Сущность стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:05, реферат

Описание

Цель данной работы - рассмотреть содержание и значение стратегического менеджмента и тактики предприятия. Соответственно задача, которую необходимо выполнить: определение сущности стратегического менеджмента

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 147.99 Кб (Скачать документ)

 

4. Общая конкурентоспособность  и стратегическая уязвимость данной зоны хозяйствования (степень коммерческого риска).

 

 

3. Стратегия в зонах  хозяйствования

 

Стратегия в зонах хозяйствования имеет особое значение. В стратегическом управлении особенно важен выбор перспективной цели развития предприятия. Для каждого сегмента рынка такими целями, как уже отмечалось, могут быть:

1. Проникновение  на рынок на основе разработки нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары. Эта атакующая стратегия (захват рынка) применяется в основном при организации экспорта. В мире усиливается неценовая конкуренция, успех определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии) техническим уровнем, качеством и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепризнанных центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.

Используются  различные формы реализации наступательной стратегии на конкретных сегментах  рынка:

а) слияние  с другими предприятиями, выходящими на тот же рынок на основе консорциума (временное объединение фирм и финансовых фондов для совместной борьбы за получение крупного заказа и его совместного выполнения при солидарной ответственности), картеля (соглашения о квотах экспорта ценах, условиях реализации, совместном использовании патентов);

б) создание фирмами, уже действующими на том же рынке, общих

филиалов (дочерних фирм) для производства или реализации совместно разработанного или производимого товара;

в) заключение соглашений об использовании комплектующих изделий, технических систем и служб сервиса зарубежных фирм.;

г) включение  смежников в единый концерн с  законченным циклом производства путем взаимного приобретения (это позволяет блокировать принятие другой фирмой решений об ухудшении условий поставок), обмена активами (передача нерентабельных производств другой компании в обмен на нужные для вхождения на новый рынок), создания холдингов, обеспечивающих финансовый контроль за дочерними и внучатыми компаниями и т.д.

2. Сохранение  и развитие рыночных позиций  путем обновления ассортимента продукции, технологии производства и диверсификации (переход к многопрофильному производству с широкой номенклатурой изделий и услуг). При этом в результате приватизации незавершенных строек, скупки убыточных предприятий на конкурсах и аукционах, организации новых производств нередко образуются конгломераты - акционерные общества, в которых предприятия относятся к разным отраслям, выполняют разнородные функции и не имеют технологических связей.

3. Уход с  неперспективных рынков на основе  специализации на выпуске рентабельной и пользующейся устойчивым спросом продукции. К такому упорядоченному отступлению вынуждает конкуренция производителей (в связи с проникновением зарубежных фирм на российский рынок), потребителей (оказывают предпочтение товарам других фирм или вообще сокращают спрос), поставщиков (переориентируются на другие рынки сбыта) и технологий (принципиальные нововведения обесценивают уже вложенный капитал), а также трудности освоения новых рынков (высокие цены и нехватка сырья, патентные и таможенные барьеры).

Стратегия управления в разных зонах  хозяйствования одной и той же фирмы может существенно отличаться. При нехватке капитала следует уйти из зон неприемлемых по уровню риска, требуемым инвестициям или срокам окупаемости, используя высвобождающиеся средства в других сегментах. Однако при этом следует учесть обесценивание уже сделанных в данной зоне капиталовложений, а также постоянные затраты (на содержание зданий и сооружений, исполнение долгосрочных контрактов и т.д.), которые придется финансировать, даже прекратив производство.

Риск хозяйствования можно уменьшить, используя:

а) страхование риска неплатежей, экспроприации, неблагоприятных изменений  цен, валютных курсов и т. д.; б) гибкие организационные структуры, позволяющие  оперативно реагировать на изменение  ситуации, быстро перебрасывать ресурсы  внутри фирмы из одной зоны в другую; в) ликвидные (быстро обращаемые в деньги) резервы для компенсации временных  убытков (их максимально допустимый размер рассчитывается заранее); г) гибкие технические системы, допускающие  быструю переналадку и одновременный  выпуск нескольких модификаций изделия; д) диверсификаций хозяйственной деятельности - рассредоточение средств между сегментами, различающимися по стадии жизненного цикла профилирующих изделий и степени коммерческого риска.

Специфика зоны хозяйствования определяет общую концепцию управления. Если ситуация стабильна, цель определена, а успех зависит от одного главного фактора, полномочий, ресурсы и ответственность  целесообразно передать на места. В  сложных многоцелевых зонах следует 

сохранить стратегическое управление в центре. При развитии техники  в рамках одного поколения (базовой  технологии) можно ограничиться ассортимента продукции, при переходе к новому укладу требуется централизованное изменение всей структуры управления, форм и методов менеджмента. Руководство фирмы согласует стратегию в различных .зонах хозяйствования, поддерживая в общих интересах наступательный порыв одних за счет резервов, созданных другими.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Стратегия  - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя  по каждому отдельному товару, по каждому  отдельному рынку на определенный период. Стратегия формируется в целях  осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями  предприятия.

Стратегия предприятия разрабатывается  на основе исследований и прогнозирования  конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, изучения товаров, конкурентов  и других элементов рыночного  хозяйства.

Выбор стратегии  связан с решением по поводу одного из следующих трех моментов функционирования фирмы:

1) прекращение  определенного бизнеса; 

2) продолжение  определенного бизнеса; 

3) переход  в определенный бизнес.

При этом фирма вырабатывает стратегию в  следующих основных областях:

1) лидерство  в минимизации   издержек  производства;  

2)   специализация   в производстве  продукции; 

3) фиксация  определенного сегмента рынка.

Тактика - формирование и решение  задач предприятия на каждом рынке  и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии  и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке  задач по мере изменения конъюнктурных  и других факторов: например, изменение  индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интересов покупателей к товару и другое.

Стратегические   изменения   обязательно   сталкиваются   с организационными изменениями. Задача руководства - постараться провести изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие в связи с сопротивлением конфликты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Р.А. Фатхутдинов , «Стратегический менеджмент»: Учебник – 7 изд. Дело, 2005 – 448с.
  2. Г. Минуберг, Д. Лэмпел, Б. Альстренд , “Школа стратегий” “Питер”, Санкт-Петербург 2000
  3. И.Б. Гурков “Стратегический менеджмент организации” . Интел-Синтез, Москва
  4. В.В Глухов “Менеджмент”, “Спецлит” Санкт-Петербург , 2000
  5. Ю.В. Кузнецова, В.И. Подлесных “Менеджмент” ИД “Бизнес-пресса”, Санкт-Петербург

 


Информация о работе Сущность стратегического менеджмента