Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:51, курсовая работа
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
Товарная политика предприятия
Написано admin в Январь 29, 2011. Опубликовано в Маркетинг
Товарная политика предприятия: понятие товара, классификация товаров, формирование товарного ассортимента
1. ПОНЯТИЕ ТОВАР В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА.
Для осуществления успешной
деятельности на рынке необходима детально
разработанная и хорошо продуманная
товарная стратегия. Стратегические решения
по товару являются главенствующими
в рамках общей маркетинговой
стратегии предприятия это
Со времен «классиков» экономисты понимают товар как продукт труда, предназначенный для обмена.
Продукт – это конкретный результат исследований, разработок и производства, т.е. продукт, несет в себе все те свойства, ради которых он будет затем кем-то куплен. Для того, что бы продукт мог бы включиться в процесс обмена он должен заинтересовать потенциально потребителя, т.е. должен отвечать определенным потребностям. По определению Ф. Котлера: товар – это все то, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, использования или потребления, т.е. это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации или идеи. Другими словами товар представляет собой продукт созданный для удовлетворения потребностей.
В комплексе маркетинга товар
рассматривается как
Товар имеет, по крайней мере, два признака: прежде всего полезность и способность обмениваться и отсутствие хотя бы одного из этих признаков свидетельствует о том, что явление или процесс товаром не является.
Основные свойства товаров:
1. Физические. К ним относятся
материальные характеристики
2. Функциональные, которые обеспечивают удовлетворение единственных или нескольких потребностей и отражают предназначение товара.
3. Символические свойства выражают те свойства товара, которые им приписывает сам потребитель (статус, престиж, класс).
4. Экономические, характеризующие его экономичность (цена и др.).
5. Эстетические. Включают внешний облик продукта, т.е. привлекательность, стайлинг, соответствие изделия определенному стилю или какому-либо направлению в моде.
Практическая полезность товара для потребителя определяется набором атрибутов, т.е. существенных неотъемлемых свойств данного товара.
По мнению маркетологов товар воспринимается потребителем в трех измерениях, т.е. имеет три группы атрибутов.
1 Товар на замену –
набор функциональных
2 Товар в реальном измерении
3 Товар с подкреплением – кредит, гарантии и т.д.
Товар в реальном исполнении – внешний вид, материал, эстетика.
По классификации Ж. Ломбена указанные изменения соответственно обозначаются как ядерные (функциональная полезность), периферийные (связаны с основной функцией товара) и добавленные (не связаны с основной функцией, но расширяющие возможность удовлетворения потребителей).
Т = П + МП + МИ
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ
В маркетинге для упорядочения и систематизации свойств товаров применяется их классификация. Обычно принято делить товары на потребительские и производственного назначения. Товары потребительского назначения предназначены для конечного потребителя, т.е. для личного, семейного или домашнего пользования. Товары потребительского спроса классифицируются по следующим признакам:
1. по характеру потребления выделяют
- товары краткосрочного
пользования, т.е.
- длительного пользования (холодильники, машины)
- услуги (бытовые) – объекты продажи в идее действий, выгод или удовлетворения
2. по поведению потребителя
- повседневного спроса, которые потребитель покупает часто без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой
- импульсивные покупки,
которые приобретают без
- предварительного выбора
- экстренного приобретения
- пассивного спроса
3. роль в маркетинге
- товары лидеры (как правило,
новые) пользующиеся
- «зазывные» товары –
особо дешевые, продаваемые
- производственного назначения
в зависимости от степени
- полностью используются (сырье, детали и т.д.)
- частично присутствующие в данном товаре (здания, сооружения и т.д.)
- не входящие в готовый
продукт (вспомогательные
3. ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССРТИМЕНТА
Товарная политика фирмы предусматривает не только инновации в сфере производства, но и формирование товарного ассортимента. Товарный ассортимент – это группа товаров связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо предназначенных для одних и тех же категорий потребителей (ассортимент детских товаров), либо их продают через одни и те же типы торговых заведений, либо продаваемых в рамках одного и того же диапазона цен. Если предприятие производит несколько ассортиментных групп товаров (товарных линий), то речь идет о товарной номенклатуре, следовательно, товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп товаров (товарных линий) производимых предприятием. Товарный ассортимент характеризуется широтой товарных линий, глубиной, т.е. позиций в каждой ассортиментной группе и сопоставимостью, т.е. соотношением между предполагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, каналов распределения и цен конечного использования и т.д.
Широкий ассортимент позволяет
ориентироваться на различные требования
потребителей и стимулировать покупки
в одном месте. Глубокий ассортимент
может удовлетворять
Цель формирования ассортиментной политики заключается в ориентации предприятия на выпуск товаров наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных потребителей.
Основные задачи, решаемые при формировании ассортиментной политики:
- определение текущих и перспективных потребителей, покупателей.
- анализ способов использования
данной продукции и
- анализ существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям
- решение вопросов таких как: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменения в уровне конкурентоспособности.
- следует ли диверсифицировать
продукцию за счет других
- определение числа моделей и модификаций одной и той же выпускаемой продукции.