Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:17, задача
Асель, представитель «челночного» бизнеса, должна решить, сколько экстравагантных трикотажных джемперов завести к началу зимнего сезона. Каждый вовремя проданный джемпер принесет ей доход в 20 долл. США. Весной оставшиеся изделия продаются с существенной уценкой, и каждый джемпер, остающийся на руках, означает убытки в 10 долл. Асель закупает товара в малой упаковке – в пакетах по 2 джемпера.
Задача III. Асель, представитель «челночного» бизнеса, должна решить, сколько экстравагантных трикотажных джемперов завести к началу зимнего сезона. Каждый вовремя проданный джемпер принесет ей доход в 20 долл. США. Весной оставшиеся изделия продаются с существенной уценкой, и каждый джемпер, остающийся на руках, означает убытки в 10 долл. Асель закупает товара в малой упаковке – в пакетах по 2 джемпера. По опыту трех последних лет она предполагает, что спрос на джемпера будет колебаться в диапазоне от 2 до 10 единиц и оценивает вероятности реализации товара следующим образом:
2 джемпера – 0. 1
4 джемпера – 0. 2
6 джемперов – 0. 3
8 джемперов – 0. 25
10 джемперов – 0. 15
Для заданных условий ЗПР,
вариантами решения будут закупки
экстравагантных трикотажных
Перед заполнением матрицы доходов полезно определить доходы и убытки в расчете на один пакет: они будут равны соответственно 40 долларов и 20 долларов.
Если Асель купит 2 джемпера (1 пакет) и спрос будет на 2 джемпера, то доходы составит 40 долларов (20 дол * 2 джемпера). Если Асель закупит 2 джемпера, а спрос будет на 4, то доходы все равно составят 40 долларов. Нетрудно убедиться, что значения доходов в первом столбце будут неизменны…
Перейдем ко второму столбцу: Если же Асель закупит 4 джемпера, а спрос будет на 2, то тогда: «… она реализовала 2 джемпера и получила за это доход в размере 40 долларов. Однако, одна упаковка товара осталась непроданной, а это означает убытки, равные 20 долларов. Совокупный доход, таким образом, составит 40 – 20 = 20 долл. И далее вниз по второму столбцу матрицы.
2 |
4 |
6 |
8 |
10 | ||||||
2 |
40 |
0 |
40 |
20 |
40 |
40 |
40 |
60 |
40 |
80 |
40 |
20 |
0 |
-20 |
-40 | ||||||
4 |
40 |
0 |
80 |
0 |
80 |
20 |
80 |
40 |
80 |
60 |
40 |
80 |
60 |
40 |
20 | ||||||
6 |
40 |
0 |
80 |
0 |
120 |
0 |
120 |
20 |
120 |
40 |
40 |
80 |
120 |
100 |
80 | ||||||
8 |
40 |
0 |
80 |
0 |
120 |
0 |
160 |
0 |
160 |
20 |
40 |
80 |
120 |
160 |
140 | ||||||
10 |
40 |
0 |
80 |
0 |
120 |
0 |
160 |
0 |
200 |
0 |
40 |
80 |
120 |
160 |
200 |
Стратегии принятия решения на основе «платежной матрицы»
2 |
4 |
6 |
8 |
10 | |
maxmax |
40 |
80 |
120 |
160 |
200 |
maxmin |
40 |
20 |
0 |
-20 |
-40 |
max E |
40 |
74 |
96 |
100 |
89 |
max P |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,25 |
0,15 |
Стратегия maxmax выбирается, если необходимо достичь самого высокого уровня доходов. Для выбора стратегии maxmax в каждом столбце матрицы выбирается и фиксируется максимальный элемент (расположен на главной диагонали). Эти элементы записываются в строку, соответствующую стратегии maxmax. Затем из этих элементов выбирается максимальный.
Для выбора стратегии maxmin определяется самый низкий доход в каждом столбце (элементы первой строки) и находит максимум среди этих величин. Стратегия maxmin означает, что ЛПР решил довольствоваться гарантированным (хотя и не самым большим) доходом, предполагая при этом, что условия на рынке будут складываться наихудшим образом.
В рамках стратегии max EMV для каждого варианта решения (каждого столбца) рассчитывается величина математического ожидания, суммируя произведения величины исходов на вероятности этих исходов:
EMV = И1*р1 + И2*р2 + И3*р3 + И4*р4 + И5*р5 + …,
где И – значение исхода, р – вероятность этого исхода.
Затем из полученных значений ЛПР выбирает наибольшее, которое соответствует наилучшему решению в условиях риска, когда с определенной вероятностью могут случиться как положительные, так и негативные исходы (как выигрыши, так и проигрыши).
EMV1 = 40*0,1+40*0,2+40*0,3+40*0,25+
EMV2 = 20*0,1+80*0,2+80*0,3+80*0,25+
EMV3 = 0*0,1+60*0,2+120*0,3+120*0,25+
EMV4 = -20*0,1+40*0,2+100*0,3+160*0,
EMV5 = -40*0,1+20*0,2+80*0,3+140*0,
Стратегия minmax ориентирована на минимизацию максимально возможных потерь. Эта стратегия – «стратегия наименьшего сожаления» или «стратегия минимального риска» – выбирается из расчета наихудшего для фирмы поведения «противника» (рынка и потребителя).
Для построения «матрицы потерь» в каждой строке исходной матрицы – «матрицы доходов» – выбирается и фиксируется (запоминается) максимальный элемент, из которого затем необходимо вычесть все элементы данной строки «матрицы доходов».
2 |
4 |
6 |
8 |
10 | |
2 |
0 |
20 |
40 |
60 |
80 |
4 |
40 |
0 |
20 |
40 |
60 |
6 |
80 |
40 |
0 |
20 |
40 |
8 |
120 |
80 |
40 |
0 |
20 |
10 |
160 |
120 |
80 |
40 |
0 |
minmax |
160 |
120 |
80 |
60 |
80 |
Ответ: