Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:27, курсовая работа
Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения.
Введение
1. Теоретические основы розничной торговли
1.1 Сущность и функции розничной торговли
1.2 Классификация предприятий розничной торговли
2. Тенденции развития розничной торговли в РФ и Саратовской области
2.2 Состояние развития розничных торговых сетей
Заключение
Список используемой литературы
Введение
1. Теоретические основы розничной торговли
1.1 Сущность и функции розничной торговли
1.2 Классификация предприятий розничной торговли
2. Тенденции развития розничной торговли в РФ и Саратовской области
2.2 Состояние развития розничных торговых сетей
Заключение
Список используемой
литературы
введение.
Торговля
является важнейшей отраслью экономики
страны, состояние и эффективность
функционирования которой непосредственно
влияют как на уровень жизни населения,
так и на развитие производства потребительских
товаров. Она составляет около 27% внутреннего
валового продукта РФ; по размеру налоговых
поступлений в федеральный
Значительные
перемены в экономической и политической
жизни страны, произошедшие в течение
последних лет, повлекли за собой
существенные изменения в характере
и условиях функционирования всех отраслей
народного хозяйства, в том числе
и в розничной торговле. В настоящее
время розничная торговля РФ претерпевает
кардинальные изменения. Эти изменения
связаны, прежде всего, с резким сокращением
неорганизованной торговли, стремительным
и масштабным развитием российских
розничных сетей, возникновением острой
конкуренции между крупными отечественными
и глобальными международными розничными
сетями.
1.Теоретические основы розничной торговли.
1.1 Сущность
и функции розничной торговли.
Розничная торговля
– вид предпринимательской
Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
· удовлетворение потребностей населения в товарах;
·
доведение товаров до покупателей
путем организации
·
поддержание баланса между
· воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
· совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[8]
Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Услуга
розничной торговли – это результат
взаимодействия продавца и покупателя,
а также собственной
Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».
Услуги розничной торговли включают:
1. реализацию товаров;
2. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
3.
информационно-
4.
создание удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:
· формирование ассортимента;
· приемка товаров;
· обеспечение хранения;
· предпродажная подготовка;
· выкладка товаров;
·
предложение товаров
· расчет с покупателем;
· отпуск товара.
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:
· прием и исполнение заказов на товары;
· организацию доставки товаров;
· упаковывание купленных в магазине товаров;
· комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
· оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитентов;
· оценку ювелирных изделий на дому;
· оценку антиквариата на дому;
· прием стеклопосуды;
· реализацию товаров в кредит;
· организацию работ по послепродажному обслуживанию;
· организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;
· предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;
· предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.
Информационно-консультационные услуги включают:
· предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами;
· консультации специалистов по товарам;
· проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).
В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:
· организация и создание мест отдыха;
· предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
· гарантированное хранение купленных товаров;
· прием и хранение вещей покупателей;
·
организация питания
· реализация продуктов питания с потреблением на месте;
·
парковка личных автомашин покупателей
на организованную стоянку у магазина.[7]
1.2 Классификация
предприятий розничной
В основу классификации розничных торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:
· Особенности устройства;
· Форма торгового обслуживания;
· Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
· Функциональные особенности предприятия;
· Форма собственности;
· Вид предприятия.
По особенностям устройства
Магазин – специально
Павильон – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.
Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
Торговые
автоматы устанавливают в магазинах,
на прилегающих к ним территориях,
а также в местах массового
скопления людей (в парках, на вокзалах
и т.д.)
Форма торгового
обслуживания – организационный
прием, представляющий собой сочетание
методов обслуживания. Различают
следующие формы торгового
Самообслуживание
– это форма торгового
Социальный и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможность существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.
Продажа
товаров по образцам – это форма
обслуживания, при которой покупатель
имеет возможность
Особенности этой формы обслуживания заключаются в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя или оптового поставщика. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте.
Продажа
товаров по каталогам – это
форма обслуживания, при которой
покупатель имеет возможность совершить
покупку, выбрав товар по каталогу в
магазине, в почтовом отделении связи,
на оптовом предприятии. Продажа
по каталогам может применяться
как для непродовольственных, так
и для продовольственных
Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных товаров по каталогам обуславливается получением дополнительного товарооборота на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников магазина.
Продажа
товаров с индивидуальным обслуживанием,
в том числе с открытой выкладкой,
– это форма торгового
Магазины,
применяющие форму с
Информация о работе Тенденции развития розничной торговли в РФ и Саратовской области