе опросов, анкетирования. Актуальные проблемы, а также сами мероприятия освещаются систематически в средствах массовой печати.
За период существования Центра денежную помощь получило 569 человека на сумму 20131210 рублей. Благотворительную помощь в виде одежды, продуктов получило 1660 человек ( 405 семей) на сумму 4057975 рублей.
Сотрудники
отделения систематически
анализируют причины
неблагополучности
детей. Все проблемные
вопросы специалисты
выносят на обсуждение
социально-психологических
служб города и района.
В этом направлении
проведено шесть информационно
образовательных семинаров.
Значительная часть средств, выделяемых сегодня на социальные программы, расходуется на субсидии и льготы, предоставляемые различным категориям граждан и семьям независимо от уровня их доходов и нуждаемости, и лишь незначительная доля этих средств достается малообеспеченным семьям и одиноко проживающим гражданам.
Первым шагом для исправления ситуации стала выплата с 1 января 2001 года адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц.
За 2001 и первый квартал 2002 года из средств местного бюджета выплачена адресная помощь 828 семьям на сумму 53269 тыс. рублей.
Однако
действующий механизм
оказания адресной социальной
помощи выявил ряд недостатков :
категорийный уравнительный
подход, отсутствие
единой методики определения
нуждаемости, неполный
учет доходов, отсутствие
четко определенных
источников финансирования,
сложный порядок получения
помощи и др. С августа 2001
года разработана Концепция
формирования единой
программы адресной
социальной помощи.
Она предусматривает
создание новых механизмов
оценки доходов, проверки
нуждаемости, упорядочения
социальных выплат и
льгот, их трансформацию
в единую систему адресной
помощи. Предполагается
переход к перераспределению
социальных расходов
в пользу малообеспеченных
и малоимущих семей
и граждан при одновременном
сокращении социальных
трансфертов обеспеченным
семьям.
Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 г.г. определено, что политика в области оплаты будет формироваться с учетом того, что заработная плата должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышения эффективности производства.
Поэтому главной задачей на современном этапе является рационализация и оптимизация пенсионной системы, ее реформирование с целью увязки уровня трудовых пенсий с объемом участия каждого конкретного заинтересованного в финансировании пенсионной системы. В этой связи представляется целесообразным развитие пенсионной системы на принципах социального страхования с учетом экономических, демографических и социальных процессов, происходящих в республике.
Отработку конкретных механизмов единой системы социальной помощи осуществить путем реализации пилотного проекта в одном из районов республики. Апробировав новую методику нуждаемости, определить критерии и порядок предоставления льгот за особые заслуги, по профессиональному признаку, а также льгот отдельным категориям населения на основе нуждаемости.
Осуществление этих мероприятий позволит сформировать в республике единую программу адресной социальной помощи.
Информация о работе Структура и совершенствование системы социальной защиты населения