Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:07, доклад
Единство принципов маркетинговой информации не противоречит возможной ее дифференциации в соответствии с объективными условиями маркетинга. Различаются следующие типы маркетинговой информации.
По форме планирования маркетинга.
Оперативная - срочная информация, используемая в оперативном (операционном) планировании для неотложного использования; ее разновидностью является предупреждающая, или сигнальная, информация, вид краткосрочного прогноза.
Стратегическая - используемая в стратегическом планировании (отличается от оперативной глубиной и охваченным периодом; ее разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз).
Типология маркетинговой информации
Единство принципов
По форме планирования маркетинга.
Оперативная - срочная информация, используемая в оперативном (операционном) планировании для неотложного использования; ее разновидностью является предупреждающая, или сигнальная, информация, вид краткосрочного прогноза.
Стратегическая - используемая в стратегическом планировании (отличается от оперативной глубиной и охваченным периодом; ее разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз).
Потребность в оперативной информации, характеризующей положение на рынке на какой-то момент времени или за краткий временной промежуток, очень велика. По некоторым данным, в ней нуждаются 85% российских рыночных структур, а в информации о действиях конкурентов, об изменениях в спросе и реакции потребителей на новый товар и т.п. - 70%. Подавляющая часть отечественных коммерсантов нуждается в еженедельной и ежедекадной оперативной информации.
По месту сбора информация делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу; к внешней - информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях. К внешней относятся:
• информация, собираемая и разрабатываемая Российским статистическим агентством и его местными органами, а также другими государственными и общественными организациями, в том числе официальные публикации;
• информация, собираемая и разрабатываемая научными учреждениями и учебными заведениями;
• информация, публикуемая в СМИ;
• информация рекламного и коммерческого характера других фирм, в том числе бюллетени, регистры, справочники и т.п. В свою очередь внутренняя информация по времени использования делится на первичную и вторичную.
К первичной информации относятся организуемые фирмой или по ее заказу различные обследования, опросы, панели и т.п. До этого момента она не существует.
Данная информация собирается фирмой не для маркетинговых, а для других целей (например, бухгалтерский учет, оперативная информация, обязательная отчетность для органов государственной статистики, налоговой службы и т.д.). Однако эти данные могут быть использованы маркетинговой службой. Вся внешняя информация для маркетинга фирмы является вторичной. Иногда информация в маркетинге делится на кабинетные исследования (desk research), т.е. работа с уже кем-то собранными материалами, и на полевые исследования (field research), т.е. первичный сбор материала для конкретного маркетингового исследования. Вся первичная информация собирается в форме полевого исследования. На рис. 2.2 показано разделение маркетинговой информации на внешнюю и внутреннюю, а также на первичную и вторичную.
Рис. 2.2. Типология маркетинговой информации
Большое значение имеет классификация
информации по ее назначению. Часть
информации представляет собой объект
анализа: оценки рыночной ситуации, выявление
закономерностей и тенденций, разработка
прогнозных моделей и т.п. Ее можно
назвать аналитической. К ней
примыкает рекомендательная информация,
в частности предложенная консалтинговыми
фирмами. Сюда же относятся собранные
и разработанные фирмой или внешними
информационными службами базы данных,
прогнозы и сценарии. Особое место
занимает сигнальная информация. Она
по своему характеру предупреждает
о возможных сдвигах и
Таблица 2.2
Группировка маркетинговой информации по назначению
Тип информации |
Назначение информации |
Где представлена информация |
СПРАВОЧНАЯ |
Вспомогательные, служебные цели |
Справочники, регистры, бюллетени, учебная литература |
НОРМАТИВНАЯ |
Различные нормы и нормативные акты, управление |
Нормативные справочники, сборники законов и постановлений |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ |
Выявление и моделирование закономерностей, тенденций, взаимосвязей |
Динамические ряды, ряды распределения, группировки и т.п. |
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ |
Консалтинговые цели, базы данных |
Рекомендации на основе заказных или спонтанных исследований, прогнозы и сценарии |
СИГНАЛЬНАЯ |
Мониторинг |
Расчеты и факты, краткосрочные прогнозы и экстраполяция |
РЕГУЛИРУЮЩАЯ |
Контроллинг |
Информация об отклонениях от плана |
Информация различается по регулярности ее поступления/сбора. Постоянная информация отражает неизменный характер некоторых рыночных явлений и процессов (например, параметры рыночной ситуации или основные параметры деятельности предприятия и т.п.). Часть постоянной информации поступает непрерывно, без существенных промежутков. Так, например, денежная выручка собирается ежедневно. Другая часть - дискретная информация - собирается с определенными промежутками во времени (например, товарные запасы регистрируются один раз в месяц). Переменная информация поступает от источников, функционирующих нерегулярно. Некоторые виды информации собираются спорадически, по мере возникновения потребности в ней.