Тенденции развития розничной торговли в РФ и Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание

Значительные перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы розничной торговли

1.1 Сущность и функции розничной торговли

1.2 Классификация предприятий розничной торговли

2. Тенденции развития розничной торговли в РФ и Саратовской области

2.2 Состояние развития розничных торговых сетей

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

розничная торговля.docx

— 23.04 Кб (Скачать документ)

Введение

1. Теоретические  основы розничной торговли

1.1 Сущность и  функции розничной торговли

1.2 Классификация предприятий розничной торговли

2. Тенденции развития розничной торговли в РФ и Саратовской области

2.2 Состояние развития  розничных торговых сетей

Заключение

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

введение.

     Торговля  является важнейшей отраслью экономики  страны, состояние и эффективность  функционирования которой непосредственно  влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских  товаров. Она составляет около 27% внутреннего  валового продукта РФ; по размеру налоговых  поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди  основных отраслей экономики.

     Значительные  перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение  последних лет, повлекли за собой  существенные изменения в характере  и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе  и в розничной торговле. В настоящее  время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения  связаны, прежде всего, с резким сокращением  неорганизованной торговли, стремительным  и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические основы розничной торговли.

1.1 Сущность и функции розничной торговли. 
 

Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с  реализацией товаров непосредственно  потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение  понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.

Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его  юридическая основа закреплена Гражданским  кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью. Покупатель в свою очередь  обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.

Функции розничной  торговли определяются ее сущностью  и заключаются в следующем:

·                          удовлетворение потребностей населения  в товарах;

·                          доведение товаров до покупателей  путем организации пространственного  их перемещения и подачи к местам продажи;

·                          поддержание баланса между предложением и спросом;

·                          воздействие на производство в целях  расширения ассортимента и увеличения объема товаров;

·                          совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[8]

     Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и  послепродажных услуг.

     Услуга  розничной торговли – это результат  взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

     Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

     Услуги  розничной торговли включают:

1.                        реализацию товаров;

2.                        оказание помощи покупателю в  совершении покупки и при ее  использовании;

3.                        информационно-консультационные услуги;

4.                        создание удобств покупателям. 

     Процесс услуги реализации товаров состоит  из следующих основных этапов:

·                          формирование ассортимента;

·                          приемка товаров;

·                          обеспечение хранения;

·                          предпродажная подготовка;

·                          выкладка товаров;

·                          предложение товаров покупателю;

·                          расчет с покупателем;

·                          отпуск товара.

     К услугам  по оказанию помощи в совершении покупки  и при ее использовании относят:

·                          прием и исполнение заказов на товары;

·                          организацию доставки товаров;

·                          упаковывание купленных в магазине товаров;

·                          комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся  в наличии товаров, в том числе  по заказам;

·                          оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитентов;

·                          оценку ювелирных изделий на дому;

·                          оценку антиквариата на дому;

·                          прием стеклопосуды;

·                          реализацию товаров в кредит;

·                          организацию работ по послепродажному  обслуживанию;

·                          организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных  работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;

·                          предоставление кабины или салона для  прослушивания фонограмм, просмотра  видеокассет, которые имеются в  продаже;

·                          предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.

Информационно-консультационные услуги включают:

·                          предоставление информации о товарах  и их изготовителях, об услугах, оказываемых  магазином, аудио- и видео средствами;

·                          консультации специалистов по товарам;

·                          проведение рекламных презентаций  товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).

     В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:

·                          организация и создание мест отдыха;

·                          предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса  товаров для детей);

·                          гарантированное хранение купленных  товаров;

·                          прием и хранение вещей покупателей;

·                          организация питания покупателей;

·                          реализация продуктов питания с  потреблением на месте;

·                          парковка личных автомашин покупателей  на организованную стоянку у магазина.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Классификация  предприятий розничной торговли.

     В основу классификации розничных  торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:

·                          Особенности устройства;

·                          Форма торгового обслуживания;

·                          Тип здания и особенности его  объемно-планировочного решения;

·                          Функциональные особенности предприятия;

·                          Форма собственности;

·                          Вид предприятия.

       По особенностям устройства предприятия  розничной торговли подразделяют  на магазины, павильоны, киоски, автомагазины, палатки, торговые автоматы и т.п.

       Магазин – специально оборудованное  стационарное здание или его  часть, предназначенное для продажи  товаров и оказания услуг покупателям  и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями,  а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров  к продаже.

     Павильон  – оборудованное строение, имеющее  торговый зал и помещение для  хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

     Киоск – оснащенное торговым оборудованием  строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место  продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

     К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные  средства развозной и разносной  торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

     Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

     Палатка – легко возводимая сборно-разборная  конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений  для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается  на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

     Торговые  автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового  скопления людей (в парках, на вокзалах и т.д.) 

Форма торгового  обслуживания – организационный  прием, представляющий собой сочетание  методов обслуживания. Различают  следующие формы торгового обслуживания: самообслуживание, продажа товаров  по образцам, продажа товаров по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок.

     Самообслуживание  – это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.

     Социальный  и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта  форма дает возможность существенно  сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров  и, следовательно, увеличить свободное  время покупателей.

     Продажа товаров по образцам – это форма  обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать  товары по выставленным в торговом зале образцам, и после оплаты покупки  в кассе получить товары, соответствующие  им, непосредственно в магазине или  за  дополнительную плату оформить их доставку на дом.

     Особенности этой формы обслуживания заключаются  в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в  кладовых магазинов, на складах производителя  или оптового поставщика. Это позволяет  на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в  широком ассортименте.

     Продажа товаров по каталогам – это  форма обслуживания, при которой  покупатель имеет возможность совершить  покупку, выбрав товар по каталогу в  магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа  по каталогам может применяться  как для непродовольственных, так  и для продовольственных товаров.

     Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных  товаров по каталогам обуславливается  получением дополнительного товарооборота  на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников  магазина.

     Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой, – это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет  качество, дает консультацию, упаковывает  и отпускает товары продавец.

     Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют  торговый процесс, увеличивают затраты  времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты  ручного труда, требуется большая численность продавцов.

Информация о работе Тенденции развития розничной торговли в РФ и Саратовской области